Первая мировая война

В це­лом военно-медицинская служба русской армии ока­залась не в состоянии обеспечить организацию ме­дицинской помощи и эвакуацию раненых и больных — не хватало кадров, имущества, лечебных учрежде­ний. Началась массовая под­готовка сестер милосердия на краткосрочных двухме­сячных курсах. В конце 1914 г. в России было уже 150 школ при общинах Общества Красного Креста, где обучались более 10 тыс. учащихся.

Социальный состав обучающихся на курсах сестер милосердия был самый разнообразный — женщины из трудовой среды, дворянского происхождения и даже женщины из рода Романовых.

Когда началась война, императрица Александра Фе­доровна вместе со старшими дочерьми Ольгой и Татья­ной поступили на кратковременные курсы обучения ухо­ду за ранеными. В качестве сестер милосердия они ежед­невно трудились в Царскосельском лазарете. В сохра­нившихся дневниках Великой княжны Ольги Никола­евны, в письмах ее сестер и матери постоянно упоми­нается о работе в лазарете, которая вызывала у них ин­терес и сострадание к людям.

Младшая сестра Николая II Великая княгиня Ольга Александровна, одетая как простая сестра милосердия, занимала с другой сестрой скромную комнату. Начинала работать в 7 часов утра и часто не спала несколько ночей подряд, если необходимо было перевязывать вновь прибывших раненых. Раненые с трудом верили, что сестра, которая за ними ухаживала, была дочерью Александра III.

В 1916 г. на фронте трудились почти 25 тыс. сестер милосердия Общества Красного Креста, около 6 тыс. которых были из общин милосердия.

После революции 1917 г. Российское об­щество Красного Креста было объявлено государственной собственностью.

27 декабря 1919 г. были утверждены положения «О курсах красных сестер (по­мощниц сестер милосердия)» и «О курсах красных са­нитарок». На курсы при­нимались коммунистки и сочувствующие им из сре­ды рабочих, имеющие рекомендацию партийных ор­ганов. По окончании двухмесячного обучения, сдачи экзаменов и получения свидетельства сестры направ­лялись на фронт. По своим правам красные сестры приравнивались к сестрам милосердия. Только в 1920 г. было под­готовлено 2442 сестры и 1923 санитарки.

Красные санитарки обучались в течение 4 недель и после сдачи зачетов по анатомии, физиологии, гигиене, заразным болезням, дезинфекции и дезинсекции, хирур­гии и практическим навыкам получали свидетельство, звание красной санитарки и также направлялись на фронт.

В период гражданской войны в Красной Армии слу­жили 66 тыс. женщин, в том числе 10 тыс. сестер мило­сердия.

После гражданской войны многие сестры милосер­дия Общества Красного Креста приняли участие в борь­бе с голодом. На Волгу, в Киргизию, Сибирь и Туркестан были направлены врачебно-питательные отряды, которые на средства, собранные в стране и за границей, ежедневно кормили и оказыва­ли медицинскую помощь более чем 120 тыс. человек. При ликвидации последствий голода в 1922—1923 гг. Советский Красный Крест проводил работу в двух на­правлениях: учреждения общества продолжали оказы­вать врачебно-питательную помощь детям — наиболее пострадавшей от голода части населения; в наиболее пострадавших от голода районах впервые были орга­низованы сельские аптеки-амбулатории.

К началу 1925 г. в стране сформировались следую­щие типы средних медицинских учебных заведений.

1. Фельдшерско-акушерские школы со сроком обуче­ния 4 года. В них принимали лиц, закончивших 4 клас­са. На территории России таких школ было 10.

2. Школы по подготовке медицинских сестер по ухо­ду за больными (переименованные затем в курсы меди­цинских сестер) со сроком обучения 2 года. В школу при­нимались лица с 4-классным образованием.

3. Техникумы, школы и курсы с различными срока­ми обучения для сестер-воспитательниц, сестер по охране материнства и младенчества.

4. Профилактические техникумы, срок обучения в ко­торых составлял 4 года.

5. Вечерние школы медицинских сестер со сроком обучения 3 года.

6. Двухгодичные курсы санитарных помощников.

7. Курсы переобучения военных (ротных) фельдше­ров для работы в школах; срок обучения — 3 года.

В 1926 г. сестер милосердия стали называть медицинскими сестрами, в 1927 г. были созданы первые санитарные дружины.

Необходимо отметить, что в новых учебных планах, как и в измененных в 1919 г., предусматривалась подго­товка медицинских сестер, владеющих четко отработан­ными техническими навыками и являющихся помощ­никами врача. Предлагалось заменить термин «медицин­ская сестра» на термины «помврача» или «замврача», которые казались более соответствующими ее назначе­нию.

