Иркутск

Конспект лекций дисциплины

Кафедра химии

Химико-металлургический факультет

Иркутский государственный технический университет

Федеральное агентство по образованию

Министерство образования и науки Российской Федерации

Вопрос 54 Сущность и конвертируемость валют

Вопрос 53. Этапы развития мировой валютной системы

Вопрос 52 Принципы функционирования международных финансово-кредитных организаций

Вопрос 51 Основные виды банковских операций

Вопрос 50 Цели, задачи и функции Центрального банка

Вопрос 49 Структура банковской системы РФ

Вопрос 48 Нормативно-правовые акты, регулирующие кредитную систему РФ

Вопрос 45. Формы коммерческого кредита

Вопрос 44 Формы финансового кредита

Вопрос 43 Виды кредита

Вопрос 41 Сущность и роль кредита

Вопрос 40. Структура налоговой системы РФ

Вопрос 39 Функции и элементы налога

Вопрос 38 Свойства налога и сбора в налогообложении

Вопрос 37 Цели и задачи Рынок ценных бумаг

Рис. 6. Структура финансового рынка РФ

Вопрос 36. Сущность и функции финансового рынка

Вопрос 32 Структура и классификация денежных фондов

Доходы и расходы федерального бюджета РФ

Вопрос 30. Пути регулирования дефицитом и профицитом государственного бюджета

Вопрос 29. Бюджетная классификация РФ

Вопрос 28. Принципы бюджетной системы РФ

Вопрос 27 Структура бюджетной системы РФ

Вопрос 26. Бюджетная политика и бюджетное устройство государства

Вопрос 25. Нормативно-правовые акты, регулирующие финансовую систему РФ

Вопрос 24. Финансы граждан

Вопрос 23. Финансы хозяйствующих субъектов

Вопрос 22. Территориальные финансы

Вопрос 21. Государственные финансы

Вопрос 20. Структура финансовой системы РФ

Вопрос 19. Отрасли, виды и формы страхования

Вопрос 18 Сущность и функции страхования

Вопрос 17 Методы хеджирования финансовых рисков

Вопрос 16 Методы управления риском

Вопрос 15 Классификация рисков

Вопрос 14. Виды и формы финансового контроля

Вопрос 13. Сущность и методы финансового контроля

Вопрос 12. Методы финансового планирования и прогнозирования

Вопрос 11. Структура оборотных и внеоборотных активов предприятия

Вопрос 10. Органы управления финансами

Обеспечение минимизации уровня финансо­вого риска при предусматриваемом уровне прибыли.

Обеспечение максимизации прибыли предприя­тия при предусматриваемом уровне финансово­го риска.

Оптимизация денежного оборота.

6. Обеспечение постоянного финансового рав­новесия предприятия в процессе его развития.

Разделяют 2 типа функций финансового менеджмента: объект управления и субъект управления.

К функциям объекта управления относится:

Организация денежного оборота, снабжение финансовыми ресурсами и информационными инструментами, организация финансовой работы и т.д.

Функции субъекта управления:

Планирование, прогнозирование, организация, регулирование, координирование, стимулирование, контроль.


Общее управление финансовой системой осуществляют:

1) Президент РФ (администрация президента) – подписывает законы имеет право накладывать вето на законы.

2) Федеральное Собрание РФ (состоящее из двух палат – Совета Федерации и государственной думы) – устанавливает налоги, сборы и неналоговые платежи, утверждает и принимает законы.

3) Правительство РФ – формирует бюджет и выступает как единый центр управления финансами.

4) Министерство финансов РФ – получать материалы необходимые для составления и исполнения федерального бюджета, ограничивать и приостанавливать финансирование в случаи нарушения финансовой дисциплины.

Министерство финансов – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере.

В ведении Министерства финансов находятся следующие федеральные службы:

- Федеральная налоговая служба;

- Федеральная служба страхового надзора;

- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

- Федеральное казначейство (федеральная служба).

Федеральная налоговая служба - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функциипо контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах.

Федеральная служба страхового надзора - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также органа валютного контроля.

Федеральное казначейство - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

5) Центральный банк – осуществляет контроль за деятельностью разных кредитных институтов.

6) Федеральная служба по финансовым рынкам – контролирует деятельность участников финансовых рынков.

7) Федеральная служба по финансовому мониторингу

Федеральная служба по финансовому мониторингу - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также осуществлять координирующую деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти.

8) Счетная палата – контрольный орган, осуществляющий контроль за выполнением финансового законодательства и подотчетен только федеральному собранию.

