Тема 12. Сознание, его происхождение и сущность

Вопрос 3. Пространство и время как формы движения материи

Вопрос 2. Философское понятие материи. Атрибуты материи

Идеально-духовное бытие.

Наряду с основными формами бытия выделяют и другие, менее фундаментальные: бытие техники, бытие живой природы, психическую реальность.

 

ВЫВОДЫ по 1 вопросу:

1. Категория бытия является самой абстрактной, наиболее широкой и самой бессодержательной категорией философии. Под бытием понимается либо материальная действительность (в узком смысле слова), либо все, существующее (в широком смысле слова).

2. Существует два пути познания бытия: аналитический, когда мы разлагаем бытие на формы, и диалектический, связанный с выяснением взаимоотношений между бытием и не-бытием. К основным формам бытия следует отнести: материально-природное бытие, социально-культурное бытие, человеческое бытие, идеально-духовное бытие.

 

В материалистической философии категория материи обозначает всю объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека. До сих пор остается актуальным ленинское определение материи: «Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в его ощущениях, которая копируется и фотографируется нашими органами чувств, существуя вне и независимо от них».

Формирование представлений о материи имеет длительную историю, в которой можно выделить следующие основные этапы:

1. Наивный материализм (VII - VI вв. до н.э.). Материя – конкретное вещество, например, вода, воздух, огонь (Фалес, Анаксимен, Гераклит).

2. Метафизический материализм (XVII - XIX в.в). Материя – вещество, обладающее такими неотъемлемыми качествами, как масса, протяженность, плотность, непроницаемость (Ньютон, французский материализм).

3. Диалектический и исторический материализм (XIX - XX в.в.) Материя – это философская категория, для обозначения объективной реальности (В.И. Ленин). Такое расширение понятия материи позволило включить в нее не только вещественную материю, но и физические поля, энергию, а также выявить материю социальной жизни: законы истории, производственные отношения, экономический базис существуют объективно, вне сознания людей, а потому также материальны.

С позиций современной науки, материи можно приписать ряд важнейших, неотчуждаемые свойств, которые принято обозначать термином «атрибут». К числу атрибутов материи относят структурность (системность), движение, отражение, неразрывную связь с пространством и временем.

Структурность – способность материи упорядочиваться, образовывать сложные системы и структуры.

Следующим атрибутом материи выступает движение, являющееся основным способом ее существования. Обычно движение определяется как любое изменение. Особо выделяют такие разновидности движения как рост, развитие, прогресс и регресс, которые будут подробно рассмотрены в следующей лекции. Атрибутивность движения проявляется в том, что движение материи абсолютно – нет материи находящейся в абсолютном покое, поэтому покой всегда относителен.

Многообразные конкретные проявления движения могут быть соотнесены с определенными материальными носителями. Это дает возможность построения разных классификаций форм движения материи. Наиболее известна классификация Ф. Энгельса, включающая в себя 5 форм движения материи, располагающихся от простой к более сложным, при этом более сложная форма включает в себя более простую, надстраивается на ней.

1. Механическое движение, связанное с перемещением тел в пространстве.

2. Физическое движение, связанное с тепловыми, электромагнитными, оптическими и др. процессами.

3. Химическое движение – движение атомов внутри молекул.

4. Биологическое движение, связанное с развитием белковой жизни, начиная от процессов обмена веществ и заканчивая формированием биосферы.

5. Социальное движение -- все изменения в обществе.

С точки зрения современной науки, предложенная классификация явно не полна, в нее, по нашему мнению, следует добавить, по меньшей мере, геологическую (формирование геологических пластов) и психическую (интеллектуальные, эмоциональные и др. процессы и состояния в психике людей и животных) формы движения материи.

Третьим важнейшим атрибутом материи является отражение как способность материальных тел запечатлевать, сохранять воздействие других тел и явлений. Отражение связано с обменом между материальным телами энергией и информацией, выступает в различных формах: механическое (фотография, отпечатки пальцев), раздражимость, психика и сознание. Более подробно об отражении будет рассказано в лекции, посвященной сознанию.

 

ВЫВОДЫ по 2 вопросу:

1. Понятие материи является одной из фундаментальных категорий онтологии и обозначает объективную реальность, главное свойство которой – существовать вне и независимо от сознания.

2. В истории философии выделяют три исторический формы материализма: наивно-стихийный материализм древней философии, метафизический материализм 17-18 веков, диалектический и исторический материализм, созданный Марксом и Энгельсом.

3. В современной философии материи приписывается четыре атрибута – структурность, движение, отражение, пространство и время.

 

Последними главными атрибутами материи и универсальными формами ее существования выступают пространство и время. Материя не существует вне времени и пространства, а пространство и время – вне материальных объектов и процессов -- такова позиция современного естествознания. По мнению академика С.Т. Мелюхина, пространствоесть форма бытия материи, характеризующая её протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах; время– форма бытия материи, выражающая длительность её существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем.

