Категории населения, учитываемые при переписях

ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ

Хотя учеты населения известны с древнейших времен, выражение перепись населенияотносится только к так называемым современным переписям, которые ведут свою историю с 1790 г., когда в США была проведена первая подобная перепись, и которые проводятся по определенным строгим правилам. Первоначально эти правила открывались чисто эмпирическим путем, к ним шли как бы на ощупь. Строго систематически они были обобщены великим бельгийским ученым Адольфом Кетле (1796-1874) при подготовке первой всеобщей переписи населения Бельгии 1846 г. Эти правила в доработанном виде были утверждены Санкт-Петербургским конгрессом Международного статистического комитета в 1872 г. В дальнейшем правила и принципы проведения переписей постоянно развивались и совершенствовались.

В литературе существует много различных определений переписи на­селения, из которых самое краткое, пожалуй, следующее: перепись населе­ния - это научно организованная операция сбора данных о численности и составе населения.

Наиболее полное и исчерпывающее определение переписи населения было дано экспертами ООН. Согласно этому определению, перепись населения - это «единый процесс сбора, обобщения, оценки, анализа и публикации, или распространения иным образом, демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определенное время ко всем лицам в стране или четко ограниченной части страны».

Всероссийская перепись населения представляет собой процесс сбора сведений о лицах, находящихся на определенную дату на территории Российской Федерации, организованный на всей территории Российской Федерации по единой государственной статистической методологии в целях получения обобщенных демографических данных.

Переписи обычно проводятся в течение 7-10 дней, и их стараются про­водить таким образом, чтобы как можно меньше мешать повседневной жизни населения. Между тем множество людей перемещается по террито­рии страны. Возникает проблема пропуска или двойного учета людей, вре­менно отсутствующих в месте своего постоянного проживания или, напро­тив, временно проживающих на территории, где их застала перепись. Чтобы избежать пропусков и двойного счета, при переписях различают ка­тегории людей, в зависимости от характера их проживания на данной тер­ритории наличное и постоянное население. Выделяется и третья катего­рия - юридическое (приписное) население, - которая, однако, в современных переписях не используется.

К наличному населению относятся люди, фактически (налицо, в нали­чии) находившиеся на критический момент переписи на территории дан­ного населенного пункта, независимо от продолжительности проживания в этом месте и прав на жительство (т.е. не имеет значения, живут ли они в данном месте законно или нелегально).

К постоянному населению относятся люди, которые на критический момент переписи проживают в данном месте постоянно (т.е. это их обыч­ное, бессрочное место жительства), независимо от права на проживание (т.е. от пресловутой прописки), а также от фактического наличия в месте постоянного проживания на критический момент переписи. Понятие «бес­срочного» проживания все-таки несколько неопределенно и поэтому мо­жет вызывать трудности при определении характера проживания человека в данном месте, т.е. является ли оно постоянным или временным. Чтобы избежать этой проблемы, в нашей переписной практике для определения постоянного места жительства принят условно срок проживания 6 месяцев или более. При этом нужно иметь в виду, что этот срок (6 месяцев) относит­ся не только к прошлому времени, уже прожитому в данном месте, но и к будущему, к предполагаемому. Таким образом, если опрашиваемый толь­ко что въехал в данное жилище, в котором его застала перепись, и не про­жил в нем и трех дней (или и даже одного дня), но определенно заявляет, что будет жить в нем постоянно (без определенного срока), по отношению к территории, на которой расположено его жилище, он учитывается в кате­гории постоянного населения.

Между численностями постоянного и наличного населения, временно отсутствующими и временно проживающими (в месте прохождения пере­писи на ее критический момент) существует балансовая зависимость. Так, постоянное население данной территории равно наличному населению плюс временно отсутствующие и минус временно проживающие. Или это можно выразить несколько нагляднее в виде формулы, в которой все условные обозначения достаточно ясны:

ПН = НН + ВО - ВП.

Наличное же население равно постоянному населению плюс временно проживающие минус временно отсутствующие, или

НН = ПН + ВП - ВО.

Юридическое или приписное население - то, которое числится про­живающим в данном месте по документам: спискам, домовым книгам, по прописке в полиции и т.п., фактически независимо от реального прожива­ния в месте приписки (прописки). Как уже говорилось ранее, считать число людей по документам о прописке не имеет смысла, поскольку разница между числом реально проживающих на данной территории людей и уч­тенным их количеством может оказаться очень существенной. В эпохи фи­скальных учетов населения объектом учета было именно юридическое (по­датное и т. п.) население. С началом регулярных всеобщих переписей населения современного типа интерес к учету юридического населения по­степенно ушел в прошлое.