Финансовые результаты деятельности предприятия отражаются в балансе, который содержит в себе следующую структуру оборотных и внеоборотных активов:

1. Внеоборотные активы:

- нематериальные активы (права на патенты, лицензии, товарные знаки);

- основные средства (земельные участки, здания, машины и оборудование);

- незавершённое строительство (оборудование к установке);

- доходные вложения в материальные ценности (имущество для передачи в лизинг, имущество, предоставляемое по договору проката);

- долгосрочные финансовые вложения (инвестиции в дочерние и зависимые общества; инвестиции в другие общества; займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев);

- отложение налоговые активы;

- прочие внеоборотные активы;

2. Оборотные активы:

- запасы (сырье, материалы, животные на выращивании и откормке, затраты в незавершённом производстве, готовая продукция и товары для перепродажи, отгруженные товары, расходы будущих периодов);

- НДС по приобретённым ценностям;

- дебиторская задолженность долгосрочная (платежи, которые ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты (т.е. покупателей и заказчиков, векселя к получению, задолженность дочерних и зависимых обществ, участников (учредителей) по взносам в уставной капитал, выданные авансы));

- дебиторская задолженность краткосрочная (платежи, которые ожидаются в течение 12 месяцев);

- краткосрочные финансовые вложения (займы, предоставляемые организациям на срок менее 12 месяцев);

- денежные средства (касса, расчетные счета, валютные счета);

- прочие оборотные активы.

Важнейшими элементами управления являются прогнозирование и планирование.

Финансовое прогнозирование – вид управленческой деятельности, связанный с определением желаемых параметров развития финансовой системы и возможных траекторий их достижения. Целью финансового прогнозирования является оценка возможностей достижения различных состояний финансовой системы.

Содержанием методики прогнозирования является предвидение соответствующих изменений.

Финансовое планирование – вид управленческой деятельности, связанный с определением возможных объёмов поступления денежных средств и направления их расходования в плановый период.

Содержанием методики планирования является составление финансовых прогнозов. Прогнозы всегда основываются на определённого рода допущениях, от которых зависит успех этих прогнозов.

В процессе финансового планирования и прогнозирования применяются раз­личные методы.

Метод прогнозирования – предвидение соответствующих изменений

Основные методы прогнозирования:

- Экстраполяция прошлого в будущее с учетом экспортной оценки тенденции изменения;

- Вариантность развития финансового состояния объекта управления на основе наблюдавшихся тенденций.

Метод планирования – это способ расчетов величины финансового показателя.

Основные методы планирования:

Нормативный метод – использование норм и нормативов при расчете финансовых показателей.

Расчетно-аналитический метод – расчет плановых финансо­вых показателей на основе анализа достигнутой величины это­го показателя и темпов его изменения в будущем периоде.

Балансовый метод– использование балансов при составле­нии финансовых планов.

Метод оптимизации плановых решений – это когда при финансовом планировании составляется много различных вариантов плана. Как правило, составляют три варианта: при наилучших услови­ях, при наихудших условиях, при усредненных условиях

Экономико-математическое моделирование – это составление экономико-мате­матической модели, которая представляет собой точное математическое описание экономического процесса.

Финансовый контроль является важнейшим показателем управления финансами. Он представляет собой практическую деятельность специальных органов или специалистов по проверке законности совершения финансовых операций.

Сфера деятельности финансового контроля – это процесс формирования и использования финансовых ресурсов и денежных фондов на их основе. Объект финансового контроля – это различные стороны деятельности участников распределительного процесса управления денежными потоками.

Методами финансового контроля являются:

· Проверка. Она производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности. При проверке проверяется выполнение финансовой дисциплины.

Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций и должностных лиц порядок осуществления финансовой деятельности.

· Обследование. При нем осуществляется контрольные обмеры и осмотр отдельных сторон хозяйственной деятельности предприятий и организации.

· Надзор. Он предполагает контроль, за соблюдением установленных правил и нормативов определённых видов финансовой деятельности.

· Экономический анализ. Представляет собой изучение финансовой и бухгалтерской отчётности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния.

· Ревизия. Представляет собой комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.


Существуют различные виды финансового контроля в зависимости от его осуществляющих органов:

1. Государственный финансовый контроль

- вневедомственный

- ведомственный

2. Негосударственный финансовый контроль.

- внутрихозяйственный

- общественный

- аудиторский

Вневедомственный контроль осуществляют высшие органы государственной власти, а также специальные органы. Особенности этого контроля - то, что он проводится контролирующими организациями на каждом предприятии и организации независимо от организационно правовой формы (Счетная Палата РФ).

Ведомственный контроль - осуществлялся госорганами отдельных министерств, отраслей в отношении подведомственных предприятий и организаций. Наиболее распространенные структуры - контрольно-ревизионные отделы Центрального аппарата отраслевых министерств и ведомств.(Ведомственный контроль осуществляет, например: Федеральная служба страхового надзора , Федеральная служба по финансовым рынкам).

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется на самих предприятиях и организациях собственными финансовыми отделами. Наиболее эффективно осуществляет контроль то лицо у кого больше полномочий..

Общественный контроль -В настоящее время общественный контроль осуществляют профсоюзы (следят за выполнением условий трудового договора), СМИ, а также Общественная палата.

