Основные отличия коммерческой и банковской тайны

Выделяются некоторые основные критерии, определяющие юридические отличия банковской тайны (в сфере отношений с клиентом) от общего определения коммерческой тайны.

Во-первых, относительный характер ответственности субъектов, реализующих право конфиденциальности. Объясняется это тем, что, в отличие от коммерческой тайны, ответственное за сохранение конфиденциальности лицо не является напрямую заинтересованным в этом сохранении.

Банк (кредитное учреждение) не имеет возможности самостоятельно определить степень секретности той или иной части информации или круг допущенных к ней лиц. В случае коммерческой тайны ее владелец имеет полную свободу действий. Это отличие выведено по принципу «бритвы Оккама»: так как клиент не обязан раскрывать банку степень своей заинтересованности в сохранении конфиденциальности той или иной части информации, передаваемой банку, то вся хранимая информация должна рассматриваться как единый объем, обладающий максимальным приоритетом конфиденциальности. Исключением, как уже было замечено, являются те фрагменты информации, которые объявлены законом не подлежащими сокрытию.

Во-вторых, в отличие от коммерческой информации (коммерческой тайны), которая может быть продана, передана или оглашена по желанию владельца, информация, составляющая банковскую тайну, не может быть предоставлена в чье-либо пользование, так как это противоречит смыслу института банковской тайны. Необходимо отметить, что при наличии разрешения владельца на передачу информации она теряет статус банковской тайны и переходит в разряд коммерческой.

В-третьих, при охране коммерческой информации (например, секретов производства) принципиальна лишь конфиденциальность содержания информации. При охране банковской тайны может скрываться не только сама информация, но и ее наличие, а иногда - сам факт наличия отношений между банком и клиентом.

Основные отличия коммерческой и банковских тайн приведены в табл. 2.

Таблица 2

Коммерческая тайна Банковская тайна
Абсолютный характер правоотношений (один правоустанавливающий - все обязанные) Относительный характер правоотношений (один правоустанавливающий - один обязанный, клиент - кредитная организация)
Приобретается целевой деятельностью или целевым заключением договора Всегда носит акцессорный (дополнительный к заключенному договору) характер
Важна охрана содержания Важна охрана факта наличия взаимоотношений кредитной организации и клиента
Предоставление третьим лицам диктуется стимулом прибыли Предоставление сведений третьим лицам всегда носит вынужденный характер
Обладателя стимулирует охранять тайну возможная прибыль Кредитная организация охраняет банковскую тайну под угрозой ответственности
Возможны купля-продажа, передача или оглашение Не может быть предоставлена в чье-либо пользование
Коммерческая тайна носит для всех лиц статус тайны Банковская тайна имеет статус тайны только для тех лиц, которым о ней не сообщено лицом, вверившим её кредитной организации

пячттггаия птптт^ гл7тттег.тиетттттл тттп птиоттяют птпйти пт тпяттиттионттпй тпяктгттси бяикопетгой тяйны кятс

коммерческой тем, что носитель тайны не имеет личной заинтересованности в её конфиденциальности при производном характере его прав на эти сведения.

7. Примерный перечень конфиденциальных сведений банка

Определение конфиденциальных сведений - сложная работа, которая требует достаточно детально разработанной методики, отвечающей на следующие вопросы:

• является ли информация неизвестной третьему лицу;

• является ли эта информация реально или потенциально коммерческой ценной;

• способен ли владелец информации обеспечить охрану её конфиденциальности так, чтобы у суда не возникло сомнений по поводу того, что информация была не только объявлена конфиденциальной, но и были приняты действенные меры по сохранению её в тайне;

• не нарушает ли отнесение информации к составляющей коммерческую тайну действующее законодательство по данному вопросу;

• не приводит ли отнесение информации к составляющей коммерческую тайну к введению потребителя в заблуждение относительно свойств и качеств банковских услуг, а также к нарушению государственной отчетности;

• возможно ли обеспечить конфиденциальность этих сведений с точки зрения необходимых средств и ресурсов, и не превышают ли затраты на защиту информации сумму ущерба от ее незащищенности.

Примерный перечень конфиденциальных сведений банка, утверждаемый руководителем банка и содержащий наиболее общие категории (классы) сведений, а также подробные описания сведений, по отношению к которым должна быть обеспечена наивысшая степень конфиденциальности.

Перечень может иметь следующую структуру:

1. Информация о содержании и маркетинге банковских услуг: услуги по кредитованию организаций, потребителей и других банков, платежно-расчетные, трастовые; услуги по хранению депозитов, ценностей; операции с ценными бумагами и др.:

• планируемые изменения объемов оказанных услуг;

• условия, на которых оказываются услуги, и их особенности для различных категорий клиентов;

• факты и условия услуг отдельным лицам;

• объемы инвестиций в ценные бумаги и планируемые их изменения;

• содержание трастовых операций;

• расчеты цен за различные виду услуг;

• планы и методы продвижения услуг на рынок;

• маркетинговые разработки «спецификации» услуг и новых видов услуг, в том числе документы, магнитные носители, компьютеры, помещения, в которых ведутся разработки и происходит их обсуждение, охраняются как особо конфиденциальные сведения;

• планируемые новые рынки (новые сегменты);

• планы и результаты маркетинговых исследований;

• планы и программы маркетинга;

• банки данных по контрагентам;

• банки данных по клиентам.

2. Финансово-учетная информация:

• источники и объемы финансирования и кредитования;

• условия, на которых даны кредиты банку;

• объемы привлеченного акционерного капитала и планируемые эмиссии акций;

• бюджетные предложения, проекты бюджета и утвержденные бюд-жеты;

• подробные балансы и бухгалтерская отчетность;

• данные управленческого учета.

3. Организационно-управленческая информация:

• банки данных о топ-менеджерах;

• банки данных об акционерах и участниках товариществ;

• банки данных о ведущих специалистах;

• банки данных о работниках;

• сведения об организационной структуре банка, функциональных обязанностях и задачах, решаемых структурными подразделениями;

• сведения о планируемых назначениях и перемещениях ведущих менеджеров;

• сведения о приеме на работу видных специалистов и переговорах с ними;

• сведения о будущих наборах работников;

• сведения об управленческих конфликтах;

• протоколы заседаний правлений и общих собраний акционеров (советов учредителей) и отчеты менеджеров и правлений на этих собраниях;

• сведения о стратегических планах и их проектах.

4. Социальная информация:

• сведения о размерах заработной платы;

• сведения о социальных выплатах и помощи, предоставляемой отдельным служащим;

• сведения о планируемых сокращениях штатов;