Основы геополитики России
План
Лекция №6. Геополитика на территории бывшего СССР
В.1. Основы геополитики России.
В.2. Геополитика западных стран ближнего зарубежья.
В.3. Геополитические отношения в Закавказье и Средней Азии.
В.4. Политика России в полярных областях.
1) Географически Россия занимает на евразийском континенте Восточную Европу и Северную Азию. В ее нынешней форме и границах страна существует менее 20 лет и является остатком, как считается, последней на планете территориальной (классической) Российской империи. Для того, чтобы верно оценивать сегодняшнее геополитическое положение нашей страны, необходимо представлять ее историю, которая насчитывает более тысячи лет.
В 5 веке н.э. в конце Великого переселения народов на территорию будущей Руси с Восточной Европы переселились славяне. Первые протогосударства славян (княжества) начали образовываться здесь ок. 9 в. вокруг торгового пути с севера на юг Восточной Европы (от Балтики и Финского залива до Черного моря). Основными центрами т.н. Древнерусского государства были Киев на юге и Новгород на севере.
В 12 в. это слабое государство опять распалось на отдельные княжества. Уже в 13 в. с юго-востока на них стала осуществляться периодическая экспансия кочевников монгольской Орды. Западную же половину русских княжеств захватила Литва; здесь стали складываться народности белорусов и украинцев.
Центром нового государства постепенно стала Москва, входившая во Владимиро-Суздальское княжество. 14 и 15 века оно накапливало силы, пока в конце века не провозгласило формальной независимости от Орды. В это время Русь (Россия) все еще оставалась примерно в пределах Владимиро-Суздальского княжества; в 16 в. произошел территориальный «взрыв». К сер. 16 в. она увеличилась вдвое за счет западных и северных бывш. русских земель (выйдя на северный Урал), а затем, на фоне распада Орды, началось стремительное движение ее на восток, в Азию. К к. 16 в. она выросла территориально еще вдвое.
Таким образом, Россия зародилась и на протяжении примерно 8 веков оставалась европейским (а не евразийским) государством. Титульный этнос нации (80%) – русские – принадлежит к восточным славянам (и ныне заселяющим всю Восточную Европу) – и расово (генетически), и религиозно, и культурно (в т.ч. по языку и письменности).
Во 2 пол. 16 – н. 17 вв. (за 60 лет) Россия «пробежала» всю свою практически незанятую азиатскую часть, увеличившись еще более чем в 2 р. и достигнув Тихого океана и Северной Америки. В остальных частях (на западе и юге) она почти не прирастала, достигнув «естественных» геополитических рубежей.
18 в. (Петр 1, Екатерина 2) отмечен изменением «геополитического вектора» и устремлением на запад, с завоеванием земель пришедшей в упадок Речи Посполитой – Прибалтики, Белоруссии, западной Украины. Россия окончательно оформилась как империя, расширение ее затормозилось, ее «пассионарный скачок» закончился.
Пика могущества Российская империя достигла к началу 19 вв., после чего начался ее постепенный закат. Тем не менее путем, как правило, долгих и кровопролитных войн она еще продолжала расширяться на юго-восток, юг, частично запад, увеличившись по площади с 16 до почти 26 млн. км2.
Однако параллельно с процессом приращения уже начался обратный – утраты земель. Во второй пол. 19 в. Россия продала САСШ «лишние» Аляску и Алеутские острова, далее по договору уступила Японии Курильские острова, а в нач. ХХ в. потеряла в войне с ней южный Сахалин и китайские колонии (Манчжурию и Корею).
Позже Россия как одна из крупнейших мировых держав вступила в 1 мировую войну, которая привела к ее краху (как и ряда других империй – Германской, Австро-Венгерской, Османской). Перехватившие власть в распадающейся стране большевики ценой огромных усилий и жертв (ок. 26 млн. погибших в гражданских войнах и репрессированных в ленинско-сталинский период) сумели сохранить большую часть страны, дав ее окраинам ряд привилегий. Тем не менее, первоначально был утрачен западный пояс: земли Финляндии, Прибалтики, Польши, Бессарабии, а также достаточно быстро возвращенные азиатские уделы (Хива, Бухара, Тува).
