Миграция населения в России в постсоветский период

Развитие крупной промышленности сделало возможным техническое переустройство жизни людей, развитие санитарной техники, оздоровление населенных мест. Снижение смертности тесно связано не только с материальным производством, но и производством самих людей. При малой средней продолжительности жизни необходимо, чтобы каждая женщина рожала в среднем 4,5 ребенка. При средней продолжительности 68 лет для поддержания неизменной численности населения СКР должен равняться 2,2 ребенка. За сто лет (ХХ век) произошел резкий скачек в продолжительности жизни, подавляющее большинство смертей перешло в старшие возраста. Этим характеризуется современный тип смертности.

Причины смертности (летальности).Изучая структуру смертности по причинам смерти можно установить роль тех или иных природных и социальных факторов, объективных и субъективных, зависящих и не зависящих от воли отдельного человека. Коэффициенты смертности по отдельным причинам рассчитываются на 100 000 человек. С середины 90-х годов ФСГС в демографических ежегодниках начал регулярно публиковать стандартизованные общие коэффициенты смертности по причинам смерти. Изменения в уровне смертности в за последние 20 лет представлены в таблице 6.2. .

Таблица 6.2. Смертность населения РФ
по основным классам при чин смертности (на 100 000 человек)*

  Основные классы причин смертности  
Все насе- ление в том числе Все насе- ление в том числе  
город- ское Сель- ское Город- ское Сель- ское  
Всего 1083,2 1053,9 1281,8 1665,9 1598,0 16842,6  
Болезни системы кровообращения 600,9 587,3 693,2 833,0 786,1 903,5  
Несчастные случаи, отравления травмы 131,7 123,9 184,9 182,5 169,0 219,1  
Новообразования 188,8 189,8 181,6 203,0 210,3 183,5  
Болезни органов дыхания 61,3 54,9 104,6 54,8 47,7 74,1  
Болезни органов пищеварения 31,1 30,2 36,9 61,7 63,4 57,0  
Инфекционные и паразитарные заболевания 12,1 11,3 17,8 24,2 23,9 25,0  
Другие болезни 57,3 56,5 62,8 71,4 72,2 66,3  

* Демографический ежегодник России. М.: 2008, с.307, 314, 321.

Из приведенных данных видно, что за рассматриваемый период общий коэффициент смертности вырос в полтора раза, смертность от болезней кровообращения увеличилась на 38,6 %, от онкологических заболеваний – на 7,5 %, неестественных причин (травматизм, убийства, самоубийства, отравления и др.) – почти вдвое, в два раза выросла смертность от болезней органов пищеварения и инфекционных заболеваний. Рост последних обусловлен социально опасными заболеваниями: туберкулез, вирусные гепатиты, СПИД.

На уровень смертности и продолжительности жизни населения, как уже отмечалось, оказывает влияние множество природных и социальных факторов. Природные факторы в настоящее время не доминируют над человечеством в «чистом виде» опосредуются социальными условиями. Большая часть населения планеты живет в природно-социальной среде, и его судьба во многом зависит от его выбора.

7. Демографическая политика в эпоху депопуляции

 

Демографическая политика– это целенаправленная деятельность государственных и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Включает систему целей и средств для их достижения. Демографическая политика иногда отождествляется с политикой народонаселения, в узком – рассматривается как одна из её составляющих, наряду с регулированием условий занятости и труда, уровня жизни и социального обеспечения населения.

Объектом демографической политики может быть население в целом или отдельных регионов, социально-демографических группы, когорты населения, семьи определенных типов и стадий жизненного цикла.

Цели демографической политики сводятся к формированию в будущем желательного режима воспроизводства, призванного сохранять или изменять тенденции в области динамики численности и структуры населения, рождаемости, смертности, семейного состава.

Демографическая политика достигается с помощью комплекса мер: экономических (оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей и по уходу за ними, кредитные, жилищные льготы и т.д.); административно-правовые (законодательные, регламентирующие демографические события, алиментные отношения, охрану материнства и детства и т.д.); воспитательные и пропагандистские, призванные формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определенный демографический климат в обществе.

Особенность демографической политики заключается в том, что её меры оказывают на демографические процессы не прямо, а опосредованно, через человеческое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей.

Эффективность демографической политики определяется быстротой достижения поставленных целей при минимально возможных расходах общества и при соблюдении действующих в нем социальных норм. Условиями эффективности Д. п. являются комплексность проведения, ориентированность на длительную перспективу, устойчивость осуществляемых мероприятий.