В нашей стране лишь в одной всеобщей перепи­си населения, а именно в самой первой переписи 1897 г., была сделана по­пытка учесть одновременно все три категории населения: наличное, постоянное и юридическое. Попытка оказалась неудачной. Численность приписного населения настолько разошлась с численностью наличного на­селения, что ее даже не стали публиковать.

В наших переписях 1920,1926 и 1937 гг. объектом счета было наличное население, а начиная с переписи 1939 г. во всех последующих переписях учитывались одновременно две категории — наличное и постоянное насе­ление. Считалось, что разница между численностью наличного и постоян­ного населения может служить для СССР в целом мерой точности счета на­селения при переписях. Поскольку в СССР внешняя миграция была небольшой, то сальдо внешней миграции можно было без большой по­грешности приравнивать нулю. В таком случае совпадение (или несовпа­дение) численностей наличного и постоянного населения служило мерой точности (или неточности) счета населения при переписи. Естественно с повышением интенсивности внешней миграции в постсоветской России, с резким увеличением притока мигрантов в Россию (в основном беженцев и вынужденных переселенцев) подобный метод определения точности пере­писи населения потерял смысл.

Но знание численности наличного и постоянного населения имеет и иное, кроме контрольного, самостоятельное значение. Численности наличного и постоянного населения используются как самостоятельные целевые ориен­тиры при планировании различных элементов народного хозяйства. Так, пла­нирование жилищного строительства, детских дошкольных учреждений, производства мебели, холодильников и других предметов длительного поль­зования должно ориентироваться на динамику постоянного населения, а пла­нирование учреждений образования, здравоохранения, культуры и зрелищ, дорожно-транспортного хозяйства и т. д. - на динамику наличного населе­ния.

Известно, что, к примеру, в Москве ежедневно наличное население при­мерно на 2 млн. больше, чем постоянное (за счет транзитных пассажиров, командированных, туристов, больных, приехавших в столицу для обследова­ния, консультации и лечения, беременных, приехавших в столицу рожать - потому что они надеются на более качественное родовспоможение, - банди­тов, - которые надеются поживиться в столице, и т.д. и т.п.). Кроме того, дневное население Москвы больше ночного населения по разным оценкам на 0,5 или на 1 млн. человек за счет так называемых маятниковых мигрантов, т.е. людей, работающих или учащихся в Москве, а постоянно проживающих в Московской области. Если не учитывать этого ежедневного людского «при­лива» в объеме товарооборота, в торговле продовольственными и прочими товарами, в работе транспорта и прочих учреждений жизнеобеспечения, то жизнь города подвергнется серьезным деформациям.

В переписи населения 2002 года учитывалось только постоянное население, как это делается во всем мире. Мотивируется это изменение тем, что постоянное население, во-первых, менее подвижно, чем наличное, его легче учесть. Во-вторых, также легче учесть временно отсутствующих из числа постоянного населения (поскольку о них могут сообщить сведения их родственники в местах постоянного проживания), чем временно проживающих. Особенно в тех случаях, когда эти люди, временно проживавшие на критический момент переписи на данной терри­тории, уже успели ее покинуть, не встретившись с регистратором переписи (и сообщить о них что-либо достоверное некому).

Согласно Статье 4 Закона о Всероссийской переписи населения, переписи в нашей стране подлежат граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на дату Всероссийской переписи населения на территории Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации, но находящиеся на дату Всероссийской переписи населения за пределами Российской Федерации. Переписи населения не подлежат иностранные граждане, обладающие иммунитетом и привилегиями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Для целей международных сопоставлений желательным является, чтобы каждое государство, проводя перепись населения, включало в общее число жителей всех пребывающих в стране в момент проведения переписи, исключая иностранный военный, военно-морской и дипломатический персонал, размещенный в стране, и членов их семей, но включая военный, военно-морской и дипломатический персонал, и членов их семей, находящийся в момент переписи за границей. Необходимо лишь ясно указать, какие из нижеперечисленных групп включены в общую численность населения страны, а какие исключены из нее:

§ Автохтонное оседлое население, или кочевые племена.

§ Военный, военно-морской и дипломатический персонал, находящийся за рубежом, и члены их семей.

§ Моряки торгового флота, постоянно проживающие в стране, но находящиеся в момент проведения переписи в море.

§ Иные гражданские постоянные жители страны, временно находящиеся за границей во время переписи.

§ Иностранный военно-морской и дипломатический персонал, находящийся в стране, и члены их семей.

§ Иные иностранные граждане, временно находящиеся в стране в момент проведения переписи.