Через 20 лет СССР сумел вернуть Прибалтику, восточную часть Польши и Бессарабию (попытка захватить Финляндию не удалась). Вслед за этим страна вступила во Вторую мировую войну, в которой потеряла еще 27 млн. чел.
По итогам войны Сов. Союз вернул от Японии земли на востоке и захватил у Германии Восточную Пруссию (Калининградскую обл.) и Галицию. Площадь страны составила 22,5 млн. км2. Но главное – ей удалось не только вырваться из международной изоляции, но и создать целую сеть государств-союзников – т.н. «мировой лагерь социализма». На полвека СССР стал одной из двух ведущих мировых держав, поделив мир условно на две половины – Восток и Запад.
Однако долго такую нагрузку страна нести уже не могла, и в к. ХХ в. наступил второй, – видимо, окончательный крах и распад Российской (Советской) империи. Держава распалась на 15 государств; попытки восстановить ее хотя бы в урезанном виде (ССР и СНГ) не удались. Политически окраины все более отдаляются от российского центра.
В настоящее время к правительству и населению пришло осознание окончательности произошедшего, хотя рецидивы имперского сознания еще имеют место. Наступило время осмысления нового положения России – в т.ч. геополитического. В отношении зарубежных стран вновь все большее значение приобретает географический фактор, т.е. близость их к российским границам. Так, на суше Россия граничит с 16 (18) государствами (соседями 1 порядка). Морских границ у нашей страны почти в 2 р. больше, чем сухопутных (38 против 20 тыс. км), однако в силу того, что большинство их – северные, замерзающие почти круглый год, или мало освоенные восточные, Россию уверенно можно отнести к континентальным державам.
Территориально Россия вернулась к границам 17 в., основанным на пределах проживания русского этноса. Исключения – северные, почти необжитые, территории Сибири и Д.Востока и юг, за принадлежность которого к стране пришлось снова, как и в 19 в., воевать, и который остается спорной и проблемной частью территории.
Страна сохранилась от дальнейшего распада благодаря следующим факторам:
- этнической однородности большей части заселенной территории;
- зависимости многих дотационных регионов от центра;
- наличию естественных монополий;
- жесткой политике нового президента;
- незаинтересованности в таком распаде со стороны Запада.
Исаев и Лукьянович видят в истории России 4 волны, имеющих возвышение и спад мощи и влияния страны: 1) от Олега до Ярослава Мудрого и от него до Орды; 2) от Москвы до Ивана Грозного и от него до Смуты; 3) от первых Романовых до Александра 1 и от него до 1917 г.; 4) от Ленина до конца правления Сталина и от него до 1991 г. Сейчас должна начаться 5-я волна.
2) Распад в начале 1990-х империи СССР произошел по комплексу внутренних и внешних причин:
- первая группа причин связана с историко-географическим фактором. Это, в первую очередь, сравнительно недавно (в 16-19 вв.) приобретенные огромные территории страны, на которую не хватало населения. Создание инфраструктуры по европейским стандартам обходилось СССР из-за протяженности и климата многократно дороже;
- вторая группа причин связана с экономическими факторами. Сюда можно отнести неэффективную форму государственной экономической централизации, стремление к созданию монополий в промышленности, экстенсивный путь хозяйствования, ориентированный, в основном, на сырье;
- третья группа причин связана с политическими факторами: это тоталитарное управление страной, зависимость ее развития и положения от линии одной партии и ее лидера.