Современная демографическая ситуация в Российской федерации, обусловленная стабильным сокращением численности населения вследствие превышения смертности над рождаемостью. В последние двадцать лет общий показатель смертности вдвое превышал аналогичный показатель европейских стран. По показателю ожидаемой продолжительности жизни Россия занимает 125 место среди стран мира (по версии ООН). Почти треть умерших граждане трудоспособного возраста, 80 % которых – мужчины. В 90-егоды наблюдался беспрецедентно низкий уровень рождаемости. Несмотря на начавшийся после 2002 г. рост рождаемости демографическая ситуация улучшается медленно. Все это вызвало необходимость проведения активной демографической политики.

Основополагающим документом реализации демографической политики является «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная президентом Российской Федерации 9 октября 2007 г. Целями демографической политики на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142-143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек.

Основные задачи демографической политики направлены на повышение качества жизни, снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни, росту рождаемости за счет рождения в семьях второго и последующих детей, укреплению института семьи. Достижение поставленных целей невозможно без привлечения мигрантов для постоянного проживания в России, прежде всего наших бывших соотечественников.

Реализация демографической политики осуществляется в три этапа.

На первом этапе (2007-2010 годы) предусматривалась реализация мер, направленных на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития. Заметно повысилась рождаемость (суммарный коэффициент рождаемости достиг 1, 55 ребенка на одну женщину детородного возраста). В сельской местности и национальных республиках он достиг 2 и более детей. Это стало возможным в связи с оказанием адресной материальной поддержки семьям, имеющим детей. Снизился уровень смертности и повысилась продолжительность жизни. На уровне субъектов Российской Федерации были разработаны региональные демографические программы, направленные на улучшение демографической ситуации, учитывающей специфику каждого региона.

На втором этапе (2011-2015 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по стабилизации демографической ситуации. К началу 2016 года предполагается стабилизировать численность населения на уровне 142-143 млн. человек; увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 70 лет; увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости и на треть снизить уровень смертности населения; уменьшить отток квалифицированных специалистов и увеличить объем привлечения на постоянное место жительство соотечественников и квалифицированных иностранных специалистов и молодежь из других стран. На этой основе обеспечить миграционный прирост на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно.

На третьем этапе (2016-2025 годы) принять комплекс мер по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране. В связи со значительным уменьшением к началу третьего этапа численности женщин репродуктивного возраста, потребуется принять дополнительные меры, стимулирующие рождение в семьях второго и третьего ребенка. Замещение естественной убыли населения в результате сокращения уровня рождаемости может произойти лишь привлечение на постоянное место жительства иммигрантов трудоспособного возраста.

Решение поставленных задач возможно при условии последовательного и стабильного увеличения расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения.

8. Миграция населения

 

Миграция населения (от лат. migratio) – перемещение населения. В современной отечественной литературе существует около 40 определений миграции. В узком смысле миграция представляет собой законченный вид территориального перемещения, сопровождающийся сменой места жительства. Её еще называют стационарной миграцией. Именно такая миграция интересует демографов, поскольку в результате ее изменяется численность и демографический состав население, что в свою очередь оказывает влияние на рождаемость, смертность, продолжительность жизни, брачную и семейную структуру.

В широком смысле к миграциям относят любое территориальное перемещение, совершающееся между различными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности.1

Первое научное определение понятия «миграции» дал английский ученый Е. Равенштейн. На примере миграций в Великобритании и Северной Америке он сформулировал одиннадцать миграционных законов или правил, некоторые из них не утратили свою значимость и на современном развитии общества. Вот некоторые из них: 1) больше всего миграций осуществляется на короткие расстояния; 2) каждому миграционному потоку соответствует свой контрпоток; 3) городские жители менее подвижны, нежели население в сельских районах; 4) во

внутренних миграциях более активны женщины, в международных – мужчины; 5) рост крупных городов в большей степени обусловлен миграцией, нежели естественным приростом; 6) масштабы миграции возрастают с развитием промышленности и торговли и особенно с развитием транспорта; 7) большинство мигрантов из сельской местности направляются в крупные промышленные и торговые центры; 8) экономические причины миграции являются определяющими.