Единая система среднего медицинского образования была создана в 1936 г. и подчинялась Наркомздраву СССР. Медицинс­кие техникумы были вновь реорганизованы в медицин­ские школы по подготовке фельдшеров, медицинских сестер, фармацевтов, зубных врачей, а также в акушерс­кие школы и курсы медицинских лаборантов и зубных техников.

Причиной реорганизации системы среднего меди­цинского образования было интенсивное строительство новых больниц и поликлиник. Так, к 1940 г. число больнич­ных коек в стране превысило 790 тыс. против 208 тыс. в предреволюционные годы. В то же время повыси­лась обеспеченность населения специалистами со сред­ним медицинским образованием и достигла показате­ля 24 на 10 тыс. жителей, что в 8 раз превышало дореволюционный уровень.

В период Великой Отечественной войны потреб­ность в медицинских сестрах для нужд фронта и тыла резко возросла, поэтому были приняты меры по их ускоренной подготовке. Только за первые 6 месяцев войны Обще­ством Красного Креста было подготовлено 106 тыс. медсестер и 100 тыс. сандружинниц. А за весь период войны организации Красного Креста подготовили бо­лее 280 тыс. медицинских сестер, около 500 тыс. санд­ружинниц и 36 тыс. санитарок.

В рядах Советской Армии дорогами войны прошли 200 тыс. врачей, 300 тыс. медсестер и более 500 тыс. сандружинниц. Типичной в этом плане является судьба медицинской сестры батальона морской пехоты Екатерины Деминой. Девушка участвовала в освобождении Венгрии, Австрии и Югославии. Спасла жизнь 150 раненым, уничтожила 59 фашистов, трижды была ранена. Награждена двумя ор­денами Красного Знамени. После войны окончила ме­дицинский институт, в течение многих лет работала врачом в Москве и Подмосковье.

Саша Серебровская — дочь известного советского биолога А. С. Серебровского — перед войной окончила Московский университет, работала на кафедре ге­нетики. В начале войны после обучения на курсах мед­сестер добровольцем ушла в армию. Осенью 1941 г. де­вушка была направлена в осажденный Ленинград. Зи­мой 1942—1943 гг. А. А. Серебровская служила сан­инструктором (медсестрой) в батальоне автоматчиков морской бригады, которая держала оборону на льду Финского залива. Во время боев ей приходилось оказывать медицинскую помощь бойцам под непрерывным артиллерийским обстрелом. При высадке десанта 26 апреля 1945 г. в районе г. Пилай (ныне — г. Балтийск) Саша Серебровская была в рядах штурмовавших город, шла в атаку по пояс в ледяной воде. На берегу, когда она оказывала помощь раненому, осколком разорвавшейся мины была смертельно ране­на. Моряки похоронили ее на высоком холме, могилу обнесли стальной цепью, снятой с боевого корабля. В г. Балтийске улица Нижняя была переименована в честь Саши Серебровской. Посмертно Саша была награжде­на орденом Отечественной войны I степени.

Во время исторической Сталинградской битвы сер­жант медицинской службы В. Кащеева самоотвержен­но оказывала помощь раненым, без сна и отдыха, отправляла их на другой берег. Она была награждена ор­деном Красной Звезды, а позднее за героизм и отвагу при оказании помощи раненым во время форсирования Днепра получила звание Героя Советского Союза.

Ког­да начались уличные бои в городе, 3 тыс. жительниц города стали санитарками и связистками. В. Пахомова оказала помощь более чем 100 раненым, вынесла их с поля боя. Л. Нестеренко делала перевязки раненым гвар­дейцам, когда была ранена сама. Истекая кровью, она умерла с бинтом в руке возле раненого.

Нельзя забыть и о подвиге санитарки Натальи Качу­евской. Она находилась в стрелковой роте, ведущей бой. 20 раненых вместе с оружием вынесла с поля боя девятнадцатилетняя девушка. Когда враги окружили блин­даж, девушка меткими выстрелами убила двух гитлеров­цев, но и сама была смертельно ранена. Однако, собрав последние силы, она вставила запалы в несколько гра­нат и подорвала их в тот момент, когда фашисты подходили к ней.

Валерия Гнаровская, жительница Ленинградской об­ласти, в 1942 г. в возрасте 18 лет добилась доброволь­ной отправки на фронт и служила санинструктором. Во время боевых действий спасла жизнь более 300 ране­ным рядовым и офицерам. Только в одном из боев она вынесла с поля боя 47 раненых вместе с их оружием. 23 сентября 1943 г. немецкие танки «тигр» прорвали оборону советских войск, пошли в направлении части, где служила Гнаровская, и приблизились к груп­пе раненых. Когда танки были в 50—60 метрах от раненых, Валерия схва­тила связку гранат и бросилась под гусеницы вражеского танка. Раздался взрыв, и «тигр» был уничтожен. Второй танк был подбит из противо­танкового ружья, остальные повернули обратно. Гнаровской было присвоено звание Героя Советско­го Союза.