Утраты России:
- отторгнуто более 5 млн. км2 (24%) территории, в т.ч. ряда экономически важных регионов;
- на утраченных территориях осталась половина (49% !) населения СССР. Т.о., от России отошли наиболее густонаселенные (и, следовательно, развитые) области. Плотность населения страны упала;
- в военных конфликтах было убито примерно ½ миллиона человек, что сравнимо с «нормальной» гражданской войной;
- возникло ок. 5 млн. беженцев;
- русская нация вошла в число «расчлененных» народов, за рубежом до сих пор находятся около 25 млн. русских;
- потеряны удобные выходы к Балтийскому и Черному морям;
- утрачены большие части шельфов трех самых удобных морей;
- произошел территориальный сдвиг страны на север и восток;
- потеряны прямые сухопутные выходы к Центральной и Западной Европе; РФ удалилась от ряда мировых транспортных путей;
- Россия потеряла 2 «защитные оболочки»;
- Россия получила необустроенные границы и эксклав в виде Калининградской области;
- на границах России появился ряд ослабленных соседей, в том числе «горячие точки»;
- последствия распада СССР продолжились в попытках разделения России;
- экономика страны практически полностью переориентировалась на экспорт сырья;
- произошло падение промышленного производства в 10 раз (последствия, сравнимые с двумя мировыми войнами), а также сельского хозяйства (импортируется почти полвина продовольствия);
- произошла «утечка умов», сокращение числа научных работников на две трети;
- усилились региональные контрасты; возникли депрессивные регионы. Сейчас лишь 12 субъектов федерации из 83 являютсядонорами;
- произошла утрата имиджа великой державы. ВВП России составляет 3-3,5% от мирового. Боевой потенциал в 3 р. меньше, чем у НАТО.
Потенциалы России:
- 17 млн. км2 суши (1/8 часть мира);
- более 140 млн. чел. населения (в основном, титульной нации);
- на территории остались лучшие естественные (в т.ч. аграрные) ресурсы;
- остался основной промышленный потенциал бывшего СССР;
- сохранены выходы к морям;
- Россия сохранила контакты с развитыми странами;
- страна остается транзитным коридором через Евразию.
3) Крах и распад СССР привел к существенным изменениям в мировой расстановке геополитических сил, где наше государство опустилось с верхней строки в середину списка и продолжает опускаться.
Сейчас Россия занимает уже не 2-е (как во времена СССР), а 7-е место в рейтинге потенциала международного влияния (после США с их гигантским отрывом, Китая, Японии, Германии, Франции и Великобритании). По ВВП Россия еще находится примерно на 10 месте в мире. В то же время по ИРЧП страна уже 5 лет располагается на 66-м месте (0,75, после Ливии), характерными ее соседями в социально-экономических рейтингах являются Мексика, Панама, Чили, Узбекистан и т.п. страны. (ИРЧП в СССР составлял 0,92 (ок. 25-го места в мире (?)). Россия в 1992 г. занимала 52-е место с индексом 0,85.)
Современные характеристики России весьма противоречивы. Часть населения и элиты все еще предпочитает называть ее «великой державой» - хотя бы в силу того, что и в настоящем виде она является крупнейшей страной мира по занимаемой территории (почти 13%) и обладает примерно 20% ресурсов Земли.. Однако в то же время по численности населения этот показатель составляет 2%, Россия опустилась по нему с 3 на 9 место в мире и продолжает опускаться.
М.Ломоносов писал: «Полагаю самым главным делом сохранение и размножение российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей».
Средняя плотность населения составляет в России 8,5 чел. на 1 км2, что более чем в 4 раза ниже среднемирового показателя. Причем если в европейской части страны плотность населения сравнительно высока (около 27 человек на 1 км2) и сравнима со средней плотностью населения в таких регионах мира, как Африка и Америка, то в азиатской части она является крайне низкой (2,5 человек на 1 км2), - а это ¾ территории страны. Средняя плотность в странах Зап. Европы – 100-300 чел./км2. 45% территории России занята лесами.