Аудиторский (т.е. независимый) контроль – позволяет осуществлять независимую оценку деятельности предприятия. Аудиторский контроль осуществляется конторами, имеющими на это специальную лицензию.

Формы финансового контроля (в зависимости от времен проведения):

- предварительный (перед совершением финансовой операции или перед началом выполнения финансовых планов);

- текущий (в ходе реализации финансовых планов, программ);

- последующий (по результатам выполнения планов и совершения финансовых операций).


Риск - это неуверенность в возможном результате.

Риски делятся на две группы: чистые и спекулятивные.

1) Чистые риски – это группа рисков связанная с возможностью получения убытка или нулевого результата.

К чистому риску можно отнести: Политический, Экономический, Риск регулирования - (ставка рефинансирования), Производственный риск, Коммерческий риск .

2) Спекулятивные риски - это группа рисков связанная с вероятностью получить как положительный, так и отрицательный результат.

Инвестор, осуществляя рисковое вложение капитала, заранее знает, что для него возможны только два вида результатов: доход или убыток.

Спекулятивные риски подразделяются на две подгруппы:

- Риски, связанные с покупательской способностью денег;

- Риски, связанные с вложением капитала (т.е. инвестиционные риски).

К рискам, связанных с покупательской способностью денег относятся: инфляционные риски, дефляционные риски, валютные риски, риски ликвидности.

К инвестиционным рискам относятся: риск упущенной выгоды, риск снижения доходности, риск прямых финансовых потерь.


Под управлением финансовыми рисками понимается: выявление, учет, анализ, оценка, прогнозирование и контролирование возможных потерь.

Целенаправленные действия по ограничению или минимизации риска в системе экономических отношений принято называть термином «Риск-менеджмент». Величину риска можно измерить двумя критериями: средне ожидаемое значение, колебание возможного результата.

Средне ожидаемое значение – это то значение величины события, которое связано с неопределённой ситуацией.

Измерить колебание возможного результата можно с помощью коэффициента вариации. Коэффициент вариации – это т.е. средне-ожидаемое значение.

Способы разрешения финансовых рисков являются их избежание, удержание, передача.

Избежание риска – это простое отклонение от мероприятия, связанного с риском.

Удержание риска – это риск, который остаётся на ответственности инвестора.

Передача риска – это когда инвестор передаёт ответственность за финансовый риск другому, например страховому обществу.

С точки зрения своевременности принятия решения по упреждению возможных потерь различают следующие формы управления рисками:

· Активная форма управления факторами риска означает максимальное использование имеющейся информации о рисках. Управляющие воздействия определяют факторы и события хозяйственной жизни.

· Адаптивная форма управления факторами риска строится на принципе выбора из меньших потерь, на принципе адаптации к сложившейся обстановке. Управляющие воздействия осуществляются в ходе осуществления хозяйственной операции, при этом предотвращается лишь часть ущерба.

·Консервативная форма управления факторами риска означает, что управляющие воздействие запаздывает. Рисковое событие наступило, ущерб от него неотвратим и поглощается хозяйственным субъектом. Управление направлено на локализацию ущерба, нейтрализацию его влияния на другие события.

К методам снижения степени финансового риска относятся:

· Диверсификация вложений – распределение капитала инвестора между различными видами активами, например ценными бумагами.

· Приобретение дополнительной информации о выборе варианта – используется, когда результаты неопределенные и основаны на ограниченной информации.

· Лимитирование – это ограничение предельных сумм продажи, кредита. Применяется банками при выдачи ссуд.

· Страхование – используется, когда инвестор готов отказаться от части дохода, чтобы избежать риск.

· Хеджирование - это мероприятия направленные на уменьшение риска потерь в результате изменения валютного курса в будущем.

Постоянно существует риск потерь в результате изменения валютного курса при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Путем хеджирования этот риск можно избежать или уменьшить.

Хеджирование валютного риска можно разделить на 2-е группы:

- внутренние способы хеджирования

- внешние способы хеджирования

К внутренним способам хеджирования относится варианты страхования валютного риска, которые компания может реализовать самостоятельно без посредничества банков и страховых организаций.

К внутренним способам относятся:

1) Способы, связанные с существующими валютными позициями Они заключается в варьировании сроков платежей и использовании возможностей взаимозачета долговых обязательств и дебиторской задолженности.

2) Способы, связанные с будущими валютными позициями

К ним относятся:

- разумный выбор валюты платежных документов (если валюта контракта является национальной валютой одного из участников то ему становится достоверно известна сумма которую он должен заплатить или получить и в этом случае он не подвергается валютному риску)

- изменение активов и пассивов баланса (он заключается в изменении активов филиала и увеличении его пассивов если прогнозируется обесценивание валюты этого филиала. и наоборот)

К внешнему способу хеджирования относится варианты страхования валютного риска связанные с покрытием валютного риска на срочном валютном рынке.

