Создание и политическое развитие Киевской Руси

Тема 1. Введение. Зарождение цивилизации на территории Украины. Киевская Русь. Галицко-Волынское княжество

Белгород 2009

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Кафедра украиноведения

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

«История Украины»

 

Специальности:

___________________________________________

 

Составитель:___Олейник Н.Н._____________________

___Олейник А.Н._____________________

Славяне – большая группа европейских народов, объединенных близостью языков и общим происхождением. В территориальном и языковом отношении славяне делятся на восточных (украинцы, россияне, бе­лорусы), западных (поляки, чехи, словаки) и южных (болгары, македонцы, хорваты, словенцы, боснийцы, черногорцы, сербы).

Вопрос о происхождении славян до конца не раскрыт. Ученые продол­жают спорить и выдвигают различные гипотезы относительно территории, которую первоначально занимали славяне. Большинство археологов считает, что древнейшие славяне были потомками скотоводческо-земледельческих племен культуры шнурковой керамики, которые на рубеже III-II тыс. до н. э. занимали территорию Северного Причерноморья, Восточного Прикарпатья, Центральной и Восточной Европы. Некоторые ученые считают, что появле­ние древних славян произошло значительно позже на территории западной Польши.

Следствием расселения славян на огромных территориях стало посте­пенное исчезновение единства их этнической и языковой общности, что, в конечном счете, привело к созданию грех славянских групп – восточной, за­падной и южной.

На территории современной Украины жили восточные славяне. Они объединялись в 14 крупных племенных союзов и заселяли земли не только Украины, но и Белоруссии и России. На Украине наиболее развитым были племена полян (в Центральной Украине на берегах Днепра), древляне, северяне, уличи и другие. Именно от этих племен берет начало украинский на­род.

Восточнославянские племена имели общий язык, единую веру (языче­ство). Центрами племен становились города, окруженные многочисленными селами. Одним из наиболее крупных городов был Киев.

У восточных славян государственность создавалась на протяжении длительного времени. Этот процесс начался задолго до создания Киевского государства. Так, еще в VIII-IХ веках новой эры в трудах арабских и персид­ских географов встречаются упоминания о государственных образованиях восточнославянских племен – Артания (Арсания, Арта), Куявия (Куяба, Куябия) и Славия (ас-Славия). Эти государства торговали с мусульманским вос­током. Артавию часть историков связывает с землями антов, другая часть – с Тмутараканью, Черниговом, Рязанью. В IX в. крупнейшими и наиболее значительными центрами восточных славян были Киев и Новгород. Объеди­нение их во второй половине IX в. положило начало единому раннефеодаль­ному государству на Руси.

 

Летописец свидетельствует о том, что в 882 г новгородский князь Олег со своей дружиной (войском) спустился вниз по Днепру, захватил Смоленск, Любеч, подошел к Киеву, убил киевского князя Аскольда и стал править в Киеве, превратив его в центр русского государства.

Князь Олег (882-912) был выдающимся правителем Киевского госу­дарства, именно он начал собирать восточнославянские земли вокруг Киева. Он присоединил к Киеву соседние славянские племена – древлян, северян, радимичей, создав могущественное государство вокруг водного торгового пути «из варяг в греки». Во главе многочисленного войска князь Олег осуще­ствил поход на Византию, победил и заставил византийского императора заключить очень выгодные для киевского князя торговые соглашения. К тому же византийский император вынужден был заплатить Олегу большую контрибуцию – 48 тыс. гривен золота.

После смерти Олега в Киеве стал править Игорь (912-945), положивший начало правлению на Руси династии Рюриковичей. Он старался закрепить дос­тижения своего предшественника, но не всегда удачно. В войне с Византией он потерпел поражение, потерял флот. В 945 году Игорь вынужден был заключить с Византией новый договор. Согласно этому договору киевский князь не дол­жен был нападать на владения Византии вКрыму, терял право держать военные гарнизоны в дельте Днепра. Оба государства обещали предоставлять друг другу военную помощь, если в этом возникнет необходимость.

В 913 и 943 годах Игорь осуществил два похода на Кавказ, расширив, та­ким образом, возможности для торговли с восточными странами. Во времена правления Игоря на Русь впервые напали печенеги (кочевые племена из Азии). С ними был заключен мир.