В южной части страны (26% территории) проживает более 95% населения, а в северной (3/4 территории) – менее 5%. К 2025 г. в Сибири останется менее 18 млн., т.е. по сравнению с 1991 г. население сократится почти на 20%. Еще более тяжелая демографическая ситуация складывается на Дальнем Востоке, где за 15 лет число жителей уже сократилось больше чем на 16%.
Будучи подвержена, как и страны Европы, тенденции старения населения, Россия существенно отстает от них по продолжительности жизни - на 15-19 лет для мужчин и на 7-12 лет для женщин. При этом российские мужчины в трудоспособном возрасте умирают чаще европейских в 10 раз, а женщины – в 4 раза.
Вторым аргументом в пользу статуса великой державы обычно называются природные ресурсы России. Действительно, страна занимает 1 место в мире по разведанным запасам газа, железной и медной руд, калийных солей и апатитов, алмазов (а т.ж. торфа, янтаря), 2 место – по запасам угля и золота, выделяется запасами многих цветных металлов. Россия занимает 1 место в мире по общим земельным и лесным площадям, запасам древесины, 2 место – по запасам водных ресурсов и пресной воды, гидроэнергопотенциалу рек, третье место – по площади обрабатываемых земель.
Однако главным недостатком данного фактора является неравномерность распределения этих ресурсов по ее территории и вызванная все той же протяженностью страны огромная удаленность их от центра. При этом большая часть наиболее значимых ресурсов находится в наименее освоенной азиатской части страны.
Кроме того, Россия не обладает ни одним ресурсом, ни одной отраслью, которые были бы стратегически значимы для мировой экономики – даже в сырьевой сфере.
Таким образом:
1) фактически можно говорить лишь о потенциальном богатстве России природными ресурсами;
2) огромные территории России по многим факторам являются скорее ее недостатком, чем достоинством;
3) богатство природными ресурсами порождает сырьевую ориентацию экономики России, что характерно лишь для неразвитых стран (т.н. «сырьевое проклятие»).
Кроме всего сказанного, необходимо учитывать широтное расположение России. Она относится к северным странам, причем в целом ее природные условия оцениваются как мало- и неблагоприятные для проживания и жизнедеятельности.
Естественно-природные особенности остаются причиной краткости сезона полевых работ. На северо-западе (Санкт-Петербург) он длится 4 месяца, в центральных областях (в районе Москвы) - 5,5, в степи - 6 месяцев в году. В Западной Европе полевые работы продолжаются 8-9 месяцев. Большую часть территории России с полным основанием можно отнести к зоне рискованного земледелия. Это обусловливало низкую урожайность сельскохозяйственных культур: средняя урожайность в России равна 20 центнерам с гектара против 70-80 центнеров в Англии, Голландии и Швейцарии.
Неразвита инфраструктура. Даже в европейской части России более 1/3 населенных пунктов не связаны с районными центрами дорогами с твердым покрытием. В Орловской, Тульской, Ярославской областях без такой связи в начале XXI в. остается более половины сел и деревень. Доля энергетической и транспортной составляющей в себестоимости продукции выше, чем в Европе. Это автоматически снижает размер оплаты труда.
По мнению некоторых ученых, «Россия из геополитической реальности медленно, но неуклонно становится национальной пустыней» (Н.Козин, 2006), «российское общество напоминает рассыпающийся песок» (ВЦИОМ, 2006), у граждан страны «нет ни общей идеологии, ни общих целей и интересов» (ИС РАН, 2008).
Главная геополитическая проблема самоопределения России в том, что она евразийская держава только с географической и политической т.зр., а с демографической, культурно-конфессиональной и экономической – европейская.
В то же время по данным опроса 2007 г., ¾ россиян считают, что Россия – евразийское государство с собственным историческим путем развития, и примерно по 10% определяют ее как западное или восточное государство.
