Формировние основ Советского права. Декреты о суде.

Формирование государственного аппарата, органы власти и управления по конституции РСФСР 1918 года.

Создание основ Советского государства и права октябрь 1917 – июль 1918.

1.26 октября 1917 года второй всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов принял обращение «Рабочим, солдатам и крестьянам», это первый нормативно правовой акт Сов.власти, в нем говорилось, что временное правительство изложено, а съезд берет власть в свои руки. На местах власть переходит к советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Ленин разработал концепцию слома государственного аппарата. Требовалось ликвидировать старый государственный аппарат, отменить и признать незаконные все старые нормативные правовые акты и т.д. параллельно с уничтожения старого государственного аппарата создавалась новая система органов власти и управления, уже на 2 Всероссийском съезде советов был переизбран центральный исполнительный комитет советов и принят декрет об образовании временного рабочего и крестьянского правительства – совета народных Комисаров. Большое значение для формирования нового государственного аппарата имели решения 3 ВсеР съезд советов декларация прав трудящегося и эксплуатированного народа 12 января 1918 года. декларация закрепила основы советского государства и основные направления внешней и внутренней политики. В соответствии с п.1 декларации Россия объявлялась республикой советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. 1 сентября 1917 – еще было временное правительство. В соответствии со 2 пунктом Российская Советская Республика учреждалась на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик. Политика правовой режим декларацией не облагался, политическим режимом являлась диктатура городского и сельского пролетариата. 2. Резолюция о федеральных учреждениях республики советов от 15 января 1918 года в ней были определены высшие органы государственной власти, закреплено разграничение полномочий центральных и местных властей и поставлена задача по разработки и принятию конституции. В завершенной форме система органов государственной власти и управления была закреплена в Конституции РСФСР принятой 5ым всероссийским съездом советом 10 июля 1918 года. Государственный аппарат.В 3 разделе конституции «Конструкция советской власти». Центральные органы.1) всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов являлся высшей властью в РСФСР. Формировался из представителей городских советов по расчету 1 депутат на 25 тыс. избирателей и от губернских (областных уездных съездов советов) по расчету 1 депутат на 125 тыс.жителей. созывался не реже 2 раз в год. Так же могли созываться чрезвычайные съезды по инициативе всероссийского центрального исполнительного комитета советов (вцик) или по требованию советов местности насчитывавших не менее 13 всего населения республики. К исключительному ведению съезда, согласно ст.51 конституции относилось: а) установление, дополнение и изменение основных начал конституции. Б) ратификация мирных договоров, только съезд. 2) ВЦИК. Являлся высшим органом государственной власти в перерывах между съездами. Осуществлял законодательные, распорядительные и контролирующие полномочия, координировал деятельность всех органов советской власти в центре и на местах, был подотчетен и подконтролен съезду, действовал в составе до 200 человек. В соответствии со ст.49 полномочия съезда ВЦИКа в основном совпадали. Вместе с тем согласно ст.52 решения вопросов об изменение государственных границ, отчуждений территорий, объявления войны и заключения мира ВЦИК мог осуществлять только при невозможности созыва съезда. 3) Совет народных Комиссар (Совнарком или СНК). Образовывался ВЦИКом для общего руководства делами РСФСР, для реализации СНК издавал декреты, распоряжения, инструкции и принимал все меры необходимы для правильного и быстрого течения государственной жизни. Все важные нормативные акты принятые СНК подлежали утверждению ВЦИКом. Вместе с тем, согласно примечанию к ст. 41 при неотложных обстоятельствах СНК мог принять закон без утверждения ВЦИКом. В состав СНК входили народные комиссары, а именно руководители органов отраслевого управления. 4) народные комиссариаты (наркоматы), образовывались ВЦИКом для руководства отдельными отраслями управления, всего создавалось 17 наркоматов: по внутренним делам НКВД, по иностранным делам, труда, финансов, юстиции и одно ведомство на правах наркомата – это высший совет народного хозяйства (ВСНХ). Местный орган.1) Съезды советов, а именно губернские, областные, уездные и волостные. Являлись высшей властью на соответствующей территории. 2) Городские и сельские советы являлись распорядительными органами, осуществляли претворение в жизнь всех распоряжений центральных властей, срок полномочий депутата совета составлял три месяца. 3) Исполнительные комитеты советов (исполком), являлись исполнительными органами, действовали на постоянной основе. В основу организации системы органов советской власти был положен принцип демократического централизма, он означал выборность всех звеньев с низу до верху, их подконтрольности и подотчетность с верху до низу и предоставления всей полноты власти в решении подведомственных вопросов.