Существуют различные классификации изучения миграции населения. Наиболее полная из них была разработана В.А. Ионцевым. Данная классификация включает 17 научных подходов, содержащих 45 научных направлений1. С точки зрения нашего предмета остановимся на демографическом подходе, в рамках которого можно выделить 4 теории:

1) общая теория народонаселения, одним из основоположников которой является А. Сови и которая определяет миграцию, с одной стороны, как демографический процесс, прямо воздействующий на воспроизводство населения, а с другой стороны, как многогранное явление, имеющее, экономический, политический, географический и другие аспекты, способные косвенно влиять на демографическое развитие;

2) Теория демографического (миграционного перехода), которая в изложении таких авторов как В. Зелинский, Л. Таба и др., объясняет изменения в миграционных процессах при переходе от аграрной доиндустриальной к постиндустриальной экономике;

3) концепция второго демографического перехода и 4) концепция нулевого сальдо международной миграции.

Остановимся подробнее на теории миграционного перехода. Миграционный переход – концепция, раскрывающая историческую эволюцию миграции населения, закономерность при переходе от малоподвижного образа жизни в условиях традиционной экономики, к нарастанию территориальных перемещений населения по мере утверждения индустриального общества, связанного с прогрессом в области транспорта и средств коммуникации, расширением информационного пространства, формированием единых национальных, а затем и мировых рынков труда и капитала.

Согласно концепции миграционного перехода развитие миграций проходит ряд фаз или стадий, примерно соответствующих фазам демографического перехода.

Первая фаза – низкая территориальная подвижность, оседлое население, высокая рождаемость и высокая смертность. Совпадает с первой фазой демографического перехода.

Вторая фаза сопровождается массовой миграцией из перенаселенных сел в города, где начинает развиваться промышленность, осуществляется колонизация неосвоенных земель в переделах своей страны, эмиграция, распространяются сезонные и маятниковые миграции.

Третья фаза. Постепенно ослабевают потоки мигрантов в города и на новые территории, уменьшается эмиграция, но происходит повышение интенсивности возвратных перемещений по мере усложнения пространств, структуры общества.

Четвертая фаза. Сокращение абсолютных и относительных показателей движения из села в город (село как источник избыточной рабочей силы себя уже исчерпало), высоким уровнем межгородских миграций. Низкий прирост трудовых ресурсов в индустриально развитых странах вызывает необходимость привлечения иностранной рабочей силы. как высококвалифицированных специалистов («утечка умов»), так и рабочих кадров. Экономические причины миграции становятся решающими: усиливаются перемещение населения в экономически более развитые районы и страны.

Пятую фазу В. Зелинский рассматривал как гипотетическую стадию будущего, для которого будет характерно проведение политики жесткой квотированной миграции по направлениям и качеству рабочей силы.

Миграция населения в России всегда имела огромное влияние на демографическое и экономическое развитие как отдельных территорий и регионов, так и страны в целом. Вплоть до начала 90-х годов ХХ века она определялась главным образом политическими т идеологическими соображениями, ее общественным устройством.

Распад СССР значительно изменил картину миграционного движения. В рамках бывшего Союза внутренняя миграция одномоментно превратилась в международную, требующую совершенно новых подходов, иной миграционной политики. За пределами этнической родины оказалось 25 млн. русских и 11 млн. русскоязычного (русскоговорящего) населения. Началось массовое их переселение во вновь образовавшиеся самостоятельные государства. Резко обострившиеся национальные конфликты, как за пределами России, так и внутри ее вызвали волну беженце и вынужденных переселенцев.

Россия с ее «прозрачными границами» превращается в мощный иммиграционный центр, куда устремились миллионы бывших советских граждан. По официальным данным только за 1992-2001 гг. иммиграция в Россию составила 7,6 млн. человек, из них – 1,2 млн. беженцев, более 2 млн. официально незарегистрированных. Примерно 70 % мигрировавших на жительство в Россию составляли русские.

К сожалению в условиях экономического кризиса, Россия оказалась практически неподготовленной к эффективному решению проблем, вызванных появлением такого потока вынужденных мигрантов, включая беженцев по экологическим причинам, репатриацией ранее депортированных народов, нелегальной миграцией и др. Высокий приток населения в Россию в 1990-е годы стал значимым фактором политического экономического и особенно демографического развития, на две трети компенсировав естественную убыль населения.