В настоящее время в российском обществе существует множество точек зрения относительно сущности и будущего страны:
- Россия должна возродиться как сильная военная империя в границах бывшего СССР (империалисты);
- Россия должна стать государством, вокруг которого сложится новый добровольный союз бывших советских республик (объединители);
- Россия должна быть сильной военной державой (державники);
- Россия как евразийская держава (евразийцы);
- Россия должна быть государством русского народа (русские националисты);
- Россия должна быть многонациональным государством равноправных народов (интернационалисты);
- Россия должна вернуться к социалистическому строю (социалисты-реставраторы);
- Россия должна стать государством с рыночной экономикой, демократическими свободами и соблюдением прав человека (демократы-западники);
- Россия должна стать государством, сила и могущество которого обеспечиваются благодаря росту благосостояния граждан (постсоветские индивидуалисты);
- Россия должна стать христианской православной страной (православные христиане).
Одна из самых трудных внутренних проблем России заключается в незавершенности формирования государственной системы, начиная с административно-территориального устройства. По данному вопросу существует широкий спектр взглядов, которые можно объединить в четыре основных варианта административно-территориальной трансформации страны:
- унитарная авторитарная империя;
- федеративное государство.
- конфедерация, раскол России на две-три части;
- распад РФ по аналогии с СССР.
Имперский вариант натолкнется на антироссийские блоки у границ и вряд ли осуществим мирным путем. 3-й вариант (З.Бжезинского) – распад Хартленда и неизбежная активизация нестабильности на его территории. Что касается 4-го варианта, то в 2004 г. ЦРУ сделало доклад о возможном распаде РФ на 8 независимых государств.
Наиболее предпочтительным выглядит второй вариант.
По Р.Мухаеву, возможны 5 сценариев дальнейшего геостратегического развития России:
1) «униженный, нестабильный гигант», с нарастающими националистическими, фашистскими тенденциями;
2) союз с Западом, с вступлением в большинство блоков;
3) антизападное самоутверждение, возрождение как наследника СССР;
4) союз с Китаем (и другими восточными гигантами) против США (другими авторами предлагается и союз с мусульманским миром);
5) объединение в рамках союза славянских постсоветских республик, в дальнейшем – СНГ.
4) Геопространство, согласно Н.Крондо, включает в себя 4 пояса: ядро, срединную зону, внутреннюю и внешнюю периферии.
Ядро российского пространства – Московский регион. Его территориальное расположение не изменилось, но геополитическое стало иным. Со смещением страны на север и восток Москва уже не является естественным центром России, управление страной из Москвы неудобно. Также западное расположение столицы символизирует ориентацию страны на Запад. В социально-экономическом и политическом отношении Москва стала, по сути, анклавом (наличие внутренних анклавов является особенностью развивающихся стран). В нем аккумулируются 70-80% всех финансовых потоков бывшего СССР, здесь самый высокий уровень жизни, сюда направляются основные инвестиции, основные политические события происходят только здесь. Наметилась тенденция к самозамыканию столичного региона. Наконец, в роли распределителя богатств всей страны Москва не может выполнять функцию нравственно-духовного центра государства.
Срединная зона России – это пространство (треугольник) между Санкт-Петербургом, Ростовом н/Д и Кузбассом (Кемерово). Срединная зона, следуя за периферией, начинает разрываться в широтном направлении, и ее необходимо укреплять.
Внутренняя периферия охватывает территории, расположенные между срединной зоной и госграницами. Компактность России за счет внутренней периферии снизилась после распада Союза: появился эксклав и южный выступ в виде Северного Кавказа.
Внешняя периферия включает, в 1 оч., все республики бывшего СССР. Оси развития России деформированы, западная и южная утрачены.
Геоположение России в мире можно представить в виде сетки секторально-поясной модели. При этом пространство вокруг страны можно радиально разделить на 4 основных сектора (Север, Запад, Юг, Восток), а их – на подсектора (н-р, Запад Северный и Запад Южный – и т.д.).