 

2.В рассматриваемый период было принято большое число нормативно правовых актов, назывались они по разному: воззвание, декларация, инструкция, постановление, обращение и т.д. Главной формой нормативно правового акта являлся декрет. В сфере правового регулирования на ряду с новым законодательством временно действовали нормы старого права, однако чаще всего при рассмотрение юридических дел применялось не старое право, а принцип революционной законности (право сознания). Он означал такое отношение к праву, при котором критерием оценки правомерности поведения, деятельности правоохранительных органов, судебной системы выступало их соответствие требования диктатуры пролетариата, классовой демократии и социализма. Гражданское право.Право собственности, появляется новый вид собственности, а именно социалистическое. Способом его возникновения выступает социалистическое национализация, а именно принудительное обращение во всенародное достояние (собственность гос-ва) имущества частных лиц. Первые объекты социалистической собственности были определены в декрете о земле от 26 (27) октября 1917 года. в соответствии с ним частная собственность отменялась на землю, леса, недра, воды которые становились всенародным достоянием. Они изымались из гражданского оборота, сделки по отношению к ним запрещались. В дальнейшем к объектам социалистической собственности были отнесены фабрики, заводы, транспорт, банки и др. Обязательственное право.Меры по ограничению капиталистического товарооборота частично введенное еще при царском режиме в ходе 1МВ и входе мероприятий временного правительства, теперь еще больше усиливались, любые сделки с промышленными и торговыми предприятиями подлежали обязательной регистрации. Ограничивалось право на совершение сделок по купле продаже хлеба, Нефти, золота и драгоценных металлов. В первые устанавливались твердые государственные цены на хлеб. 27 апреля 1918 года ВЦИК издал декрет об отмене наследования. В соответствии с ним передача капиталистической собственности по наследству запрещалась, имущество передавалось в собственность государства. Если умершего были не трудоспособны и не имеющие прожиточного минимума наследники, то они временно получали право на содержание из оставшегося имущества. Разрешалось наследование трудовой собственности, такое имущество, могло включать усадьбу, предметы обихода, домашнюю обстановку, орудие труда, передавалось по наследству если его стоимость не превышало 10 тыс.рублей, излишек изымался в пользу гос-ва. Наследовать могли переживший супруг и близкие родственники. Семейное право.18 декабря 1917 года был издан декрет «о гражданском браке, о детях и ведение книг актов гражданского состояния», в соответствии с ним церковный брак как единственное на протяжение более тысячи век форма брака – отменялся. Церковный брак заключенный после 20 октября 1917 года признавался не порождающим юридических последствий. Отныне законным признавался только гражданский (светский брак) зарегистрированный в органах загса. Брачный возраст 16 лет для невесты и 18 лет для жениха. Вводились принципы добровольности вступления в брак и равноправие супруг. Внебрачные дети уравнивались в правах с детьми рожденными в браке. 16 декабря 1917 был издан декрет о расторжение брака. В соответствии с ним разрешался свободный развод по обоюдному согласию или желанию одного из супругов. В последнем случае вопрос решался судом, который одновременно принимал решение относительно юридической судьбы детей. Если же детей не было, а желание расторгнуть брак являлось взаимным. То развод оформлялся загсом.

 

 