В 945 году Игорь погиб от рук восставших древлян, и Киевской Русью от имени малолетнего сына Святослава стала править жена Игоря Ольга (945-964гг). Согласно языческим законам, княгиня Олега жестоко расправилась с древлянами за смерть своего мужа, сожгла их главный город Искоростень. Часть горожан были убиты, другие превращены в рабов. В то же время Ольга урегулировала сбор дани, определив её размеры и место сбора. В 957 Году Ольга посетила Константинополь, где приняла христианство.

Значительно расширились границы, возросло могущество и международный авторитет Киевской Руси во времена княжения сына Игоря и Ольги Святослава (964-972), который по свидетельству летописца, был храбрым и справедливым князем и воином. Всю жизнь Святослав провел в походах и боях. Святослав покорил славянские племена вятичей (в бассейне р. Оки), нанес поражение волжским болгарам, а в 965 году разгромил Хазарский ка­ганат и разрушил его столицу Итиль. На Северном Кавказе Святослав побе­дил племена ясов и косогов, закрепил власть Киевской Руси на Таманском и Керченском полуостровах, создав там Тмутараканское княжество.

В 967 году князь начал поход против Болгарии и подчинил себе почти всю территорию этого государства. В город Переяславец на Дунае планиро­вал перенести столицу Киевской Руси.

Новый поход Киевского князя на Балканы оказался менее удачным, чем предыдущий. В июле 971 года Святослав вынужден был подписать с Ви­зантией мирный договор, по которому он отказывался от придунайских зе­мель. Весной 972 года Святослав с дружиной, возвращаясь Киев, попал в за­саду, организованную печенегами. В ходе боя князь погиб.

В результате в состав Киевской Руси вошли низовье Дона, Северный Кавказ и Восточный Крым. Дружины Святослава воевали против хазар, но ослабление Хазарского каганата обернулось новой бедой для Руси: открылся путь для наступления на Украину кочевых народов Азии.

Со смертью Святослава заканчивается первый период Киевского государства – период объединения .восточных славян в крупное государственное образование, получившее название Русь. Власть в этом государстве принад­лежала князю, который опирался на войско (дружину). Дружина была посто­янной военной силой княжества. Члены дружины принимали участие в управлении княжеством и личным хозяйством князя. Дружинники за службу получали от князя содержание натурой или землями. Княжеская дружина де­лилась на две группы: старшую дружину и младшую дружину. Старшая дружина состояла в основном из знатных дружинников – бояр, которые были одновременно и советниками князя в военных и административных вопро­сах. Сосредотачивая в своих руках большие земельные наделы и власть, старшие дру­жинники постепенно превращались в крупных землевладельцев – феодалов.

Ядро княжеского войска составляла младшая дружина. Она возглавля­ла народное ополчение, охраняла князя, его имущество, княжеский двор, вы­полняла различные судебно-административные и хозяйственные поручения. С этой части дружины формировалась служилая аристократия – шляхта (дворянство).

Высшего могущества и расцвета Киевское государство достигло во времена правления князя Владимира Святославовича (980-1015 гг.). Продолжая политику своего отца, и опираясь на дружину и феодальную знать, Владимир укреплял свою власть и расширял границы государства. В конце X вв. гра­ницах Киевской Руси были объединены все восточнославянские и многие не­славянские племена. Владения Владимира были самыми большими в Европе, занимая около 800 тыс. квадратных километров. С целью укрепления безо­пасности своего государства и защиты его от кочевников (печенегов, черных клобуков) Владимир приказал создать укрепленную линию с городами-крепостями по рекам Стугна, Десна, Ирпень, Трубеж и Суда.

Укреплялась великокняжеская власть, вместе с ней рос и креп класс феодалов. Новое состояние общества требовало новой идеологии. Язычество уже не отвечало требованиям нового классового общества. Владимир решил ввести на Руси единую государственную рели­гию. Он остановил свой выбор на христианстве в его византийской разно­видности (православии). Такой выбор объяснялся, прежде всего, политиче­скими причинами – стремлением Владимира породниться с Византийскими императорами, укрепить политические и экономические связи с Византией и Европой.

Крещение Руси – важнейшее достижение Владимира – имело огромное политическое значение. Более тесными стали международные связи Киев­ского государства. Русь на равных вошла вкруг европейских страд. Князь Владимир развивал политико-экономические и культурные связи с Византи­ей, Польшей, Венгрией, Чехией, западноевропейскими странами.

