Римские термы

 

Термы – самый сложный тип римского здания по составу помещений и по техническим приемам. В Риме существовали облицованные мрамо­ром термы плебеев и более изысканные, украшенные статуями и драгоценными колон­нами бани вольноотпущенников. Знатные римляне предпочитали небольшие частные бани. Термы служили баней, массажной, спортивным залом, клубом, аудиторией; праздные римляне ежедневно посещали их к вечеру. В позднем Риме число императорских терм достигало 11, более мелких – 800. В каждом римском городе были свои термы, а иногда по нескольку зданий этого рода.

Требования к качеству воды, к тем­пературе, к освещению и к отделке помещений неизменно повышались, вызывая все новые усовершенствования. «Таким образом, бани, которые при своем открытии вызвали восторг и привлекали толпы посетителей, оказывались почти заброшены как устарелые, лишь только роскошь изобретала что-либо новое, губящее ее самое», – писал Сенека в I в. н.э. Далее он отметил следующее: «Всякий считает себя бедным и неряшливым, если стены его терм не сияют драгоценными плитами, или александрийский мрамор не украшен инкрустацией из мрамора нумидийского, если своды не выложены стеклом, если вода не льется из серебряных кранов. Сколько статуй, сколько колонн, которые ничего не поддерживают и поставлены ради расточительности! Мы дошли до такой изнеженности, что хотим ступать только по драгоценным камням! Мы теперь называем жилищем мокриц термы, если они устроены так, что солнце не проникает в них целый день через огромные окна, если в них не загораешь, пока моешься, если из ванны не видишь полей и моря…». Широкомасштабное строительство терм в последние века существования империи дали повод остроте: «Похоже, что римляне спешат перед собственной гибелью смыть с себя всю грязь и кровь, которой полна их история…».

Еще при республике банный сектор терм со­стоял из главных зал: кальдария (горячей бани), тепидария (теплой) и фригидария (хо­лодной), а также лаконика (сухой парной), раздевальни, уборных, помещения для массажа и т.д. Но, в отличие от домашних бань, общественные термы включали ряд помещений для отдыха, развлечений и физических упражнений. При проектировании первых терм зодчие исходили, прежде всего, из рационального решения технологиче­ского процесса, диктовавшего несимметричный план. Полы, стены, а позднее и своды обогревались с помощью внутренних ка­налов, по которым циркулировали горячий воз­дух из топок. Во влажных помещениях были необходимы каменные перекрытия, так как деревянные быстро выходили из строя. Поэтому бетонные своды и купола впервые появились именно в термах.

Большие императорские бани, отделанные мрамором и богато украшенные, состояли из целого комплекса построек, окруженных портиками, садами и стадионами, палестрами, залами для отдыха и аллеями для прогулок, библиотеками. Перед омовением посетители сначала занимались гимнастикой, играли в мяч или фехтовали деревянными мечами. Первоначально мужчины и женщины совершали омовения в одни и те же часы. Только при императоре Адриане купание стало раздельным.

Принципиальная структура римских терм включала следующие части. Сводчатый вестибюль сообщался с аподитерием – раздевальней (греч. аpodyo – «снимаю»), перекрытой более высоким и широким цилиндрическим сводом. В продольных стенах раздевальни на уровне человеческого роста были устроены прямоугольные ниши, в которых посетители оставляли одежду под присмотром своих рабов.

Из аподитерия один дверной проем вел во фригидарий, холодную баню (лат. Frigidus – «холодный»), другой – в тепидарий, теплую баню (лат. Tepidus – «теплый»).

Фригидарий представляет собой небольшое квадратное помещение с четырьмя полукруглыми нишами по углам. Все свободное пространство занято круглым бассейном, в котором циркулировала проточная вода. Холодную ванну, видимо, принимали люди, желавшие освежиться в жаркий летний день. Но чаще – после горячей бани.

В тепидарии обычно не мылись, а только прогревались теплым сухим воздухом и натирались оливковым маслом. Свод тепидария возвышался над окружающими помещениями терм. Свет попадал сюда через громадные окна, поднятые выше боковых залов. Освещение зала было наиболее эффектным вечером, в часы наибольшей посещаемости терм. Лучи заходящего солнца заливали своды красноватым светом, в то время как нижняя часть зала тонула в полумраке. Лучи освещали разноцветные колонны, греческие и римские статуи, драгоценные мозаики, мраморные инкрустации пола и стен, водную гладь бассейнов. В то же время фасады терм были почти полностью лишены декоративных украшений и отличались простотой, монументальностью. Эта простота в наружной отделке фасадов, сочетавшаяся с роскошью интерьера (принцип «жемчужной раковины») – новое, оригинальное направление в архитектуре позднего Рима, Византии, балканских и придунайских стран.

