Государство и право России в период зрелого абсолютизма, первая половина 19 века.

1.Государственный строй, органы власти и система управления.Форма государства не изменилась, стала еще более многонациональной, за счет присоединения Кавказа, Средний Азии, Польши. Централизованная, абсолютная монархия. Органы власти: 1) Император, вся полнота власти юридически принадлежала монарху. С 1797 года восстановлен принцип семейного старшинства при переходе царского престола. 2) Неприменный совет, это совещательный орган при Императоре Александре 1, действовал в составе 13 особ с 1801 по 1810. 3) Государственный совет, был создан про проекту М.М. Сперанского. Был создан, как совещательный орган по вопросам законодательства и государственного управления. Председателем был сам государь, а членами лица назначенные царем и министры. Состав был 35 человек при создании, до 80человек в отдельные периоды. В структуру гос.совет входили 5 департаментов: дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии, дел царств польского и департамент законов. Две комиссии составления законов (до 1826 года) и прошений. Входило еще государственная канцелярия во главе с государственным секретарем. 4) собственная его императорского величества канцелярия. Это был орган который содействовал императору в осуществлении его полномочий. Создана была при Николае 1. в структуре канцелярии было шесть отделений: первое, готовило императору доклады о положение дел в стране, занималось рассылкой документов и надзирало за службой гражданских чиновников; второе отделение, проводило кодификационные работы с 1826 года; третье отделение, ведало тайной полицией и жандармерией; четвертое, ведало благотворительными учреждениеми; пятое, готовило проект крестьянской реформы, применительно к государственным крестьянам; шестое, присоединение Кавказа. 5) Комитет министров. , образован 1802, лица назначенные царем, с 1812 года также председатели департаментов государственного совета и государственный секретарь. Комитет министров, осуществлял руководство и координацию деятельности министерств, толковал законы, заслушивал отчеты министров. В работе данного органа не редко принимал участие царь, при том не одно решение комитета не имело силы без утверждения его императора. 6) Сенат, в период правления Александра 1 на ряду с судебными функциями, сенат осуществлял так же функции по надзору за деятельностью министерств, в дальнейшем становится только судебным. Система управления, коллегиальную систему сменяет министерская. В отличии от коллегии министерства являлись едино начальными органами, прослеживалось четкое отделение функций управления от суда. Во главе каждого министерства стоял назначаемый царем министр. В помощь министру назначался товарищ министра. При каждом министерстве существовал коллегиальный орган, который назывался совет или совещательная коллегия, в структуре каждого министерства выделялись департаменты во главе с директорами и канцелярия. Всего в 1802 году было создано 8 министерств, это военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, финансов, юстиции, внутренних дел, коммерции и народного посвящения. Управление на местах. Существенно отличалось управление национальными окраинами. Двум регионам: Финляндии и Польши. В 1809 году в результате очередной русско-шведской войны, в состав России вошла Финляндия, стала называться великим княжеством Финляндским. Александр даровал Финляндии конституцию, в соответствии с ней законодательную власть осуществлял сейм, состоявший из двух палат и избиравшийся на пятилетний срок. Русский император был главой исполнительной и судебной власти, утверждал законы принятые сеймом, представлял Финляндию на международной арене. Правительством Финляндии, с 1816 года являлся императорский - финляндский сенат. Возглавлялся генерал губернатором. Действовал в составе 12 членов. В основном осуществлял управленческие функции. Территория Финляндии делилась на 8 губерний во главе с губернатором. 1815 году в состав России вошло царство Польское. Статус Польши определялся Конституционной Хартией, в соответствии с ней органам законодательной власти являлся сейм, избиравшийся представителями польской знати. Состоял из двух палат: сенат и посольская изба. Русский император являлся одновременно королем польским. Административную власть в Польше представлял наместник, при нем в качестве совещательного органа действовал государственный совет, органами отраслевого управления были министерства, царство польское могло иметь собственную армии. Территория Польши делилась на воеводство, поветы и гмины. В 1830 году произошло антифеодальное восстание, после его подавления восстания, система управления сменилась. Были упразднены сейм, гос.совет. министерство и польская армии. Управление Польшей стал осуществлять административный совет во главе с наместником. Территория Польши стала делиться на губернии и уезды.