Значительные изменения произошли и в характере миграционных процессов внутри России. В 1991 г. впервые за советский период вектор направления «село-город» сменился на противоположный – «город-село», что, в частности, объясняется резкий ухудшением общей экономической ситуации в России, потерей привлекательности крупных городов, удорожанием жизни в них, что превысило все возможные уровни. С конца 1989 г. наметился отток из северных и восточных территорий , богатых природными ресурсами. Потери населения Северного, Восточно-Сибирского и Дальневосточного регионов за 1989-1999 гг. составили около двух миллионов человек. Отток населения из этих регионов продолжился и в первое десятилетие 2000-х гг. Актуальность проблемы заключается не просто в миграционных потерях, а прежде всего в том, что стало уезжать население, уже хорошо адаптировавшееся к проживанию в экстремальных условиях севера, т.е. наметилось разрушение трудно складывающегося генетического потенциала, для восстановления которого потребуются десятилетия и без которого освоение природных богатств этих территорий будет малоэффективным.

Несмотря на экономический кризис, уже с середины 1990-х годов Россия начинает втягивать в международный рынок труда. Хотя и в советские годы СССР использовал иностранную рабочую силу и главным образом из стран социалистического лагеря. В постсоветский период по мере улучшения экономической обстановки в стране начала расти потребность в рабочей силе и прежде всего в ставших малопрестижными отраслях и сферах занятости. В Россию хлынул поток дешевой иностранной силы из бывших союзных республик и, прежде всего Средней Азии, Закавказья.

Эмиграция.Уникальный характер миграционной ситуации в России после распада СССР заключается в появлении «ближнего зарубежья» и резком вовлечении населения России в миграционные потоки с «дальним зарубежьем». Упрощение в конце 1986 г. процедура выезда из страны, принятие целого ряда законов о порядке выезда из РФ и въезда в РФ дало начало нового этапа миграционного движения, который характеризуется резким подъемом числа выезжающих на постоянное место жительства за рубеж. Если в 1987 г. из России выехало в страны дальнего зарубежья 10 тыс. человек, то в 1995 г. уже 112 тыс. За 1987-2001 гг. из России эмигрировало около 1140 тыс. человек, а с 2002 по 2010 гг. - 553,4 тыс. Это уже четвертая волна массовой эмиграции из страны. ЕЕ специфика заключается в том, что она состоит из двух потоков: первый – в страны дальнего зарубежья и второй – в страны СНГ и Балтии. Более половины эмигрантов уехали в Германию, свыше четверти – в Израиль и немногим более 10 % в США. Основу эмигрантов составляли этнические меньшинства (немцы, евреи, поляки, болгары и др), не имевшие на территории России своих национальных административных образований. Эмиграция этих народов носит в основном этнический характер. Наряду с этим в 90-е годы в условиях экономического кризиса начался отток высококвалифицированных специалистов (утечка умов). Они переезжали в США, Канаду, Австралию и другие экономически развитые страны. И здесь в потоке мигрантов преобладали русские. С 1998 г. каждым третьим эмигрантом стал русский. Отток данной категории граждан из России нанес ощутимый урон в развитии науки, техники, негативно сказался на развитии многих отраслей экономики.

Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что в условиях перехода к новой системе экономического развития, характер, направления, структура миграционных потоков и конечные результаты миграции в России претерпели существенные изменения. Все это вызвало необходимость проведения активной миграционной политики.

Миграционная политика – это система действий государственных органов и других общественных институтов в сфере регулирования миграционных потоков. Фундамент миграционной политики, система взглядов, определяющих границы правового, этического и идеологического пространства, в рамках которого могут формироваться документы по миграции населения, заложен в Концепции миграционной политики Российской Федерации. В ней определены цели, задачи, основные направления миграционной политики, принципы ее проведения.

 

 

Словарь демографических терминов

 

Анализ демографический –изучение процесса смены поколений людей и факторов, его определяющих.

Брак –санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права

и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

Брачная рождаемость –рождаемость, рассчитанная только для женщин, состоящих в зарегистрированном браке.

Брачное поведение -система действий и отношений, определяющих как выбор брачного партнера и вступление в брак, так и действия, направленные на прекращение брака, развод.

Брачное состояние –позиция индивида по отношению в браке. В отечественной демографической статистике выделяют четыре стандартные категории брачного состояния статуса: никогда не состоявшие в браке, состоящие в браке, вдовые и разведенные.

Брачность –процесс образования брачных (супружеских) пар в населении.

Брачный рынок –система соотношений численности различных групп бракоспособного населения, образующая общие рамки брачного выбора.

Беженцы и ищущие убежища лица -люди, вынужденные оставить место своего жительства вследствие различных угрожающих обстоятельств и прибывших на территорию другого государства.