К внешнему способу относятся:

- Хеджирование с помощью форвардного контракта, т.е. это соглашение при котором заключается взаимное обязательство сторон произвести валютную конверсию по фиксированному курсу в заранее согласованную дату.

- Хеджирование с помощью опционов, т.е. это соглашение на право покупателя купить и обязательство для продавца продать определенное количество валюты в обмен на другую по фиксированному курсу. И наоборот.

- Хеджирование с помощью фьючерсного контракта, т.е он означает поставить или получить указанное в нем количество продукции по цене которая была определена при заключении сделки

- Хеджирование с помощью операции своп – т.е. это валютная операция при которой одна из сторон передает определенную сумму и фиксированные проценты по ней в обмен на эквивалентную сумму и фиксированный процент в другой валюте.

- Хеджирование с помощью валютного арбитража – это операции по одновременному открытию длинных и коротких позиций с одинаковыми или различными сроками на одном или нескольких валютных рынках. Цель - получение прибыли за счет разницы котировок.

Страхование как экономическая категория – это система экономических отношений, которые включают совокупность форм и методов форми­рования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба, обуслов­ленного различными непредвиденными неблаго­приятными явлениями (рисками).

Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов хозяйствующих субъектов и граждан при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых премий (взносов). Страхование занимается только распределением убытка (ущерба) одного страхователя между всеми страхователями.

Функции страхования

1) формирование специализи­рованного страхового фонда денежных средств.

2) возмещение ущер­ба и личное материальное обеспечение граждан.

3) предупреждение страхового случая и минимизация ущерба

Участниками страховых отношений, являются:

1) страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели;

2) страховые организации (страховщики);

3) общества взаимного страхования;

4) страховые агенты;

5) страховые брокеры;

6) страховые актуарии;

7) федеральный орган исполнительной власти по надзору (Федеральная служба страхового надзора).

8) объединения субъектов страхового дела.

Исходя из объектов страхования различают три отрасли страхования:

личное, имущественное; ответственности.

• К видам объектов личного страхования относится риски связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица (личное страхование);

• с владением, пользованием, распоряжением имуществом кроме транспортных средств(имущественное страхование);

• с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу гражданина, а также вреда, причиненного хозяйствующему субъекту , страхование связанное с автомобильным средством(страхование ответственности).

По форме проведения страхование может быть обязательное (в силу закона) и добро­вольное страхование..

Системы страховых отношений, реализуемых в процессе страхования, помимо самого страхования включают:

§ сострахование - страхование, при котором объект страхования может быть застрахован по одному договору совместно с несколькими страховщиками;

§ страховой пул - объединение страховщиков для совместного страхования определенных рисков, прежде всего, для страхования опасных, крупных и малоизвестных рисков;

§ двойное страхование - страхование у нескольких страховщиков одного и того же интереса от одних и тех же опасностей, когда общая страховая сумма превышает страховую стоимость;

§ перестрахование - страхование риска неисполнения всех или части своих обязательств перед страхователем одним страховщиком (перестрахователем) на определенных договором условиях у другого страховщика (перестраховщика);

§ самострахование - создание страхового резервного фонда непосредственно самим хозяйствующим субъектом в обязательном (акционерное общество, совместное предприятие) или добровольном (товарищество) порядке;

§ взаимное страхование - страхование имущества и имущественных интересов, осуществляемое на взаимной основе путем объединения денежных средств граждан и/или хозяйствующих субъектов

Финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды.

В экономических отношениях участвуют 4-е субъекта: государство; регион, находящийся на самоуправлении; хозяйствующий субъект (т.е. фирма, корпорация, предприятие и т.п.); гражданин.

Вступая в отношения между собой, эти субъекты участвуют в товарно-денежных отношениях, что приводит к созданию финансовой системы.

Финансовую систему можно рассматривать с позиции её функций или её институтов. С функциональной точки зрения, финансовая система государства – это совокупность денежных отношений функционирующих в государстве. С институциональной точки зрения, финансовая система государства – это совокупность финансовых учреждений (т.е. банки, биржи и т.п.).

§ Финансовая система РФ представляет собой 4-х блочную систему относительно самостоятельных компонентов (рис. 3).

 


Где, – это двухсторонние финансовые связи и финансовые отношения, возникающие при 2-х противоположных денежных потоках.

Каждый компонент финансовой системы выполняет свои конкретные задачи и обслуживает определённую группу финансовых отношений.

Государственные финансы – это система денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций.

Задачей государственных финансов является концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства, и направление их на финансирование общегосударственных нужд.

Финансовые ресурсы государства формируются за счёт: налогов; сборов; госпошлин; сумм, полученных от выкупа госпредприятий; доходов от предприятий и хозяйствующих субъектов, находящихся в государственной собственности и т.п.

