Информационно-коммуникационная компетентность

Компьютерная грамотность, информационная культура,

 

Понятия "компьютерная грамотность" и "информационная культура" меняли свое содержание на разных этапах развития общества и образования.

В первой программе школьного курса "Основы информатики и вычислительной техники" в 1985 г. конкретной целью обучения было провозглашено формирование компьютерной грамотности обучаемых, включающей следующие компоненты:

- умение общаться с компьютером на пользовательском уровне;

- составление простейших программ для компьютера на уровне понимания основных принципов программирования;

- представление об устройстве и принципах действия ЭВМ;

- представление об областях применения и возможностях ЭВМ, социальных последствиях компьютеризации.

Уже через год после публикации первой программы стало ясно, что цели преподавания информатики не могут жестко ограничиваться рамками компьютерной грамотности и необходимо расширять сами цели. Во второй программе были добавлены линии компьютерного моделирования и информационных тех­нологий. В понятие "компьютерная грамотность" были внесены следующие компоненты:

- понимание устройства и функционирования ЭВМ;

- навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью ЭВМ;

- навыки формализованного описания поставленных задач, элементарные знания о методах математического моделирования и умение строить простые математические модели поставленных задач;

- знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;

- элементарные навыки составления программ для ЭВМ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня;

- понимание основных принципов, лежащих в основе функционирования информационных систем, и навыки их квалифицированного использования для решения практических задач;

- умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью ЭВМ и применять эти результаты в практической деятельности.

Эти требования, взятые в минимальном объеме, составляли задачу достижения первого уровня компьютерной грамотности, а взятые в максимальном объеме — воспитание информа­ционной культуры.

Таким образом, первая трактовка понятия "информационная культура" лишь расширяла компоненты компьютерной грамотности.

В 1995 г. вышло решение коллегии Министерства образо­вания России, в котором впервые на нормативном уровне рекомендовался перевод обучения информатике в начальную школу и построение непрерывного курса информатики для средней школы. При этом вводилась трехэтапная структура курса: пропедевтический(I—VI классы); базовый курс(VII-IХ классы) и профильное обучение(Х-ХI классы).

В связи с ранним изучением информатики становилось возможным систематически использовать методы и средства новых информационных технологий при изучении всех школьных учебных предметов. Этот фактор позволил перераспределить цели обучения и перейти от формирования компьютерной грамотности к формированию информационной культуры не только учащихся общеобразовательных учреждений, но и специалистов с высшим и профессиональным образованием.

С 1995 г. термин "информационная культура" претерпел большое количество толкований. Он трактовался в основном через умение целенаправленно работать с информацией и ис­пользовать для ее получения, обработки и передачи компьютерные информационные технологии, современные технические средства и методы.

Информационная культурачлена современного информационного общества может быть определена как относительно целостная система профессиональной и общей культуры человека, связанная с ними едиными категориями (культура мышления, поведения, общения и деятельности) и включающая в себя следующие компоненты:

- принятие на личностном уровне гуманистической ценности информационной деятельности человека;

- культуру общения и сотрудничества в области информатики и информационных технологий, использование возможностей телекоммуникаций для межличностного и коллективного взаимодействия, нравственное поведение в сфере информационных отношений;

- компетентность и свободную ориентацию в сфере информационных технологий, гибкость и адаптивность мышления;

- предвидение возможных последствий информационной деятельности, профессионально-социальная адаптация в постоянно обновляющихся информационных условиях;

- использование ИКТ для наиболее эффективного решения профессиональных задач;

- знание и выполнение основных правовых норм регулиро­вания информационных отношений, осознание ответственности за действия, совершаемые с помощью средств ИКТ.

С точки зрения подготовки современного специалиста его информационная культура включает следующие аспекты:

- мировоззренческий,предполагающий осознание влияния информационных технологий на развитие современного общества и систему образования;

- общеобразовательный,направленный на овладение при­емами работы на компьютере с использованием современного программного обеспечения и информационных технологий как инструмента учебной и исследовательской деятельности;

- профессиональный,предполагающий эффективное использование информационных технологий в профессиональной деятельности.

В условиях глобальных проблем современного общества (экологических, социальных, ресурсных, информационных) образование должно быть направлено на комплексную подготовку специалиста, овладение им базовыми знаниями из различных областей. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования, высказанная многими специалистами в области информатизации образования. На современном этапе подготовка кадров должна проводиться в ситуации востребованности новых профессиональных компетенций как настоящего, так и будущего специалиста. Поэтому сегодня вместо термина "информационная культура" чаще используют термин "информационно-коммуникационная компетентность", который подчеркивает, что процесс информатизации общества существенно зависит от уровня компетентности его членов в области информационно-коммуникационных технологий.

В основе компетентностного подхода лежит идея о необхо­димости перехода от декларативных знаний как доминирующей характеристики к передаче опыта, формированию способностей и личных качеств в совокупности, т. е. компетенций.

Согласно компетентностному подходу основными информационно-коммуникационными компетенциями современного специалиста являются:

- компетенция в сфере информационно-аналитической деятельности:понимание роли информации в жизни человека и жизнедеятельности общества; знание основных трактовок информации, их влияния на формирование современной картины мира; умение учитывать закономерности протекания информационных процессов в своей деятельности; владение навыками анализа и оценки информации с позиций ее свойств, прак­тической и личной значимости;

- компетенция в сфере познавательной деятельности: понимание сущности информационного подхода при исследовании объектов различной природы; знание основных этапов системно-информационного анализа; владение основными интеллектуальными операциями, такими как анализ, сравне­ние, обобщение, синтез, формализация информации, выявление причинно-следственных связей и др.; сформированность определенного уровня системно-аналитического, логико-комбинаторного и алгоритмического стилей мышления; умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

- компетенция в сфере коммуникативной деятельности:отношение к языкам (естественным, формализованным и формальным) как к средству коммуникации; понимание особенностей использования формальных языков; знание современных средств коммуникации и важнейших характеристик каналов связи; владение основными средствами телекоммуникаций; знание этических норм общения и основных положений правовой информатики;

- технологическая компетенция:понимание сущности технологического подхода к организации деятельности; знание особенностей автоматизированных технологий информационной деятельности; умение выявлять основные этапы и операции в технологии решения задач, в частности, с помощью средств автоматизации; владение навыками выполнения унифицированных операций, составляющих основу различных информационных технологий;

- компетенция в области техникознания (техническая компетентность):понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированной обработки информации; знание отличий автоматизированного и автоматического выполнения инфор­мационных процессов; умение оценивать класс задач, которые могут быть решены с использованием конкретного технического устройства в зависимости от его основных характеристик;

- компетенция в сфере социальной деятельности и преемственности поколений:понимание необходимости заботы о сохранении и приумножении общественных информационных ресурсов; готовность и способность нести личную ответственность за достоверность распространяемой информации; уважение прав других и умение отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности личности;

- коммуникационная компетенция:понимание процессов передачи и накопления информации, протекающих в сетях; умение использовать сетевые электронные ресурсы в профессиональной деятельности.