Согревшись и отдохнув, посетители входили в кальдарий, горячую баню (лат. Caldus – «горячий»). Здесь процедуры начинались с теплого душа – фонтанчика, бившего в круглом резервуаре. Затем клиенты мылись горячей водой в большой мраморной ванне. Свод кальдария был снабжен поперечными желобками, по которым стекали вниз капельки конденсата. Обогрев помещения осуществлялся горячим воздухом, который циркулировал по керамическим каналам и трубам, проложенным в стенах и под полом. В эти каналы воздух поступал из подземных печей. Вода кипятилась в огромных котлах.

«Римляне придумали весьма остроумную отопительную систему, которую они использовали для горячих отделений в банях и для обогрева некоторых жилых домов. Она представляла собой плиточный пол, уложенный поверх коротких кирпичных столбиков (высотой два фута = 591 мм). В подпольное пространство поступал горячий дым и воздух из медленно горящих топок. Газы затем вытягивались наружу. «Пол выкладывают полуторафутовыми черепицами наклонно к подпольной печи, так чтобы, если бросить на него шар, он не мог бы остановиться внутри, но сам собою скатывался назад к печному устью; тогда жар будет легче распространяться по подполью. На пол ставят столбы из восьмидюймовых кирпичей, Располагаемые так, чтобы на них можно было положить двухфутовые черепицы. Высотой эти столбы должны быть в два фута. Выкладывают их из глины, сбитой с волосом…» (Витрувий, V, 10, 2) …» [Коуэн Г.Дж. Мастера строительного искусства: Пер. с англ. – М.: Стройиздат, 1982. – С. 80-81].

Главные зальные помещения (купольный калдьдарий, крытый крестовыми сводами тепидарий и лишенный кровли фригидарий) располагались вдоль центральной оси комплекса.

Заканчивалась банная процедура вновь во фригидарии – холодной бане.

Термы были одним из самых посещаемых мест в Риме. Общее число общественных бань в Вечном Городе приближалось к тысяче. Термы возводили Агриппа, Август, Нерон, Тит, Траян. Но самые величественные из них появились только в 211-217 годах. Это термы Марка Аврелия Антонина (Каракаллы):

«Долго жила в народе ненависть к Антонину [Каракалле, 211-217 гг.] и долго было нелюбимо это достойное уважения имя, хотя он дарил народу одежды, за что и был прозван Каракаллой [название галльской одежды], и строил великолепнейшие термы. В Риме существует портик Севера, в котором изображены его деяния, портик, который, по словам большинства, построен его сыном [Антониной Каракаллой]…» (Спартиан, Север, 21) (рис. 10.17).

 

 

 

Рис. 10.17. Термы Каракаллы в Риме, 211-217 гг. Портрет императора, план, общий вид терм

 

Размеры этих терм (535×363 м) та­ковы, что на их площади разместился бы такой город, как Тимгад. Эти термы вмещали до 1600 посетителей. Главное здание (216×122 м) занимало площадь в 2,5 га. Оно стояло среди садов и пло­щадок для отдыха, спорта и развлечений. В глубине участка был стадион с местами для зрителей, а по бокам – апсидальные здания с залами для физических упражнений и с глу­бокими бассейнами. Впереди, подпирая 6-мет­ровую по высоте террасу, тянулся двухэтажный корпус контор и номерных бань. Ориентация – углами по странам света – концентрировала дневные и вечерние солнечные лучи в кальдарии, требовавшем наибольшего нагрева. Диаметр купола кальдария (34 метра) значителен даже для самостоя­тельной ротонды типа Пантеона.

Положение входов (по два с каждой стороны фасада) указывает на два потока посетителей. Главные залы: купольный кальдарий, крытый крестовыми сводами тепидарий и лишенный кровли фригидарий – лежат по главной оси здания.

Свод тепидария возвышался над окружаю­щими помещениями. Его освещали громадные окна, поднятые выше их крыш. Освещение становилось особенно эффективным к вечеру – в часы наибольшей посещаемости терм. Лучи заходящего солнца заливали своды красноватым светом, в то время как нижняя часть здания уже тонула в полумраке. Цент­ральное расположение тепидария обеспечивало равновесие его высоко поднятого тяжелого крестового свода громадным пролетом в 23,5 м. Открытые в тепидарий помещения, по три с каждой его стороны, своими стенами и цилинд­рическими сводами подпирали главный свод:

«Каракалла оставил в Риме постройки – отличные термы своего имени, в которых ванная комната, по мнению архитекторов, никакими [усилиями] подражания не может [вновь] быть построена так, как построена. Там, говорят, сверху находятся медные решетки, на которых держится весь свод, притом таких размеров, что, по мнению ученых механиков, сделать это было невозможно…» (Спартиан, Антонин Каракалла, 9) (рис. 10.18).

 

 

Рис. 10.18. Термы императора Каракаллы (211-217 гг.). Современное состояние

 

В тепидарии наиболее ясно читается несоответ­ствие между бетонной конструкцией и мрамор­ным декором. Громадные мраморные колонны, на раскрепованный антаблемент которых как бы опирались пяты сводов, несли в действи­тельности небольшую часть одной только вер­тикальной нагрузки.