По признаку географической близости к России можно выделить 5 ее поясов («геооболочек»). 1-й пояс – очевидно, страны бывшего СССР, а теперь – ближнее зарубежье России, плюс Финляндия, Япония, США и другие ее соседи. 2-й пояс – уровень Северной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Средней Азии. 3-й – Средняя Европа, Северная Африка, Южная и Юго-Восточная Азия. 4-й – Атлантика и Северная Америка, неарабская Африка, Индийский океан, Австралия. 5-й сектор – Латинская Америка, Южный океан и Антарктида.
Первостепенное значение для геостратегии России имеет периметр границ бывшего Советского Союза. Это обусловлено рядом причин, в первую очередь, большой значимостью ближнего зарубежья для безопасности России, а во-вторых, в силу разделения русской нации. Западные аналитики отмечают, что сейчас Россию окружают уже более динамично развивающиеся государства.
Пояс стран-соседей России является зоной международной конкуренции, которая временами приобретает особую остроту в связи с энергосырьевыми, военно-политическими, а иногда и территориальными проблемами. Даже при урегулировании Россией в 2000-х гг. ряда территориальных споров со странами Балтии, Норвегией, Китаем, они остаются в той или иной форме в отношениях с Японией, Украиной, США, Финляндией, Германией, Китаем, странами Балтии.
Кроме того, в этом поясе остаются очаги нерешенных территориальных споров между новыми странами. Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия и Приднестровская Молдавская Республика в той или иной степени являются объектами экономического субсидирования со стороны России.
Сейчас уже очевидно разделение стран БЗ на три группы: 1) активно отторгающие отношения с Россией (Прибалтика, Грузия, частично Украина); 2) стремящиеся частично сохранить специфику связей с Москвой при сохранении свободы внешнеполитического маневра (Молдавия, Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, Киргизия, Таджикистан); 3) согласные с принадлежностью к ядрам ориентированных на Россию интеграционных процессов (Казахстан, Белоруссия, Армения). Русский язык используется как второй государственный лишь в Белоруссии и Киргизии.
Национальные интересы (важнейшие потребности) России на постсоветском пространстве заключаются в следующем:
- дружественной позиции б. союзных государств (пояс безопасности);
- в их внутренней стабильности и отсутствии конфликтов между ними;
- предотвращении транснациональных угроз.
Предпринятая с распадом СССР попытка сохранить его территории в виде даже не конфедерации, а хотя бы союза (Содружество независимых государств), в целом, не удалась. В СНГ отказались вступать 3 страны Прибалтики, Грузия позже вышла из него. Сейчас СНГ существует, в основном, формально (по Путину, «форма цивилизованного развода»), он расколот как экономически, так и политически. Содружество фактически распалось на несколько локальных экономических блоков: Центрально-Азиатское экономическое сообщество (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан), Евразийское экономическое сообщество (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан), Таможенный союз (Белоруссия, Казахстан, Россия), Союзное государство Белоруссии и России, Содружество демократического выбора (Прибалтика, Украина, Молдавия, Грузия и три балканские страны). Надвое раскололось и его военно-стратегическое пространство: на Организацию договора о коллективной безопасности и ГУАМ. Из ОДКБ вышли 3 страны (Грузия, Азербайджан, Узбекистан).
За постсоветский период доля стран СНГ во внешнеторговом обороте России упала с 55 до 20%. Из 10 стран СНГ у России лишь 5 формальных союзников, входящих в Организацию Договора о коллективной безопасности и Евразийское экономическое сообщество: Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия и Таджикистан. Попытки России сохранить интерирующие возможности СНГ ложатся тяжелым бременем на ее бюджет. На страны ближнего зарубежья наша страна расходует столько же, сколько на национальную оборону и здравоохранение.
С нач. 2000-х гг. фокус внимания российских политиков стал перемещаться на возможности наладить в СНГ не всеобъемлющее, а «избирательное» сотрудничество интеграционного типа. Политический прагматизм России в ближнем зарубежье возможен и в форме отказа от сохранения любой ценой СНГ и Союзного государства РБ («цивилизованный развод»). Более целесообразным может оказаться создание новых структур из числа членов СНГ. Наиболее перспективна для интеграционного сближения организация Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Локомотивом выступают Россия, Казахстан и Белоруссия, которые создали 2011 г. Таможенный союз.
