Изменения в государственной системе СССР

в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

 

22 июня 1941 г. войска фашистской Германии без объявления войны напали на СССР. Военные действия потребовали мобилизации всех сил и средств для обороны страны. Уже 22 июня 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении».В местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти переходили к военным властям (военным советам фронтов, армий).

30 июня 1941 г. был образован Государственный Комитет Обороны (ГКО), которому передавалась вся полнота власти в стране. ГКО реализовывал свои решения через специальные комитеты и комиссии, своих уполномоченных, городские комитеты обороны, а также посредством довоенных государственных и партийных органов (Президиума Верховного Совета СССР, СНК СССР и др.).

Осуществлялась перестройка экономики на военный лад. Перемещением промышленных предприятий в восточные районы страны руководило Управление по делам эвакуации, которому подчинялись отделы эвакуации при республиканских и областных органах и эвакуационные пункты на железных дорогах. Мобилизацией трудоспособного населения занимался Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР и соответствующие бюро при местных исполкомах. Поставки стратегически важных ресурсов – нефти, газа, угля, леса – обеспечивали созданные в 1942–1943 гг. специальные ведомства (главные управления). Отдельное Управление при СНК отвечало за государственное обеспечение и бытовое устройство семей военнослужащих. Создавались специализированные наркоматы, руководившие производством оружия и боеприпасов.

Была проведена реорганизация управления войсками. Высшее стратегическое руководство вооруженными силами возлагалось на Ставку Верховного Главнокомандования. Рабочим аппаратом Ставки служили Генеральный штаб, управления наркомата обороны и наркомата военно-морского флота. С мая 1942 г. при Ставке действовал Центральный штаб партизанского движения, а в сентябре 1942 г. было создано Главное командование партизанского движения.

Судебная система в годы войны существенно не изменилась, но при этом вполне закономерно возросло значение военных трибуналов. Трибуналы образовывались при армиях, корпусах, дивизиях, гарнизонах, бригадах на железных дорогах и в речных (морских) бассейнах. Надзорными инстанциями являлись соответствующие коллегии Верховного суда СССР. В местностях, объявленных на военном положении, и в прифронтовой полосе трибуналам по решению военных властей передавались дела, входившие ранее в компетенцию общих судов.

В ноябре 1942 г. была образована Чрезвычайная Государственная Комиссия, которая занималась расследованием преступлений оккупантов и их сообщников. Указом Президиума Верховного Совета от 19 апреля 1943 г. за такие преступления предусматривалось наказание в виде смертной казни через повешение и ссылки на каторжные работы от 15 до 25 лет.

В годы войны произошли некоторые изменения в правовой системе. В уголовном праве шире стал использоваться принцип аналогии, устанавливается уголовная ответственность за действия, ранее наказуемые в административном порядке. Строго карались нарушение трудовой дисциплины, уклонение от разного рода государственных повинностей, воинского учета, хищения социалистической собственности, спекуляция, распространение ложных слухов. В гражданском праве практически исчезают договорные отношения. Обязательства возникали на основании административных актов, плановых заданий. В наследственном праве с 1945 г. стали допускаться к наследованию трудоспособные родители, братья и сестры. В семейном праве с 1944 г. признавались законными только зарегистрированные браки.

17.2. Перестройка государственного механизма СССР, развитие советского права в 1945 – 60-е гг.

После окончания войны на первый план выдвинулись задачи восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства, нормализации мирной жизни. Были ликвидированы нормы права, порожденные чрезвычайными обстоятельствами военного времени. Вновь вводился 8-часовой рабочий день, прекращались трудовые мобилизации и обязательные сверхурочные работы. В 1947 г. была отменена смертная казнь.

Осуществлялась перестройка государственного механизма СССР и союзных республик. В первую очередь были упразднены ГКО и иные органы, связанные с потребностями военного времени. Функции ГКО передавались Совету Народных Комиссаров СССР. В марте 1946 г. СНК СССР преобразован в Совет Министров СССР. Были проведены выборы в Советы всех уровней, возобновлена их нормальная деятельность. Вместе с тем роль и значение Верховного Совета СССР в законодательной деятельности неуклонно снижалась, так как фактически все решения принимались высшими партийными органами и Президиумом Верховного Совета.

