Восстановленные семьи
Термин восстановленная семья относится к семье, в которой хотя бы один из взрослых имеет детей от предыдущих связи или брака. Такие семьи часто называют сводными семьями. С восстановленными семьями связаны определенные радости и преимущества и, в конечном итоге, рост числа расширенных семей. Но могут возникнуть и определенные проблемы. Во-первых, обычно где-то живет биологический родитель, и его влияние на детей может быть достаточно сильным. Во-вторых, взаимоотношения разведенных нередко ухудшаются после вступления одного или обоих в новый брак. Например, для новой семьи может оказаться невозможным проводить выходные дни вместе, т.к. родители от первого брака будут забирать себе детей на выходные.
В-третьих, в восстановленных семьях объединяются дети с разным прошлым, имеющие самые разные представления о подобающем поведении в семье. Поскольку немало сводных детей «принадлежит» к двум домам, велика возможность столкновений различных привычек и мировоззрений.
Практически отсутствуют нормы, которые регулировали бы отношения между сводными родителями и их пасынками.
Тип родственных отношений, вызванный появлением восстановленных семей, достаточно новый для современных западных обществ, как новые трудности, возникающие в повторном браке, следующем за разводом. Члены таких семей разрабатывают собственные способы адаптации к своим сравнительно новым обстоятельствам. Некоторые ученые говорят сейчас о бинуклеарных семьях, имея в виду, что два дома, образовавшихся после развода, продолжают составлять одну семейную систему, в которую вовлечены дети.
«Отсутствующий отец»
Период с конца 1930-х до 1970-х гг. иногда называют периодом «безотцовщины». В течение Второй мировой войны многие отцы, находившиеся на военной службе, редко видели своих детей. В послевоенный период женщины в значительной части семей не имели оплачиваемой работы и сидели дома, воспитывая детей. Отец был главным кормильцем и поэтому весь день был на работе. Он имел возможность общаться с детьми только по вечерам или в выходные дни.
Позднее, с ростом числа разводов и числа неполных семей, термин отсутствующий отец стал означать нечто другое. Так стали называть отцов, которые в результате разрыва или развода сохранили лишь случайные контакты со своими детьми или вообще потеряли с ними связь. Как в Великобритании, так и в Соединенных Штатах, где уровень разводов один из самых высоких в мире, такая ситуация вызвала напряженные дебаты. Некоторые ученые заявили о «смерти отца».
Придерживающиеся самых разных точек зрения социологи и комментаторы указали на растущую долю семей без отцов как на ключ к пониманию совокупности социальных проблем от растущей преступности до растущих, как грибы, социальных пособий для поддержки детей.
Френсис Фукуяма в книге «Конец порядка» (Fukuyama 1997) показывает, что корни «большого раскола» семьи - в растущем уровне женской занятости. Он не утверждает, что работающие женщины пренебрегают своими обязанностями по воспитанию детей, а говорит о том, что мужчины теперь воспринимают женщин как более независимых и способных позаботиться обо всех детях, которых они породили. Если молодые мужчины в какой-то момент чувствуют себя обязанными взять ответственность за свои действия, то эмансипация женщин, как это не смешно, может привести к тому, что мужчины будут вести себя свободнее, чем раньше.
Американские исследователи, принимавшие активное участие в дискуссии, во многом находились под влиянием обсуждения этого же вопроса в Великобритании. В своей книге «Америка без отцов» Дэвид Бланкенхорн утверждает, что общества с высоким уровнем разводов сталкиваются не только с безотцовщиной, но с эрозией самой идеи отцовства, что приводит к губительным социальным последствиям, поскольку многие дети растут, не имея рядом с собой авторитетной личности, к которой они могли бы в случае нужды обратиться за помощью (Blankenhorn 1995). Брак и отцовство до сего дня во всех обществах является средством целенаправленного устремления сексуальной и агрессивной энергии мужчин. В противном случае такие виды энергии чаще всего направляются в преступность и насилие. Как отметил один из рецензентов книги Бланкенхорна, «лучше иметь папу, который, придя домой после отвратительной работы, садится с кружкой пива перед телевизором, чем не иметь папы вообще» (The Economist. 8 April 1995. P. 121).
Хотя феномен «безотцовщины» содержит (в себе неявное осуждение мужчин за «моральную безответственность», у молодых мужчин находятся защитники, доказывающие, что эти мужчины часто полны надежд стать отцами. Однако, поскольку у них нет навыков такого рода взаимоотношений и достаточной поддержки, они забывают о детях, которые в результате растут озлобленными и одинокими. В Соединенных Штатах и Великобритании «кризис отцовства» породил растущее число групп помощи для мужчин, которые хотят стать лучшими, чем они есть, отцами. В Соединенных Штатах для развития семейных и отцовских навыков работают такие группы, как Хранители надежды и Национальная отцовская инициатива. В сообществах чернокожих внимание к большому числу возглавляемых женщинами неполных семей пытаются привлечь акции типа Марша миллиона мужчин, организованной обществом Исламская нация.