В 1990-2000-е гг. на территории ряда приграничных России постсоветских государств при всей легитимности политических процессов произошли государственные перевороты – т.н. «цветные («оранжевые», «бархатные») революции». Это: Узбекистан, Киргизия, Украина, Грузия, где пришли к власти проамериканские режимы.
Технологии инспирирования этих процессов таковы:
- поощрение этносуверенитета, национального нигилизма;
- «развращение свободой» по-американски;
- подкуп элит;
- поощрение русофобии;
- культурная экспансия, вестернизация;
- политизация экономики;
- захват решающих областей экономик;
- разрушение дееспособных политических и эконом. структур;
- поддержание перманентной реформы госвласти, достижение безвластия;
- приучение к зависимости извне.
Тем не менее, во 2 пол. 2000-х этот процесс стал встречать противодействие со стороны стран СНГ. Так, произошло смещение проамериканских правительств в Украине и Киргизии. Неудачей закончились попытки «цветных» революций в Узбекистане, Казахстане, Азербайджане, Молдове, Белоруссии и в самой России.
Чрезвычайно важным и перспективным является встраивание России в Европу. По мнению ряда ученых, эта интеграция более важна, чем в СНГ. Успех реализации этого направления во многом зависит от адаптации России к европейским условиям, к рыночному хозяйству, гражданскому обществу, демократии и правовому государству.
В интересах России стремиться к связующей роли Восточной Европы между нашей страной и Западной Европой. Участие ЕС в обновлении России произвело бы предотвращение перемещения росс. капитала на Восток.
Среди важнейших приоритетов России особое место занимает формирование партнерства с США. Со своей стороны США будут нуждаться в партнерстве с Россией для нейтрализации влияния Китая.
В любом случае Россия должна превращаться в один из центров сил на мировой арене. Условием ее эффективности должен быть многовекторный внешний курс. Это предполагает и инициирует сотрудничество с Японией и Китаем, со странами Латинской Америки, Африки.
Однако последние еще долгое время останутся на периферии интересов России. В интересах России способствовать укреплению глобальных и региональных структур, ставящих своей целью обеспечение мира, безопасности и сотрудничества ООН и G20.
5) В настоящее время в России действует Военная доктрина, принятая в начале 2010 года. В качестве внешних военных опасностей она называет следующие:
1) глобализация НАТО и ее приближение к границам России;
2) дестабилизации обстановки в приграничных России странах, применение в них военной силы;
3) военное присутствие других государств и их групп вблизи границ с Россией, в т.ч. систем ПРО;
4) территориальные претензии к России, нарушение договоров с ней;
5) распространение ОМП и терроризма и др.
Президент указывает на то, что у России должны быть вооруженные силы, способные одновременно вести борьбу на региональном, глобальном, и, если потребуется, в нескольких локальных конфликтах. Россия не может вновь вступить в гонку вооружений. По его мнению, мы должны давать асимметричные ответы на вызовы других стран.
В то же время в целом, в отличие от СССР, геополитика России носит оборонительный характер.
(Произведена перестройка военных округов РФ. Приоритетным направлением военного строительства Президент назвал формирование профессиональных частей постоянной готовности. Это возможно в условиях контрактной службы с сокращением срока службы по призыву. Важна централизация управления военными силами в каждой физической сфере: воздушно-космическое пространство, сухопутные войска, военно-морской флот. Необходимо увеличить расходы на вооружение в 1,5 раза, доведя их до 4% от ВВП.)
При этом доля современных образцов вооружений и техники в Российской армии имеет тенденцию снижения с 30% в 1995 г. до 10% в 2000-м и 5% к 2005 г. (в армиях стран - членов НАТО этот показатель составляет около 60%).