Восстановленные семьи

Термин восстановленная семья относится к семье, в которой хотя бы один из взрос­лых имеет детей от предыдущих связи или брака. Такие семьи часто называют сводными семьями. С восстановленными семьями связа­ны определенные радости и преимущества и, в конечном итоге, рост числа расширенных семей. Но могут возникнуть и определенные проблемы. Во-первых, обычно где-то живет биологический родитель, и его влияние на де­тей может быть достаточно сильным. Во-вто­рых, взаимоотношения разведенных нередко ухудшаются после вступления одного или обо­их в новый брак. Например, для новой семьи может оказаться невозмож­ным проводить выходные дни вместе, т.к. родители от первого брака будут забирать себе детей на выходные.

В-третьих, в восстановленных семьях объединяются дети с разным прошлым, име­ющие самые разные представления о подоба­ющем поведении в семье. Поскольку немало сводных детей «принадлежит» к двум домам, велика возможность столкновений различных привычек и мировоззрений.

Практически отсутствуют нормы, кото­рые регулировали бы отношения между свод­ными родителями и их пасынками.

Тип родственных отношений, вызванный появлением восстановленных семей, достаточ­но новый для современных западных обществ, как новые трудности, возникающие в повтор­ном браке, следующем за разводом. Члены таких семей разрабатывают собственные спо­собы адаптации к своим сравнительно новым обстоятельствам. Некоторые ученые говорят сейчас о бинуклеарных семьях, имея в виду, что два дома, образовавшихся после развода, продолжают составлять одну семейную систе­му, в которую вовлечены дети.

«Отсутствующий отец»

Период с конца 1930-х до 1970-х гг. иногда на­зывают периодом «безотцовщины». В течение Второй мировой войны многие отцы, нахо­дившиеся на военной службе, редко видели своих детей. В послевоенный период женщи­ны в значительной части семей не имели оплачиваемой работы и сидели дома, воспи­тывая детей. Отец был главным кормильцем и поэтому весь день был на работе. Он имел возможность общаться с детьми только по ве­черам или в выходные дни.

Позднее, с ростом числа разводов и чис­ла неполных семей, термин отсутствующий отец стал означать нечто другое. Так стали называть отцов, которые в результате раз­рыва или развода сохранили лишь случай­ные контакты со своими детьми или вообще потеряли с ними связь. Как в Великобрита­нии, так и в Соединенных Штатах, где уро­вень разводов один из самых высоких в ми­ре, такая ситуация вызвала напряженные де­баты. Некоторые ученые заявили о «смерти отца».

Придерживающиеся самых разных точек зрения социологи и комментаторы указали на растущую долю семей без отцов как на ключ к пониманию совокупности социальных про­блем от растущей преступности до растущих, как грибы, социальных пособий для поддерж­ки детей.

Френсис Фукуяма в книге «Конец порядка» (Fukuyama 1997) показывает, что корни «боль­шого раскола» семьи - в растущем уровне женской занятости. Он не утверждает, что работающие женщины пренебрегают своими обязанностями по воспитанию детей, а гово­рит о том, что мужчины теперь воспринимают женщин как более независимых и способных позаботиться обо всех детях, которых они породили. Если молодые мужчины в какой-то момент чувствуют себя обязанными взять ответственность за свои действия, то эман­сипация женщин, как это не смешно, может привести к тому, что мужчины будут вести себя свободнее, чем раньше.

Американские исследователи, принимав­шие активное участие в дискуссии, во многом находились под влиянием обсуждения это­го же вопроса в Великобритании. В своей книге «Америка без отцов» Дэвид Бланкенхорн утверждает, что общества с высоким уров­нем разводов сталкиваются не только с без­отцовщиной, но с эрозией самой идеи отцов­ства, что приводит к губительным социальным последствиям, поскольку многие дети растут, не имея рядом с собой авторитетной личнос­ти, к которой они могли бы в случае нужды обратиться за помощью (Blankenhorn 1995). Брак и отцовство до сего дня во всех обще­ствах является средством целенаправленного устремления сексуальной и агрессивной энер­гии мужчин. В противном случае такие виды энергии чаще всего направляются в преступ­ность и насилие. Как отметил один из ре­цензентов книги Бланкенхорна, «лучше иметь папу, который, придя домой после отврати­тельной работы, садится с кружкой пива пе­ред телевизором, чем не иметь папы вообще» (The Economist. 8 April 1995. P. 121).

Хотя феномен «безотцовщины» содержит (в себе неявное осуждение мужчин за «моральную безответственность», у молодых мужчин находятся защитники, доказывающие, что эти мужчины часто полны надежд стать отцами. Однако, поскольку у них нет навыков такого рода взаимоотношений и достаточной поддержки, они забывают о детях, которые в результате растут озлобленными и одиноки­ми. В Соединенных Штатах и Великобритании «кризис отцовства» породил растущее число групп помощи для мужчин, которые хотят стать лучшими, чем они есть, отцами. В Соеди­ненных Штатах для развития семейных и от­цовских навыков работают такие группы, как Хранители надежды и Национальная отцов­ская инициатива. В сообществах чернокожих внимание к большому числу возглавляемых женщинами неполных семей пытаются при­влечь акции типа Марша миллиона мужчин, организованной обществом Исламская нация.