Отмена «поправки Платта» и новый торговый договор между Кубой и США

Правительство Мендиэты было сформирована на основе АВС и Националистического союза и через пять дней признано Вашингтоном. Революционные события на Кубе убедили что эра безраздельного господства на Кубе для него закончилось вместе с падением диктатуры Мачадо. Целых три десятилетия юридической и политической основой такого господства являлась «поправка Платта», гарантировавшаяся возможность постоянного вмешательства во внутренние дела Кубы, вплоть до военной интервенции.

Одной из самых смелых и жизненно важных для государства акций правительства Грау стала отмена этой «поправки». Тем не менее в правительственных кругах США практически не реагировали на подобное «самоуправство» не признанного ими гаванского кабинета.

«Политика доброго соседа», объявленная Ф. Рузвельтом, была вынужденной реакцией США на те масштабные события, которые имели место в 20-е – в начале 30-х годов во многих латиноамериканских странах, и заставила Белый дом на какое-то время «сдать в архив» многократно апробированную им «политику канонерок». События на Кубе более чем где бы то ни было подтверждали необходимость обновления принципов межамериканских отношений.

Озабоченность Белого дома выразилась в отправке на Кубу в мае 1934 г. группы высокопрофессиональных специалистов из Ассоциации внешней политики. Примерно месяц 11 экономистов, юристов, историков, социологов, философов, политиков всесторонне анализировали весь спектр двусторонних отношений и опубликовали свои рекомендации. «Главным препятствием на пути улучшения отношения между США, - подчеркивали эксперты, - является весьма распространенное на Кубе мнение, что госдепартамент Соединенных Штатов претендует на то, чтобы фабриковать кубинские правительства и избавляться от них[A130] ».

Тщательное, а главное, объективный анализ кубино-американских отношений был направлен на поиски оптимальной для них модели в новых условиях, вызванный небывалым в истории независимой Кубы обострением политической борьбы. «Критический взгляд» на все проблемы, о котором, как об основе своего анализа, заявили эксперты, характерен и при рассмотрении ими политики США на Кубе. «Соединенные Штаты, - отмечали аналитики, - не только отказались признать правительство Грау Сан-Мартина, но и посредством действий своего посла на Кубе агрессивно выступали против него. Какими бы ни были дефекты этого правительства, они не оправдывают, по мнению комиссии, политику США». Называя свое правительство «виновным» в падении кабинета Грау, члены комиссии считали правительство Мендиэты «порождением американской дипломатии».

Итоги деятельности на Кубе представителя Ассоциации внешней политики подводили уже после того, как 29 мая 1934 г. США аннулировали «поправку Платта», оставив неизменной лишь статью об аренде военно-морской базы в Гуантанамо. В этой связи эксперты делали вывод: «Соединенные Штаты обязательно должны рассмотреть об отказе своих прав на Гуантанамо. Многие кубинцы считают несовместимым наличие американской базы в Гуантанамо с суверенитетом Кубинской республики[A131] ».

В экономической сфере отношения Кубы и США во многом определялись торговым договором 1903 г. Значимость этого документа станет очевидной, если проанализировать внешнюю торговлю Кубы за 1902 – 1938 гг. За этот период общий объем кубинского импорта составил 5 млрд. 279 млн., из них на долю США приходилось 67 %; общий объем экспорта – 8 млрд. 150 млн. и соответственно 81 % - на долю США. Второе место Англии в торговле с Кубой (6 % - импорт и 12 % - экспорт) свидетельствует, что США почти монопольно контролировали торговлю Кубы.

Этот договор, действовавший до 1934 г., был более благоприятен для США, нежели для Кубы.

Договор, подписанный в сентябре 1934 г. о взаимном торговом благоприятствовании, также был более выгоден американской стороне. Она получила снижение таможенных пошлин от 20 до 40 % более чем на 300 экспортируемых на Кубу товаров. В то же время из кубинских товаров это коснулось рома, фруктов, овощей, табака и сахара.

Особенно ущербным для национальной экономики кубинские специалисты считали решение вопроса о реализации кубинского и американского табака соответственно в США и на Кубе. В договоре 1903 г. вопрос о продаже американского табака на кубинском рынке вообще не стоял. В договоре 1934 г. его ввоз на территорию Кубы не ограничивался, причем с 20-процентной скидкой. Кубинскому же табаку в США выделялась квота в 18 % от общенационального потребления всех видов табачных изделий.

В определенной степени были ущемлены и возможности Кубы по экспорту сахара в США. Они определялись 28,8 % от всего объема потребляемого американцами сахара, что было значительно меньше доли Кубы в предыдущие годы. Тем не менее сахарная промышленность в силу высокой доли участия в ней американского капитала оказалась в более выгодном положении, чем другие отрасли кубинской экономики.

Большие льготы, предоставленные американским товарам, ударили прежде всего по мелким и средним предприятиям, выпускающим товары только для национального рынка. Например, в 1933 г. американская обувь практически не продавалась на Кубе, а в 1938 г. она была реализована там на сумму

500 тыс. песо, что составляло 10 % от всего объема производства обуви на острове.

Дискриминационный для Кубы характер торгового договора 1934 г. привел к тому, что животноводы, производители рома, табачники, крестьяне, занятые на производстве фруктов и овощей, неоднократно поднимали вопрос о его пересмотре. Не оставались в стороне и профсоюзы сахарной промышленности, так как при падении цен на сахар американские таможенные пошлины не менялись, в результате поступления от реализации сахара сокращались, что самым негативным образом сказывалось на положении наиболее многочисленного отряда сельскохозяйственных рабочих Кубы.

 

Парадоксы второй половины 30-х годов: от «легального террора»