Принятие христианства имело положительные последствия и во внут­ренней жизни страны. Так как византийская церковь поддерживала право монарха на власть, киевские князья нашли в христианстве ту идеологиче­скую опору, которой раньше они не имели.

Новая религия способствовала культурному развитию страны. Измени­лись обычаи и традиции населения, отношение к бедным и рабам, женщине и её положению в семье. Принятие христианства повлияло на развитие и обо­гащение русской литературы, стало более интенсивным распространений письменности и образования. Во времена Владимира Святославовича Киев вырос, его территория была защищена новыми валами и каменными башня­ми. В Киеве была построена Десятинная церковь, каменный княжий дворец и другие сооружения.

Владимир начал чеканить монеты с изображением трезубца, который стал приобретать значение государственного герба.

После смерти князя Владимира на протяжений четырех лет продолжа­лась междуусобная борьба между его сыновьями (Владимир имел 12 законных сыновей) за киевский престол, пока, наконец, в 1019 г. великим Киев­ским князем не стал Ярослав, прозванный в народе Мудрым.

Годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054) стали апогеем могуще­ства Киевской Руси. Ярослав продолжал расширять границы своих и без того огромных владений, отвоевал земли у поляков, покорил новые прибалтий­ские племена и окончательно разбил печенегов.

Возрос международный престиж Киевского государства. Ярослав ук­репил свои отношения с европейскими монархами, вступая с ними в родст­венные связи. Жена Ярослава была шведской принцессой, одна из ее сестёр была женой польского короля, другая – женой византийского царевича. Трое из его сыновей были женаты на европейских принцессах, а три дочери вы­шли замуж за французского, норвежского и венгерского королей. Все евро­пейские государства стремились к установлению дружественных отношений с Киевской Русью.

Большое внимание Ярослав уделял внутреннему устройству своего государства. Он расширил и укрепил Киев, воздвиг вокруг него стену, постро­ил множество церквей с золотыми куполами, дворцы. Киев превратился в один из красивейших городов мира. Расширялись старые, строились новые города в русских землях.

Заботился князь Ярослав о развитии образования, основывая школы при храмах и монастырях. При соборе святой Софии в Киеве была создана библиотека. При Ярославе был основан Киево-Печерский монастырь – центр монашества и летописания.

Ярослав свёл все общепринятые на Руси законы в единый сборник «Русская правда», ставший правовым кодексом всей страны и отражавший правовые нормы раннефеодальной эпохи.

Пытался Ярослав решить проблему престолонаследования, избежать междоусобных войн за киевский престол, которые, как правило, начинались после смерти князя-отца между его сыновьями. В 1054 году князь ввел «горизонтальную» практику наследования великокняжеского престола, которая давала возможность всем сыновьям киевского князя побывать на киевском престоле.

В годы правления Ярослава Мудрого Киевская Русь достигла наибольшего развития.

Политическая и административная система Киевской Руси базировалась на княжеско-дружинном устройстве. Во главе государства был князь, – который сосредотачивал в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Князь опирался на постоянную военную организацию – дружину. Управлять государством князю помогали многочисленные управители – посадники, тысячники, дворецкие, тиуны и др. В Киевском государстве не было специальных судебных органов, судебные функции исполняли представители администрации и сам князь, шествовали специальные должностные лица, которые помогали князю осуществлять правосудие. Судебные функции исполняли и церковные органы.Существовал также вотчинный суд – право феодала самому судить зависимых от него людей.

После смерти Ярослава Мудрого Киевское государство ослабевает и дробится на мало или совсем не связанные между собой феодальные княже­ства. Некоторые киевские князья (Владимир Мономах и его сын Мстислав) на какое-то время восстановили и укрепили великокняжескую власть, но ос­тановить распад Киевской Руси не смогли. В начале второй половины XII в. могущественное Киевское государство (в результате развития феодальных отношений и укрепления местных феодальных центров) окончательно распа­лось на отдельные феодальные княжества.

Однако политическая раздробленность не означала полной экономиче­ской самоизоляции княжеств и упадка экономики. И в период политической раздробленности продолжали развиваться ремесла, оживленно велась внут­ренняя и внешняя политика, торговля, росли города.