В полном объеме сохранялась система партийного руководства государством. В 1952 г. правящая Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) была переименована в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС). Партийный контроль над общественной жизнью стал более жестким и только после смерти в марте 1953 г. И. В. Сталина новое советское руководство во главе с Н. С. Хрущевым взяло курс на проведение демократических преобразований.

Новое правительство стремилось преодолеть свойственный советской экономике чрезмерный централизм. В 1957 г. вместо промышленных министерств были созданы Советы народного хозяйства (совнархозы), которым подчинялись все строительные организации и промышленные предприятия, вне зависимости от их отраслевой принадлежности. Однако эти преобразования не дали желаемых результатов, в связи с чем отраслевая система управления была восстановлена (1965 г.). Началась новая административная централизация, вместе с тем предприятиям была предоставлена определенная автономия: минимизировано число обязательных плановых показателей, часть доходов оставалась в распоряжении предприятий.

Курс на демократизацию государственной жизни привел к расширению прав союзных республик. Они получили право самостоятельно планировать работу предприятий республиканских министерств и ведомств, распределять средства между республиканскими и местными бюджетами, образовывать и упразднять области и края.

Были приняты меры, направленные на укрепление правопорядка и законности: ликвидированы «тройки» и Особое совещание при МВД СССР, реабилитированы несправедливо репрессированные граждане и народности (чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы, калмыки).

Проводится реорганизация органов государственной безопасности и милиции. В марте 1954 г. был образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР. В октябре 1956 г. на базе прежних органов милиции созданы управления и отделы внутренних дел исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся. В 1960–1968 гг. в СССР не было общесоюзного министерства внутренних дел, а его функции выполняли республиканские министерства охраны общественного порядка. Упразднялись министерства юстиции СССР и союзных республик (1956 г.).

Были внесены существенные изменения в судебную систему. В соответствии с принятым в феврале 1957 г. новым Положением о Верховном суде СССР сокращались его надзорные функции за счет расширения соответствующих прав судебных органов союзных республик. В декабре 1958 г. приняты Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик. Участковая система народных судов была заменена единым городским или районным народным судом, увеличивался срок полномочий народных судей.

В утвержденных 8 декабря 1961 г. Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик были установлены единые принципы регулирования гражданско-правовых отношений. Закреплялись такие виды собственности, как государственная, кооперативно-колхозная, собственность профсоюзов и других общественных организаций. Регламентировался статус личной собственности граждан. Впервые приводилась классификация оснований возникновения гражданских прав и обязанностей и классификация форм защиты гражданских прав. Большое внимание уделялось договорам, которые, в первую очередь, рассматривались как один из элементов планового ведения хозяйства. В 1964 г. на базе Основ гражданского законодательства были приняты гражданские кодексы союзных республик.

Демократические преобразования повлияли на систему трудовых отношений. Рабочие и служащие получили право одностороннего расторжения трудового договора. Отменялась уголовная ответственность за самовольный уход с предприятий, за прогул. В соответствии с Законом о государственных пенсиях от 14 июля 1956 г. устанавливались пенсии по инвалидности, по старости (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), в случае потери кормильца. Сокращалась продолжительность рабочей недели, начался перевод рабочих и служащих без уменьшения заработной платы на 7 и 6-часовой рабочий день.

В декабре 1958 г. были приняты Основы уголовного законодательства, на базе которых в 1959–1961 гг. создавались уголовные кодексы союзных республик. Наметилась определенная либерализация уголовно-правовых норм: исключались некоторые виды наказаний (удаление из СССР, объявление «врагом народа» и др.), отменялись ответственность по принципу аналогии и объективное вменение, повышался возраст для привлечения к уголовной ответственности (с 14 до 16 лет), сокращался максимальный срок лишения свободы (с 25 до 15 лет). Однако одновременно наблюдалась тенденция к усилению уголовной репрессии. В частности, была восстановлена смертная казнь (1950 г.), применение которой постоянно расширялось.

Таким образом, в конце 50–60-е гг. в СССР были достигнуты значительные успехи в деле систематизации и кодификации права. Кроме вышеуказанных актов, были приняты Основы уголовного судопроизводства (1958 г.), Основы гражданского судопроизводства (1961 г.), Основы законодательства о браке и семье (1968 г.), Основы земельного законодательства (1968 г.), Основы исправительно-трудового законодательства (1969 г.), Основы законодательства о труде (1970 г.) и соответствующие кодексы в союзных республиках.