Российские геополитические концепции XV – XIX вв

План

В.1. Российские геополитические концепции XV – XIX вв.

В.2. Геополитические идеи современных российских ученых.

 

Объединительный процесс русских земель вокруг Москвы привел к интенсивному развитию государства и нации и росту национального самосознания. В конце 15 века возникает мессианская панправославная идея «Москва – третий Рим».

Московия провозглашена новым и вечным царством всего православного мира. Великий князь формально стал преемником византийского императора, бывшего главой всего православного мира. Был узаконен титул царя (цезаря), а у Московского государства появился новый герб - «двуглавый орел».

В 19 веке, когда многие православные народы начали освобождаться от влияния Османской империи, мессианское православие вместе с панславизмом снова стали распространены в России.

Панславизм – это идейно-политическое романтическое движение в славянских странах, находившихся под владычеством Турции и Австро-Венгрии, возникшее на рубеже 18-19 веков. Оно обосновывает национальное единство славянских народов Восточной Европы и необходимость их союза.

В России идеи панславизма поддерживались рядом славянофилов, в частности Н.Я. Данилевским. Его идеи критиковал К.Н. Леонтьев, который считал, что Россия не была и не будет чисто славянской державой, поэтому образование всеславянского государства было бы началом падения России. Польские восстания подорвали эту идею.

В 1 пол. ХХ в. идеи русского мессианства придерживался Н.А. Бердяев.

 

После Великой Французской революции и войны 1812 года в России снова началось осмысление ее взаимоотношений с Европой, что послужило причиной возникновения двух течений русской мысли – западничества и славянофильства. Резкая борьба между ними началась в 40-х годах 19 века, после Крымской войны, когда славянофилы стали антизападниками. (До настоящего времени рус­ская геополитическая мысль, несмотря на смену экономических и полити­ческих режимов, озабочена решением одного «вечного» вопроса – о принадлежности России.)

Ядро западников составляли Герцен, Кавелин, Станкевич, Огарев, Белинский, Тургенев и др., славянофилов – Хомяков, Киреевские, Аксаковы, Самарин.

Западники считали, что Россия является частью Европы и вся ее история – преодоление отставания от Европы и Запада, изживание патриархальности и азиатчины, включение в общечеловеческую цивилизацию. Капитализм – магистральный путь человечества.

Славянофилы исключали наличие общечеловеческого развития и признавали самобытность каждого народа или сообщества близких народов. Особый путь России обусловлен патриархальностью, народным православием, соборностью, общинностью деревенской жизни, артельностью, а не индивидуализмом русского народа; объединяющим его фактором стало неприятие его Европой.

Новый виток этого спора повторился в конце 19 века между народниками и марксистами, а в наше время – между западниками и антизападниками (в т.ч. евразийцами).

 

Цивилизационный анализ в геополитике впервые был предпринят Н.Я. Данилевским во 2 пол. 19 в. Он сформулировал концепцию культурно-исторических типов и ввел это понятие в геополитику в качестве единицы анализа. Цивилизационная идентичность является главным фактором в геополитике, интегрирующим большие пространства.

По мнению ученого, культурно-исторический тип – это совокупность народов, обладающих языковой, территориальной, нравственно-психологической, культурной и политической общностью; особая роль при этом принадлежит религии. Данилевский выделяет 13 типов (в т.ч. славянский), некоторые из которых уже исчезли.

В своем развитии культурно-исторические типы проходят такие же стадии, как и любой живой организм: рождения, роста, старения, смерти. В периоды кризиса, опасности на первый план выступают не экономика или военная организация, а нравственные двигатели: самодисциплина (повиновение) и энтузиазм – до самопожертвования.

Данилевский выступил с проектом всеславянской федерации с центрами в Москве и Константинополе.

 

В.П. Семенов-Тян-Шанский считал, что историческое развитие государства шло по пути синтеза морских и континентальных частей земного шара. Особую роль, согласно учению СТШ, играет морская зона южнее 450 северной широты, где расположены 3 «срединных моря»: Средиземное в Европе, Китайское в Азии и Карибское в Америке. «Господами мира» будут те государства, которые завладеют периметрами этих морей.

Он выделяет три формы территориального могущества: кольцеобразная система контроля (Др. Греция, Др. Рим, Италия, Швеция и др.), точечная (клочкообразная) система (Испания, Португалия, Голландия, Франция, Англия) и континентальная, или система «от моря до моря» (империя Македонского, Россия, США). Главным недостатком системы последнего типа ученый считал громадную протяженность.

Выходом является увеличение численности населения и уровня экономического развития географического центра территорий. Россию он предлагал делить не на Европу и Азию по Уралу, а на запад и восток по Енисею, а в качестве центра страны видел «Русскую Евразию» - пространство между Волгой и Енисеем.

По его мнению, сдвинуть культурно-экономический центр к географическому можно двумя способами:

1) перенести столицу в Екатеринбург;

2) образовывать новые культурно-колонизационные базы. В качестве таковых он предлагал: Уральскую, Туркестанскую, Алтайскую, Прибайкальскую, с которыми он связывал будущее мо­гущество России.

Семенов Тян-Шанский считал, что федеративное устройство России было бы для нее гибелью.