Государственные финансы выражают денежные отношения, которые возникают:

Приток:

§ при взимании налогов с граждан;

§ при взимании налогов с хозяйствующих субъектов;

§ при возврате бюджетного кредита из бюджетов субъектов РФ;

§ при других прочих отношениях.

Отток

§ при предоставлении финансовой помощи бюджетам других уровней;

§ при выплате государственных пенсий и пособий гражданам;

§ при финансировании расходов по выполнению госзаказа с хозяйствующими субъектами;

§ при других прочих отношениях.

 

Территориальные финансы – это система денежных отношений по формированию и расходованию территориальных финансовых ресурсов и направление их на экономическое и социальное развитие региона.

Задачей территориальных финансов является концентрация финансовых ресурсов в распоряжении административно-территориальных образований, находящихся на самоуправлении и направление их на финансирование нужд региона и местных муниципальных образований.

Территориальные финансовые ресурсы формируются за счёт: налогов, сборов, штрафов, местных займов, лотерей и за счёт других источников дохода.

Территориальные финансы выражают денежные отношения, которые возникают:

Приток:

§ при получении финансовых ресурсов для развития региона из федерального бюджета;

§ при взимании налогов и сборов с граждан;

§ при взимании налогов и сборов с хозяйствующих субъектов;

§ при других прочих отношениях.

Отток

§ при финансировании расходов на экономическую и социальную политику для граждан находящихся на данной территории;

§ при возврате бюджетного кредита в федеральный бюджет;

§ при финансировании расходов по выполнению спецзаказа региональных или местных органов власти с хозяйствующими субъектами;

§ при других прочих отношениях.

 

Финансы хозяйствующих субъектов – это система денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала и доходов денежных фондов в процессе кругооборота денежных средств, в виде различных денежных потоков при участии предприятий, организаций и учреждений.

В финансовой системе Российской Федерации финансы хозяйствующих субъектов занимают центральное место, т.к. главными источниками финансовых ресурсов государства, регионов являются налоговые платежи предприятий и организаций. Все финансовые отношения хозяйствующих субъектов связаны с процессом образования и расходования различных целевых денежных фондов.

Задачей финансов хозяйствующих субъектов является формирование этими субъектами своих денежных фондов и использование их на основе эффективного управления денежным потоком в целях осуществления своей производственно-торговой и финансовой деятельности, получения прибыли, обеспечения финансовой устойчивости.

Финансы хозяйствующих субъектов выражают денежные отношения, которые возникают:

Приток:

§ при финансировании расходов связанных с выполнением госзаказа из федерального бюджета;

§ при финансировании расходов связанных с выполнением спецзаказа региональных или местных органов власти из территориальных бюджетов;

§ при продаже ценных бумаг гражданам;

§ при других прочих отношениях.

Отток

§ при перечислении налогов и сборов в федеральный бюджет;

§ при выплате арендной платы за земельный участок, штрафов, региональных и местных налогов и сборов;

§ при выплате дивидендов и доходов по ценным бумагам и премий гражданам;

§ при других прочих отношениях.

 

Финансы граждан – это система денежных отношений связанная с формированием финансовых ресурсов граждан из всех источников их дохода и расходованием денежных средств на необходимые нужды.

Задачей финансов граждан является формирование доходов, использование их на текущие расходы, на приобретение имущества, на создание финансового портфеля.

Финансовый портфель – это совокупность активов, приносящий его владельцу доход от вложенных денежных средств в фондовые ценные бумаги, в негосударственный пенсионный фонд, в управляющие и страховые компании, а также за счёт использования депозита и других долгосрочных вкладов.

Формирование гражданином личного финансового портфеля позволяет ему жить за счёт регулярно получаемого дохода от ценных бумаг и за счёт других рентных платежей.

Рента – это регулярно получаемый доход. Рента возникает от предоставления в суду капитала, от сдачи в аренду имущества или недвижимости, а также при получении гражданином пожизненной пенсии за счёт его вклада в негосударственные пенсионные фонды, в общие фонды банковского управления и т.п.

Финансы граждан выражают денежные отношения, которые возникают:

Приток:

§ при выплате государственных пенсий и пособий из федерального бюджета;

§ при получении дивидендов и доходов по ценным бумагам и премий от хозяйствующих субъектов;

§ при получении пособий из территориальных бюджетов;

§ при других прочих отношениях.

Отток

§ при перечислении налогов и сборов в федеральный бюджет;

§ при перечислении налогов и сборов в территориальные бюджеты;

§ при приобретении ценных бумаг у хозяйствующих субъектов;

§ при других прочих отношениях.

1. Гражданский кодекс РФ. Гражданский кодекс регулирует отношения между лицами или с их участием, осуществляющими самостоятельно на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. .

2. Налоговый кодекс РФ (часть 1), Налоговый кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.

3. Бюджетный кодекс РФ. Бюджетный кодекс устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

4. Федеральный закон РФ от 27.11.1992г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ». Настоящий Закон регулирует отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела. Данный документ содержит 1 – 5 глав.

