И реализации продукции

Продукции

Показатели производства и реализации

5.1 Состав показателей, отражающих объём производства

Для отражения основных результатов деятельности предприятия (промышленного) используется целая система показателей.

а) Объём продаж, реализуемая продукция

Первый термин применяется в мировой практике, второй – в отечественной. Объём продаж более объективно отражает результат деятельности предприятия как выпускающего товары, так и производящего услуги.

Объём продаж – это стоимость товаров и услуг, произведённых и реализованных предприятием за определённый период времени.

Объём реализуемой продукции (РП) является одним из основных показателей, по которому оцениваются результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Он соответствует выручке от реализации за период.

Выручка может быть исчислена двумя методами:

1) метод начисления, то есть доход от продажи признаётся в том отчётном периоде, в котором они (продажи) имели место, независимо от даты поступления оплаты за проданную продукцию;

2) кассовый метод, когда датой получения дохода признаётся день поступления средств на счёт в банке или кассу.

Эти два метода предусмотрены Налоговым Кодексом (гл. 25 «Налог на прибыль»). При этом вводится ограничение на применение кассового метода. Кассовый метод может использоваться организациями, у которых объём выручки в среднем за предыдущие четыре квартала не превысил 1 млн. руб. за каждый квартал (без учёта НДС).

Объём реализуемой продукции можно рассчитать по формуле:

РП = ТП + (Он – Ок),

где Он, Ок - стоимость остатков нереализованной продукции соответственно на начало и конец периода, руб.

 

б) товарная продукция (ТП) включает в себя объём продукции, законченной обработкой, полностью укомплектованной и сданной на склад готовой продукции в течение отчётного периода, а также работы и услуги промышленного характера, выполненные по заказу со стороны.

Объём товарной продукции (ТП) можно определить по следующей формуле:

ТП = Тгп + Тк + Тф + Тупф,

где Тгп - стоимость готовых (комплектных) изделий на сторону, руб.;

Тпф - стоимость полуфабрикатов своего производства и продукции вспомогательных цехов, предназначенных к отпуску на сторону, руб.;

Тк - стоимость продукции и полуфабрикатов, поставляемых капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия, руб.;

Тф - стоимость оборудования, инструмента, приспособлений и т.д. общего назначения собственного производства, зачисляемых в основные средства данного предприятия, руб.;

Ту - стоимость услуг и работ промышленного характера, выполняемых по заказам со стороны или для непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия, включая выполненные работы по капитальному ремонту и модернизации оборудования и транспортных средств предприятия, руб.

Изделия, вырабатываемые из сырья и материалов заказчика, оплачиваемых предприятием-изготовителем, включаются в объём товарной продукции по полной стоимости, то есть без исключения стоимости сырья и материалов заказчика.

в) валовая продукцияхарактеризует весь объём выполненной работы предприятия независимо от стадии готовности за определённый период времени (месяц, квартал, год). Объём валовой продукции (ВП) определяется по формуле:

ВП = ТП + (НПк – НПн) + (Ик – Ин),

где ТП - объём товарной продукции, руб.;
  НПн, НПк - стоимость остатков незавершённого производства соответственно на начало и конец периода, руб.;
  Ин, Ик - стоимость остатков инструмента специального назначения и приспособлений собственного изготовления соответственно на начало и конец периода, руб.
           

 

г) чистая продукция (ЧП) – некий условный показатель, отражающий добавленную стоимость на предприятии.

, (19)

где МЗ – материальные затраты.

Чистая продукция отражает объём производства на предприятии без учёта затрат прошлого труда.

д) валовой оборот (ВО) включает в себя объём продукции, работ, услуг, произведённые всеми производственными подразделениями (ВПц1 + ВПц2 + … ВПцп), независимо от того, была ли это продукция (работы, услуги) реализована на сторону или потреблена внутри самого предприятия. Это можно выразить следующей формулой:

ВО = ВПц1 + ВПц2 + ВПц3 + …ВПцп,

В валовой оборот включается вся продукция цехов независимо от степени её готовности. Валовой оборот отличается от валовой продукции тем, что включает повторный счёт стоимости полуфабрикатов (продукции отдельных цехов), подлежащих дальнейшей переработке в рамках предприятия, то есть валовой оборот больше валовой продукции (ВП) на сумму внутризаводского оборота(ВЗО). Тогда можно записать:

ВО = ВП + ВЗО,

е) таким образом, внутризаводской оборот (ВЗО) включает в себя объём продукции, работ, услуг, произведённых на предприятии и потреблённых внутри самого предприятия:

Показатели ВО и ВЗО необходимы для целей внутрипроизводственного управления, например, используются для планирования при решении вопросов внутреннего хозрасчёта и прочих вопросов.