19.12.2012

Уголовное право.Большое значение уделяется борьбе с контр революционными преступлениями: заговор, мятеж, восстание, попытка захвата власти, шпионаж, террористические акты, саботаж, вредительство, антисоветская агитация и пропаганда. Опасными для существующего строя преступления признавались: хищение, бандитизм, подделка продовольственных карточек, спекуляция и взяточничество. 15 ноября 1917 СНК издал декрет о борьбе со спекуляцией, в соответствии с ним за любое проявление спекуляции предусматривался арест и лишение свободы на срок не менее 10 лет. 8 мая 1918 СНК издал декрет о борьбе со взяточничеством, в нем в первые давалась понятие должностного лица, это лицо состоявшие на государственной или общественной службе. В качестве меры наказания за взяточничество предусматривалось лишение свободы на срок не менее 5 лет и принудительные работы. К ответственности привлекались не только уличенные в даче и получение взятки, но и все лица к этому причастные: пособники, подстрекатели и прочие. 19 декабря 1917 народный комиссариат юстиций издал инструкцию в соответствии с которой в первые в советском государстве определялась система наказания: 1) денежный штраф, 2) лишение свободы, за тяжкие назначался минимум, а за остальные минимальный и максимальный. 3) удаление из столицы, отдельных местностей или из пределов РСФСР; 4) Объявление виновного врагом народа, 5) Лишение всех и некоторых политических прав; 6) конфискация имущества, 7) обязательные общественные работы. 16 июня 1918 постановление Наркомюста бло разрешено по делам по контр революционным преступлениям назначать высшую меру наказания – расстрел. Процессуальное право. Декреты о суде.В период февральской революции началось стихийное упразднение старых режимов. После октября 1917 года, эти процессы ускорились, создавались новые суды: революционный суд, пролетарский суд, народный суд. Официальна новая система судебных учреждений начала создаваться, с момента принятия Сов наркомов с 22 ноября 1917 «декрет о суде №1», по нему уже официально упразднялись все старые суды. В замен создавалось, судебная система включала три звена: 1) местные суды, избирались местными советами, действовали в составе постоянного судьи и двух народных заседателей. Подсудны были дела гражданские с ценой иска до 3 тыс. руб. и уголовные дела с наказанием в виде лишения свободы до двух лет. Предварительное следствие возлагалось на местных судей. Постановление о задержание лица и придание его суду утверждалось всем составом суда. Лицу, обвиняемого в совершение преступления предоставлялось право на защиту. По уголовным делам назначался защитник, а по гражданским поверенный, ими могли быть лица обоего пола, пользующиеся гражданскими правами и ничем не опороченные. 2) Уездные съезды местных судей, они являлись кассационной инстанцией по делам подсудным местным судам, съезд судей проверял законность и обоснованность решений и приговоров местных судов, мог отменить их, снизить меру наказания, направить дело на новое рассмотрение. Как местным, так съездам судей разрешалось руководствоваться при рассмотрение дел законами свергнутых правительств, если они не были отменены революцией и не противоречили принципу революционного правосознания. 3) Революционные трибуналы, избирались местными советами, рассматривали дела о контрреволюционных преступлениях, действовали в составе председателя и 6 заседателей. При рассмотрение дел они не могли ссылаться на прежнее законодательство. 22 февраля 1918 года ВЦИК принял декрет о суде №2. вносил следующие изменения: расширялось подсудность местных судов, 2) для рассмотрения дел превышающих подсудность местных судов создавались окружные суды. Такой суд создавался один на несколько уездов, действовал в составе председателя, его заместителей, членов суда и народных заседателей. В структуре имел два отделения, а именно по уголовным и по гражданским делам. Уголовные дела рассматривались окружным судом в составе председателя, постоянного судьи и 12 народных заседателей. Гражданские дела рассматривались в составе 3 судей и 4 народных заседателей. 3) расширялись права народных заседателей: а) высказывать особое мнение, б) снижать меру наказания в плоть до полной отмены наказания, в) давать отвод председательствующему, г) решать вопрос о факте преступления. 4) для расследования преступлений создавались следственные комиссии при судах в составе 3х человек. 5) рассмотрение дел производилось при участие представителей обвинения и защиты. Ими были представители коллегий правозаступников учреждавшихся при местных советах. 6) вводился принцип рассмотрения дел на национальных языках, 7) для рассмотрения дел превышающих подсудность окружных судов, а так же кассационных жалоб на решение и приговоры этих судов, планировалось создать областные суды, а в центре верховный судебный контроль. Декрет о суде № 3 20 июля 1918 СНК издал декрет о суде №3, изменения: 1) вновь повышалась подсудность местных судов, отдали все гражданские дела до 10 тыс.руб. и уголовные дела с наказанием до 5 лет лишения свободы, за исключением дел о посягательстве на человеческую жизнь, изнасилование, подделки денег, разбоя, бандитизме, спекуляции и взяточничестве которые рассматривались окружными судами. 2) предварительное следствие по сложным уголовным делам находившихся в производстве местных судов осуществляли следственные комиссии при местных советах и исполкомов. 3) кассационные жалобы на приговоры и решения местных судов рассматривались советами местных народных судей, а на решение и приговоры окружных судов, кассационным судом Москвы, который был создан ВЦИКом вместо верховного судебного контроля.