5. Федеральный закон РФ от 26.12.1995г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Настоящий Закон определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров. Данный документ содержит 1 – 14 глав.

6. Федеральный закон РФ от 08.02.1998г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Настоящий Закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества.

7. Федеральный закон РФ от 25.02.1999г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Настоящий Закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

8. Федеральный закон РФ о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Настоящий Закон устанавливает сумму доходов и расходов исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта и уровня инфляции.

9. Другие нормативно-законодательные документы.

Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Исторически возникновение и развитие бюджета связано с возникновением и функционированием государства. Государство в процессе формирования и эффективного использования своего денежного фонда, в соответствии с бюджетным устройством и бюджетным процессом использует бюджетную политику.

Бюджетная политика – это комплекс юридических, экономических, организационных мер по составлению бюджетов, регулированию дефицитом и профицитом бюджета, организации бюджетного устройства и контроля, за бюджетным процессом.

Бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период определяется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию.

Бюджет действует в двух направлениях:

1. Как экономический рычаг планирования, регулирования и управления экономикой страны (или региона, находящегося на самоуправлении).

2. Как механизм движения финансовых ресурсов и организации денежных отношений, с помощью которого осуществляется распределение национального дохода между территориями и отраслями.

Бюджетное устройство – это организация и принципы построения бюджетной системы, её структура, взаимосвязь между отдельными звеньями. Составными частями бюджетного устройства РФ является: бюджетная система, бюджетная классификация

Бюджетный процесс – это порядок деятельности всех участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению и контролю за исполнением бюджетов.

Государственный бюджет РФ содержит в себе годовой бюджет, который составляется на один финансовый год. В Российской Федерации финансовый год установлен с 1 января по 31 декабря. Начиная с 2007 года проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год (1 год) и плановый период (2 года).

Этапы бюджетного процесса включает порядок разработки, рассмотрения, одобрения, утверждения и исполнения бюджета:

1) Стадия составления бюджета. Составление проекта бюджета основывается на: Бюджетном послании Президента Российской Федерации; прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории; основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Непосредственное составление проекта бюджета осуществляет Министерство финансов РФ.

2) Стадия внесения на рассмотрение Государственной Думы бюджета.

А) Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы непосредственно сам проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Б) Банк России представляет проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период.

3) Стадия процесса рассмотрения Государственной Думой бюджета. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях (начиная с 2007 года):

4) Стадия порядка рассмотрения Советом Федерации бюджета. При рассмотрении федеральный закон о федеральном бюджете голосуется на предмет его одобрения в целом в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой.

5) Стадия утверждения Президентом РФ бюджета.

6) Стадия исполнения бюджета.

Участниками бюджетного процесса в Российской Федерации является: Президент РФ; органы законодательной власти; органы исполнительной власти; органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; органы, на которые законодательно возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия; бюджетные учреждения, автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

 

В бюджетную систему РФ входят:

1. Федеральный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций государства. Он взаимодействует со всеми звеньями финансовой системы РФ, а также выражает функционирование международных финансовых отношений, осуществляемых Российской Федерацией.

2. Бюджеты субъектов РФ – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций соответствующего субъекта РФ.

В составе Российской Федерации находятся 84 субъекта РФ, которые разделены по 7 федеральным округам: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.

3. Местные бюджеты – это бюджеты муниципальных образований в форме образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций местного самоуправления.

К местным бюджетам относятся:

- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюджеты городских и сельских поселений (входящие в состав муниципального района).

4. Бюджеты федеральных государственных внебюджетных фондов - это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета. Они предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

5. Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов - это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне бюджетов субъектов Российской Федерации.

 


Построение бюджетной системы РФ основывается на следующих принципах:

1) Единство бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и отчетности и т.д.

Принцип единства позволяет составлять консолидированные бюджеты.

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный бюджет РФ включает в себя свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего национально-государственного образования.

2) Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств. Собственные доходы бюджета – это доходы, закреплённые законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами.

§ Полностью закрепленные доходы – это доходы в виде налогов или других платежей закреплённые только за бюджетами одного уровня бюджетной системы РФ.

§ Частично закреплённые доходы – это доходы в виде налогов или других платежей, по которым устанавливаются процентные нормативы поступлений, распределяемые по разным уровням бюджетной системы РФ на очередной финансовый год.

§ 3) Принцип самостоятельности бюджетов означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, самостоятельно осуществлять бюджетный процесс на соответствующем уровне бюджетной системы.

4) Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в соответствии с едиными принципами и требованиями.

5) Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, означает, что все доходы и расходы бюджетов, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

6) Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

7) Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

8) Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

9) Принцип гласности означает:

- обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;

- обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.

Огласки не подлежат только «Секретные статьи», которые утверждаться в составе федерального бюджета.

10) Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

11) Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

Бюджетная классификация РФ - это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемая для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и обеспечивающей сопоставимость показателей этих бюджетов.

Бюджетная классификация РФ включает в себя следующие документы:

1) Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации

Экономическая классификация доходов – это группировка операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.

2) Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства и решение вопросов местного значения.

3) Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации по их экономическому содержанию.

4) Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ,является группировкой заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

5) Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ является группировкой заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, субъектами РФ для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

6) Классификация видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований является группировкой долговых обязательств Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

7) Классификация видов государственных внешних долгов РФ и государственных внешних активов РФ является группировкой государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

8) Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов федерального бюджета и отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

Главный распорядитель средств федерального бюджета – это орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации.

Главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета – это орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета.

Распорядитель бюджетных средств – это орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

 

Дефицит бюджета – это превышение расходов бюджета над его доходами.

Профицит бюджета – это превышение доходов бюджета над его расходами.

Планирование профицита в федеральном бюджете РФ позволяет защитить от таких внешних воздействий, как изменение мировых цен на российские экспортные товары. Профицит необходим для обеспечения превышения долговых платежей над источниками финансирования дефицита бюджета.

Дефицит бюджета может покрываться из фонда финансовой поддержки вышестоящего бюджета в виде финансовой помощи за счёт дотаций(без целевого назначения), субвенций(строго целевое значение), субсидий(долевое целевое финансирование), а также дефицит можно уменьшить за счёт повышения налогов, взятии кредита, выпуска займов (т.е. облигаций) и секвестра расходов(пропорциональное снижение гос.расходов).

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники в следующих формах:

- кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

- сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

- изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

2) внешние источники в следующих формах:

- государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах:

- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;

- бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- кредиты, полученные от кредитных организаций;

- поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;

- изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:

- муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

- кредиты, полученные от кредитных организаций;

- бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

-поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;

- изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.


Поступления доходов в федеральный бюджет

подразделяется по разделам:

 

НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ

НАЛОГИ И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ

НА ТЕРРИТОРИИ РФ

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ

НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ

ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА, СБОРЫ

ДОХОДЫ ОТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА,

НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И

МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ

ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА

ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И

НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ

ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА

ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

Распределение расходов федерального бюджета подразделяется по разделам и подразделам функциональной классификации расходов:

 

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ОБРАЗОВАНИЕ

КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА

МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ

По видам функционирования существуют следующие фонды:

1)К денежным фондам хозяйствующих субъектов относятся сосредоточение денежных средств, предназначенных для определённых целей. К этим фондам специального назначения относятся: резервный фонд, фонд накопления, фонд оплаты труда, ремонтный фонд и т.п.

2)К государственным фондам относятся:

§ Целевой бюджетный фонд – это совокупность денежных средств, образуемых в составе бюджета за счёт доходов целевого назначения этого фонда или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов в этот фонд.

Например: Резервные фонды органов исполнительной власти образуемый в расходной части федерального бюджета; Резервный фонд Президента Российской Федерации, Стабилизационный фонд Российской, Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Федеральный фонд компенсаций.

§ Государственный внебюджетный фонд – это совокупность денежных средств, находящиеся в распоряжении органов власти для их целевого использования и не предусмотренных в плановом порядке в бюджете.

Например: Пенсионный фонд РФ; Фонды обязательного медицинского страхования РФ; Фонд социального страхования РФ

3)К негосударственным фондам относятся сосредоточение денежных средств общественных организаций или коммерческих организаций для использования на цели их деятельности. Например: паевые инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды и т.п.

4) К межгосударственным фондам относится фонды, используемые при внешнеэкономических отношениях. Например: «Международный валютный фонд» и т.п.

По целям использования фонды подразделяются на: социальные, экономические, экологические, кредитные, фонды личного и имущественного страхования, научно-исследовательские, инвестиционные.

Источником поступления денежных средств, в фонды является:

- Налоговые поступления в виде обязательных взносов работодателей и индивидуальных предпринимателей.

- Дополнительные доходы (т.е. от капитализации временно свободных средств например доходы от депозитных счетов, покупка ценных бумаг, инвестиции);

- Сэкономленные финансовые ресурсы (т.е. от остатка средств на начало года)

- Штрафы за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов.

- Штрафы за административные нарушения, совершённые на территории местных органов власти.

- Поступления от реализации имущества, находящегося в распоряжении местных органов, а также от бесхозного и конфискованного имущества.

- Доходы от местных займов, аукционов, денежно вещевых лотерей.

- Благотворительные пожертвования в виде добровольных взносов.

Вопрос 33 Цели и задачи пенсионного фонда РФ

Пенсионный фонд – это орган государственного управления финансами пенсионного обеспечения.

Основная цель фонда обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путём перераспределения средств во времени.

Закон о бюджете пенсионного фонда (также как и остальных государственных внебюджетных фондов) принимает Государственная Дума, одобряет Совет Федерации, утверждает Президент РФ.