Орденами Славы всех трех степе­ней были награждены 18 медицинских работников и среди них одна женщина—санинструктор Матрена Се­меновна Нечипорчукова-Ноздрачева.

В августе 1944 г. за 2 дня боев она ока­зала помощь 26 раненым; под огнем противника, рис­куя жизнью, вынесла в безопасное место раненого офи­цера и эвакуировала его в тыл. За эти подвиги она была удостоена ордена Славы III степени. Орденом Славы II степени Матрена Семеновна была награждена за спа­сение жизни раненым зимой 1945 г. Двое суток она ох­раняла более 30 раненых, кормила и поила их, делала перевязки и лишь на третий день эвакуировала в госпи­таль. 24 апреля 1945 г. М. С. Нечипорчукова-Ноздраче­ва была награждена орденом Славы I степени за бес­страшие, проявленное ею на поле боя при спасении под обстрелом противника 78 раненых бойцов и офицеров.

Опыт Великой Отечественной войны показал, что медицинс­кие сестрымо­гут работать самостоятельно, особенно при проведении профилактических, противоэпидемических и реабили­тационных мероприятий. Медицинские сестры нахо­дились ближе к больным и раненым, именно они чаще находились на поле боя.Поэтому не случайно среди медицинских работников, удостоенных высшей правительственной награды — звания Героя Советско­го Союза, было больше медицинских сестер, чем вра­чей.

В 1946 г. Министерство здравоохранения СССР утвердило новые учебные планы, которые предусмат­ривали более глубокое преподавание теоретических дис­циплин и улучшение практической подготовки выпуск­ников медицинских школ.

В 1953 г. в соответствии с решением Министерства здравоохранения СССР была проведена реорганизация медицинских школ в медицинские училища.

В 1963 г. был решен вопрос о целесо­образности открытия медицинских училищ при круп­ных многопрофильных больницах, являющихся одно­временно клиническими базами. В этом же году стали создаваться курсы повышения квалификации для средних медицинских работников при крупных ле­чебно-профилактических учреждениях.

Социально-экономические реформы,начавшиеся в стране в конце 80-х годов, потребовали реорганизации системы оказания медицинской помощи.

Согласно ВОЗ, сестринское дело является самостоятельной дисциплиной. Такой подход к сестринскому делу, принятый в разви­тых странах, требует и подготовки специалистов — медицинских сестер с высшим обра­зованием.

К сожалению, на протяжении нескольких десятилетий в России воп­росам сестринского дела не уделялось должного внима­ния. Развитие сестринских технологий с учетом современ­ной науки в развитых странах привело к отстава­нию сестринского дела в России.

Предпосылками реформы сестринского дела, его разви­тия, являются: негативные медико-демографические про­цессы, в особенности снижение рождаемости и старение населения, ухудшение здоровья населения, хронизация патологических процессов в организме, распрост­ранение новых заболеваний, таких как ВИЧ, увеличение стоимости медицинских услуг. Постепенно снижается обес­печенность лечебно-профилактических учреждений сест­ринским персоналом. Двухступенчатый метод обслужива­ния больных (врач, медицинская сестра) привел к сниже­нию профессиональной компетенции медицинских сестер, выполнению не свойственных им функций.

Реформа сестринского дела в нашей стране началась в 1993 году. На международной конференции «Новые сест­ры для новой России» была принята философия сестринс­кого дела, положившая начало этому процессу.

К 1994 году в России сформировалась многоуровневая система сестринского образования (училище, колледж, ВСО). Первый выпуск специалистов с высшим сестринским образованием состоялся в 1995 году. К 2002 году число российских вузов, в которых открыты факультеты высше­го сестринского образования, составило 34, а общее количе­ство выпускников - свыше 2,5 тысяч менеджеров в облас­ти сестринского дела.

5 ноября 1997 г. постановлением Правительства России была одобрена «Концепция развития здравоохранения и ме­дицинской науки в Российской Федерации», в соответ­ствии с которой развитие первичной медико-санитар­ной помощи (ПМСП) является одним из основных на­правлений в совершенствовании организации оказания медицинской помощи.

Лидером сестринского дела, инициатором создания фа­культета высшего сестринского образования в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова является Г.М. Перфильева, профессор, декан факультета высшего сестринского образования.