Бесчисленные колонны раз­ной высоты отделяли одно помещение терм от другого. Они создавали своего рода шкалу, поз­волявшую оценить размеры восьми главных колонн и высоту расположения как бы парив­ших над ними громадных окон и сводов. Свет заливал все пространство: разноцветные колон­ны, прекрасные греческие изваяния, драгоцен­ные мозаики, мраморные инкрустации стен и полов, водные поверхности бассейнов и купаю­щихся людей. В это же время рабы, обслужи­вающие в термах техническую и эксплуата­ционную сторону, работали во мраке подвалов, заполнявших всю площадь под террасой.

Перенесение подсобных помещений в подвал упростило пла­нировочную схему комплекса. Со вто­рой половины I века в термах стал применяться двойной кольцевой график прохож­дения посетителей по помещениям. В главный корпус обычно попадали через входы, располо­женные в боковых частях переднего фасада (рис. 10.19).

 

 

 

Рис. 10.19. Общий вид, интерьер тепидария (реконструкции). Портрет Каракаллы (211-217)

 

 

 

 

Рис. 10.20. Термы Каракаллы в Риме. Интерьеры (реконструкция). Конструкция стен в термах Каракаллы. Современное состояние

 

Половина посетителей проходила подготови­тельные процедуры (раздевание, мытье, мас­саж, сухое потение) в помещениях правой сто­роны, а другая половина – в помещениях левой. Только после этого потоки сливались, и вся масса купальщиков проходила через главные залы с общими бассейнами: кальдарий, тепидарий и проходной фригидарий. Затем посетитель возвращался в прихожую, где его ждали рабы или клиенты (рис. 10.20).

Симметричный план изначально имели термы Нерона (середина I в. н. э.). Его применили также в термах Веспасиана (г. Баденвейлер) и в термах Тита (г. Рим). В тер­мах Траяна, построенных Аполлодором в нача­ле II в. н. э., этот тип плана утвердился окончательно – движение могло осуществляться по двойному графику.

При этом центральный зал был по­крыт большим трехпролетным крестовым сво­дом. Распределяя нагрузку на угловые опоры, крестовый свод позволяет устраивать в щековых плоскостях большие проемы. Стало возможно освещать при компактной планировке цен­тральные залы, поднимая их покрытие выше окружающих. Это свойство сделало крестовые своды наиболее пригодными для перекрытия главных зал терм.

Применение готовых частей, изредка имев­шее место уже раньше, и несогласованность от­дельных архитектурных элементов сделались правилом в архитектуре позднего Рима. Бле­стящее еще развитие конструктивных систем и мастерства в создании архитектурного целого совмещалось в это время со снижением худо­жественного качества деталей и декора. Обе эти стороны нашли яркое выражение в зданиях поздних терм, построенных в III-IV вв. н. э.

 

В 302-305 гг. были возведены термы Диоклетиана, вмещавшие до 3200 человек. Они имели такую же схему, как и у терм Каракаллы (рис. 10.21).

 

 

Рис. 10.21. Термы Диоклетиана, нач. IV в. Общий вид. Реконструкция

 

Тепидарий этих терм сохранился до настоящего времени. Их главный зал с колоннами желтого мрамора сохранился в со­ставе церкви Санта Мария дельи Анджели (пе­рестройка Микеланджело, 1563 г.).

Очень простые, покрытые мраморной штука­туркой фасады терм Каракаллы и Диоклетиа­на оживлялись только скупыми мозаичными вставками у входов. Эта простота декоративной отделки фасадов и очень не­большие портики перед входами подчеркивали гран­диозность комплекса и постепенное нарастание объемов к цен­тральному залу. Громадные, но разделенные на мелкие части окна этого зала высились над почти гладкими стенами. Простота в наружной трактовке общественных сооружений поздней империи отличает их от культовых зданий (принцип «жемчужной раковины»). Это отличие характерно для всех построек этого периода (рис. 10.22).

 

 

Рис. 10.22. Термы Диоклетиана, нач. IV в. План терм. Портрет Диоклетиана

 

 

Рис. 10.23. Термы Диоклетиана. Интерьер центрального зала (реконструкция)

 

Рис. 10.24. Термы Диоклетиана. Современное состояние. Тепидарий

 

Термы Диокле­тиана, построенные на рубеже III-IV вв., от­мечены усилением влияния Востока. В них, как и в сооружениях восточных провинций, от­сутствуют криволинейные помещения. Поэтому термы Диоклетиана уступали термам Кара­каллы по разнообразию формы интерьеров (рис. 10.23). В термах Диоклетиана боковые помещение главного, перекрытого крестовыми сводами за­ла более развиты, чем в термах Каракаллы. Они соединены проемами в дополнительные анфилады, представляющие подобие боковых нефов главного зала. Поперечные же стены несколько возвышались над крышей боковых помещений для лучшей компенсации распора от крестовых сводов главного зала (рис. 10.24).