Средства фонда направляются на финансирование следующих расходов:

- Взносы в международные организации;

- Переподготовка и повышение квалификации кадров;

- Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов;

 

- Реализация государственных функций в области социальной политики (выплаты ветеранам и инвалидам);

- Обязательное пенсионное страхование;

- Финансовая помощь бюджетам других уровней;

- Научные исследования;

- Строительство объектов общегражданского назначения

Вопрос 34 Цели и задачи фондов обязательного медицинского страхования РФ

Существуют Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Они предназначены для покрытия затрат и расходов по медицинскому обслуживанию населения.

Средства фонда направляются на финансирование следующих расходов:

- Аппараты органов управления;

- Международные культурные, научные и информационные связи;

- Переподготовка и повышение квалификации кадров;

 

- Обязательное медицинское страхование;

- Трансферты с бюджетами территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

- Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам.

Вопрос 35 Цели и задачи фонда социального страхования РФ

Его задачей является обеспечение гарантируемых государством пособий, финансирование разработок и реализации государственных программ по охране здоровья граждан.

Средства фонда направляются на финансирование следующих расходов:

- Взносы в международные организации;

- Переподготовка и повышение квалификации;

- Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов;

 

- Социальное страхование (Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию);

- Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам;

- Меры социальной поддержки граждан.

Эффективное функционирование экономики государства требует хорошо развитого финансового рынка.

Финансовый рынок представляет собой сферу реализации финансовых активов и экономических отношений, возникающих между продавцами и покупателями этих активов. Актив – означает совокупность имущественных прав, принадлежащий хозяйствующему субъекту или гражданину.

Финансовый актив – это товар финансового рынка(деньги, ценные бумаги, драгоценные металлы, объекты недвижимого имущества). Роль финансового рынка в экономике страны проявляется в его функциях.

Функции финансового рынка:

- Реализация стоимости и потребительной стоимости, заключённой в финансовых активах.

- Организация процесса доведения финансовых активов до потребителей

- Финансовое обеспечение процессов инвестирования и потребления

- Воздействие на денежное обращение

Современный финансовый рынок России представляет собой семиблочную систему относительно самостоятельных звеньев. Каждое звено – это рынок одной группы финансовых активов, состоящий из отдельных сегментов (рис.6).

 

 
 

 


группы финансовых активов

 
 

 

 


виды финансовых активов

                       
           
 
 
 

 

 


 

Рынок ценных бумаг представляет собой сферу эко­номических отношений, связанных с куплей-продажей ценных бумаг.

По организационным формам раз­личают:

- биржевой рынок.Сфера обращения ценных бу­маг на фондовой бирже. Биржа – это место где созданы условия для заключения контрактов по объективно-рыночной лучшей цене.

- внебиржевой рынок. Сфера обращения ценных бу­маг, не допущенных к котировке на фондовых биржах. На внебиржевом рынке размещаются также новые выпуски ценных бумаг. Внебиржевой рынок организуется дилера­ми, которые могут быть или не быть членами фондовой биржи.

 

Для многих финансовых активов существует две формы размещения: первичная реализация и вторичная продажа. Поэтому выделяют первичный и вторичный рынок.

На первичном рынке производится первичное размещение только что выпущенных в обращение финансовых активов.

Вторичный рынок – это рынок, где обращаются ранее выпущенные финансовые активы. Здесь в процессе купли-продажи актива определяется его действительный курс (цена), т.е. производится котировка курса финансового актива.

Участников сделок, например, на валютном рынке можно подразделить на четыре категории:

1) туристы, экспортеры, импортеры, инвесторы, спекулянты, которые непосредственно приобретают и продают валюту для своих целей

2) коммерческие банки, которые выступают представителями интересов от лица своих клиентов

3) валютные брокеры, при посредничестве которых коммерческие банки выполняют обязательства перед своими клиентами

4) центральные банки государств, которые выходят на рынок когда необходимо стабилизировать национальный валютный курс

Главной целью рынка ценных бумаг является высокоэффективное перераспределение финансовых ресурсов.

Значение рынка ценных бумаг проявляется в его функциях:

- Инвестиционная. Мобилизация и аккумулирование времен­но свободных денежных ресурсови направление их на развитие пер­спективных отраслей экономики.

- Регулирование финансовых потоков. Выкупая (или предлагая к продаже на выгодных условиях) государ­ственные ценные бумаги, государственные институты имеют возмож­ность освобождать (или привлекать) дополнительные инвестиционные ресурсы. Тем самым создаются предпосылки для увеличения занятос­ти (или снижения инфляционного давления денежной массы).

- Перераспределение права собственности. Покупка долевых ценных бумаг (акций), удостоверяет право их владельца на учас­тие в управлении акционерным обществом.

- Спекулятивные операции. Наличие ликвидного вторичного рынка, на котором реал