Проектирование диалоговых режимов

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА

 

Большинство программных продуктов, ориентированных на конечного пользователя, работают в диалоговом режиме взаимодействия с пользователем, при котором ведется обмен сообщениями, влияющими на обработку данных. В режиме диалога осуществляются запуск функций обработки, изменение свойств объектов, производится настройка параметров выдачи информации на печать и т.п.

Системы, поддерживающие диалоговый интерфейс, разделяются на классы:

- с жестким сценарием диалога (стандартизированное представление информации обмена);

- дескрипторные системы (формат ключевых слов сообщений);

- тезаурусные системы (семантическая сеть дескрипторов, образующих словарь системы), представляющие аналог гипертекстовых систем);

- с языком деловой прозы (представление сообщений на языке, естественном для профессионального пользования).

Наиболее просты для реализации и распространены системы с жестким сценарием диалога, представляемые как:

- меню-диалог, предлагающий пользователю выбор альтернативы функций обработки из фиксированного перечня;

- действия типа «запрос-ответ» с фиксированным перечнем возможных значений, выбираемых из списка, или ответы типа Да / Нет;

- запрос по формату, задаваемый с помощью ключевых слов, фраз или путем заполнения экранной формы с регламентированным по составу и структуре набором реквизитов.

Диалоговый процесс управляется сценарием, для которого определяются:

- точки (момент, условие) начала диалога;

- инициатор диалога (человек или программный продукт);

- параметры и содержание диалога (сообщения, состав и структура меню, экранные формы и т.п.);

- реакция программного продукта на завершение диалога.

Сценарий диалога может быть описан с помощью следующих средств:

- блок-схема, отражающая блоки выдачи сообщений и обработки полученных ответов;

- ориентированный граф, вершины которого представляют сообщения и выполняемые действия, дуги - связь сообщений;

- специализированные объектно-ориентированные языки построения сценариев.

Для создания диалоговых процессов и интерфейса конечного пользователя наиболее подходят объектно-ориентированные инструментальные средства разработки программ, в составе которых имеются построители меню, с помощью которых создается ориентированная на конечного пользователя совокупность режимов и команд в виде главного меню и вложенных подменю, конструкторы экранных форм и др.