К важнейшим универсальным свойствам пространства и времени относят:

§ неразрывную связь с материей и друг с другом;

§ объективность, т.е. независимость от сознания человека;

§ количественную и качественную бесконечность;

§ несотворимость и неуничтожимость.

В результате мы приходим к различным альтернативным точкам зрениям на природу пространства и времени, которые называются «концепциями пространства и времени». Все они могут быть сведены в следующую таблицу:

 

Объективизм –пространство и время существуют вне и независимо от сознания человека (материализм) Субъективизм – пространство и время – способы нашего восприятия вещей (субъективный идеализм)
Креационизм – пространство и время творятся Богом, находящимся вне вре-мени и пространства (христианство) Этернализм (от фр. Eternel – вечный) – пространство и время бесконечны и существуют вечно (марксизм).
Субстанциальная– пространство и время – отдельные субстанции, не зависящие от материи и друг от друга (И. Ньютон) Реляционная– пространство и время зависят от материи, в частности, от скорости движения и силы тяготения (Г. Лейбниц, А. Эйнштейн)
Динамическая – время необратимо, машина времени невозможна (И. Пригожин, синергетика) Статическая – время обратимо, машина времени возможна (индийская философия вед)

 

В истории философии и науки отмеченные концепции находились в постоянной борьбе, попеременно беря верх друг над другом. Например, в Средние века теологи были убеждены в сотворенности пространства и времени, однако в XVI веке Джордано Бруно обосновал положение о бесконечности Вселенной во времени и пространстве.

Аналогичным образом до начала XX века в философии и науке господствовала субстанциональная концепция, обоснованная еще И. Ньютоном. В ней пространство и время трактовались как отдельные субстанции, независимые друг от друга и от материи, всегда равные самим себе: время течет всегда равномерно, пространство однородно и изотропно. При жизни Ньютона эту точку зрения критиковал Лейбниц, но его голос не был услышан, и только благодаря А. Эйнштейну утвердилась противоположная, реляционнаяконцепция. Заслуга Эйнштейна состояла в том, что он сумел показать как именно связаны пространство и время друг с другом и с движущейся материей, и дать этой связи количественное математическое выражение.

Кроме концепций, выделяют еще виды пространства и времени:

1. Физическое – это то пространство и время, которые мы измеряем с помощью линейки и часов; свойства физического пространства – протяженность, непрерывность (связность, отсутствие разрывов), трехмерность, однородность, кривизна, безграничность; свойства физического времени – длительность, асимметричность (необратимость), одномерность.

2. Биологическое -- пространство и время жизни живых организмов; главным свойством биологического пространства является асимметричность (например, внутри живых организмов все белки – правосимметричны, а сахара и углеводы – левосимметричны), а главным свойством биологического времени -- цикличность (годовые, месячные, суточные циклы активности организмов).

3. Психологическое – пространство и время в восприятии людей, связанное с такими понятиями как психологическая дистанция, психологический возраст, личное пространство, перцептуальное время и др. Свойства психологического времени: неравномерность, событийность, антропность, неоднородность.

4. Социальное -- время и пространство жизни социума, очеловеченное (окультуренное) пространство, связанное с такими разновидностями как пространство города, геополитическое пространство и его модификации – правовое, экономическое, культурное пространство, социальная дистанция (лестница социальной стратификации). Социальное время характеризуется неоднородностью, событийностью, ускорением хода истории (уплотнение социального времени в течение последних веков).

 

ВЫВОДЫ по 3 вопросу:

1. Пространство как атрибут материи обычно трактуется как протяженность, форма координации сосуществующих объектов, а время – как последовательность смены состояний, форма координации последовательно существующих объектов.

2. Существует четыре пары концепций, по-разному понимающих природу пространства и времени: субстанциальная и реляционная, статическая и динамическая (относится только ко времени), креационизм и этернализм, объективизм и субъективизм.

 

Основная литература:

1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 218-246.

2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.2.- М.: Политиздат, 1989. С. 14-94.

3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 27-33, 125-161, 240-245, 249-258.

4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. - М.: Политиздат, 1991. Ч. 1. С.184-248, 232-238, 276-280, 303, 309-313, 387-393.

 

Дополнительная литература:

5. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.

6. Гроф С. За пределами мозга. М., 1993.

7. Капра Ф. Дао физики. СПб., 1994.

8. Карпенко М. Вселенная Разумная. М., 1992.

9. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1994.

10. Ровинский Р.Е. Загадка темной энергии // Вопросы философии, 2004, № 12.

11. Шкловский И.С. Вселенная. Жизнь. Разум. М., 1987.


План лекции: