Политические и правовые учения европейского Просвещения
Тема 9
Fi7
Fi4
но удержать порядок и решить острые социальные проблемы.
Важным аспектом становления российской культуры явилось формирование (строительство) государства как социального института. При этом в XVI веке в качестве главных выдвигаются принципы централизованного аппаратного управления (хозяйствования), поместного делегирования государственной власти лично преданным царю лицам, а также ограниченного сословного представительства. Л. В. Черепнин выделяет два основных направления государственного строительства и соответствующей ему правовой и политической идеологии:
1) реформы, проведенные Избранной Радой и предполагавшие развитие принципа «сочетания учреждений приказного аппарата с организацией сословного представительства в центре... и на местах». Этот общественно-политический идеал разрабатывается Максимом Греком, Зиновием Отенским, И. Пересветовым, А. Курбским, И. Тимофеевым и другими;
2) непосредственная политика Ивана IV, стремившегося сосредоточить всю власть в своих руках и обосновать правомерность неограниченной монархии260.
Свою политическую теорию Иван Грозный излагает в посланиях к Курбскому и другим лицам. Родословную русских князей он возводит «от Августа-кесаря и его брата Пруса к Рюрику и киевским князьям». Божественное происхождение русских царей, по мнению Ивана Грозного, оправдывает «неограниченность прерогатив царской власти:
царь не должен быть никем и ничем связан в своих действиях; он не отвечает за свои поступки перед подданными, но лишь перед богом, поэтому и стоит выше закона, и даже
265 Черепнин Л. В. Образование централизованного государства в сравнительно-историческом аспекте (XVI-XVII вв.) // Вопросы методологии исторического исследования: (теоретические проблемы исследования феодализма). - М., 1981. С. 153; Золотухина Н. М., Толстопятенко Г. П. История политической и правовой мысли в России XI - начала XVII вв. // Русская политическая и правовая мысль XI-XIX вв. Р. С. - М., 1987. С. 32.
если поступает неправедно - это лишь грех, а не преступление»266. Отрицает Иван IV любую необходимость делиться властью, скажем, с боярами или советами городов.
Напротив, большинство русских мыслителей, начиная с Максима Грека, подводившего читателя к мысли о гибельности единоличного управления государством, кончая Андреем Курбским и Иваном Тимофеевым, старались показать, что царь в своей деятельности должен опираться на советы (городов, бояр, представителей различных сословий), а также следовать закону, выступая его гарантом. Например, Зиновий Отенский писал, что соблюдение законности («правды во всем») - обязанность и государя, который должен «право все рассмотриши». Автор «Беседы преподобных Валаамских чудотворцев Сергия и Германа» неоднократно повторяет, что цари должны «обо всем накрепко советовати» и формы организации этих советов разнообразные: «бояре и ближние приятели», «люди своея царской палаты», «надежные воеводы», «разумные мужи», «приказные люди»267. Курбский идет еще дальше, предлагая царю помимо советников, которые могут быть «злы и беззаконны», выборный сословно-представительный орган («Совет всенародных человек»). А Иван Тимофеев в исключительных случаях допускает и «физическое уничтожение тирана», оправдывая этот акт иосифлянским тезисом о необходимости различать царский сан и носящее его лицо268.
Тем не менее, победила не эта «демократическая» тенденция, а другая - основные институты власти в формирующейся российской культуре все больше основывались на силе и деспотии восточного типа. Например, кровавые расправы Ивана Грозного преследовали не только цель укрепления царской власти, но и подавления всякого инакомыс-
266 Золотухина Н. М., Толстопятенко Г. II. История политической и правовой мысли в России XI - начала XVII вв. // Русская политическая и правовая мысль XI-XIX вв. Р. С. - М., 1987. С. 44.
267 Там же. С. 39-40.
268 Там же. С. 48.
лия и создание атмосферы страха, в которой абсолютная власть самодержца уже не встречала никакого сопротивления. «Термин "гроза" у Ивана IV означает устрашение подданных. Причем он обосновывает свое право судить и наказывать не только за дела, но и за мысли»269.
Но как же вменяемая царю нравственная функция? Считалось, что царь-батюшка должен быть справедливым. Дело в том, что реальная власть на земле осуществляется не небесными слугами, а обычными людьми, личностями, которые вполне могут быть (и часто, к сожалению, бывают) слабыми, честолюбивыми, эгоистичными, даже психически больными. На обычном, не царском, месте такой человек не принесет большого вреда, однако, вступив на трон, он начинает определять все основные социальные процессы в стране. Как только, пишет К. Касьянова, личностный статус человека начинает распространяться за пределы его обычных человеческих связей, например, когда он попадает во власть, так «сразу же возникает возможность разнообразных злоупотреблений и искажений. А личностный статус правителя нашего государства - это явление, возникающее всегда именно при таких недозволенных условиях. Правда, возникая всегда недозволенным способом, оно не всегда вызывало такие кошмарные последствия, как в эпоху Ивана IV или Сталина»27".
Дополнение. Но дело, конечно, не в самой личности правителя, а его институциональных возможностях. Начиная с XVI-XVII веков русские мыслители убеждают царя думать о народе, «всеобщем благе и справедливости». Призвание монарха, считает, например, известный общественный деятель конца XVII века Ю. Крижанич, - «сделать людей счастливыми», править народом на «пользу, на общее благо и на счастье всего народа», учредить для всех подданных «равный суд», не чинить «людству никакого
269 Там же. С. 45.
"0 Касьянова К. О русском национальном характере. С.340-341.
тиранства»271. Другой мыслитель XVII столетия С. Полоцкий призывает царя на отягощать население противоестественными налогами и поборами, например, налогами на соль и воду272. Иногда монархи внимали этим увещеваниям, но чаще - нет, и вовсе не потому, что были испорчены как люди. Полное отсутствие в России гражданского общества, а также исключительно слабые общественные институты обусловливали отождествление государства с царской властью, а последней - с персоной царя. Царь же, в XVII веке эта идея окончательно утверждается и даже законодательно оформляется, воспринимается как самодержец, имеющий божественное происхождение. Богам же, особенно по отношению к простым смертным, как известно, все можно.
Если говорить о формах хозяйствования, то для российской культуры было характерно не только преобладание натурального хозяйства и прикрепление крестьян к барской или царской земле, но и, с одной стороны, крайняя неразвитость экономических отношений (слабый, «лоскутный» общероссийский рынок, узкая сфера денежных отношений, отсутствие законов, стимулирующих и поддерживающий и первое, и второе), а с другой - доминирование распределительных отношений (в форме абсолютного произвола по отношению к крепостным и в более цивилизованных формах по отношению к государственным крестьянам и остальным слоям населения).
Наконец, вопрос о механизме адаптации к новообразованиям, без которых не может существовать ни одна культура. Говоря о новообразованиях, я имею в виду самые разные характерные для российской культуры процессы: миграцию и колонизацию с Запада, бегство крепостных на свободные земли, сопротивление и бунты крестьян, захват приграничных земель, заимствование
211 Пивоваров Ю. С. Русская политическая и правовая мысль XVII в. // Русская политическая и правовая мысль XI-XIX вв. Р. С. - М., 1987. С. 56-60.
272 Там же. С. 59.
западных форм жизни и хозяйствования и т. д. В целом все эти влияния можно разделить на два типа. Одни удавалось органично ассимилировать, не нарушая основного строя и институтов российской культуры, например, начиная с царствования Петра Первого были достаточно быстро освоены ряд западных технологий (строительные, металлургические, в армии, в сфере образования) и науки. Другие же, например, попытки ввести в России европейское право и судопроизводство, или создать независимое от властей общественное мнение, или распространить в российском обществе принципы просвещения долгое время были неудачными и создавали в российской культуре большие напряжения. По отношению к таким «неорганичным», «новым» началам в российской культуре, к сожалению, возобладали противоречивые и малоэффективные способы освоения, хотя, надо признать, эти способы вполне отвечали характеру российской культуры.
На первых порах власть по привычке старалась подавить любые неудобные для нее и неправильные с ее точки зрения новообразования, но если это ей не удавалось, то власть сама выступала в роли реформатора, опять же силой внедряя новообразования. Как правило, естественный ответ на подобные методы освоения нового - энергичное сопротивление любым нововведениям. Отсюда отмечаемая большинством историков и культурологов амбивалентность и двойственность российской культуры, что часто понимается как ее раскол.
План
2 часа
1. Вольтер: политические и правовые взгляды.
2. Политико-правовое учение Монтескье.
3. Политико-правовое учение Руссо.
4. Политико-правовые идеи якобинцев.
5. Политико-правовая идеология французского социализма.
6. Естественно-правовые учения в Германии XVII–XVIII вв.
7. Политические и правовые учения в Италии XVIII века.
8. Политические и правовые учения в период укрепления абсолютизма.
9. Учение Ф.Прокоповича.
Аннотация
В эпоху Просвещения получила развитие естественно-правовая теория. Социально-политические условия того времени (XVII-XVIII) предопределили соответствующие отличия толкования учения о естественном праве мыслителями каждой из стран: Италии, Германии, Англии, Франции. Получили распространение идеи, в которых назрела потребность: идея государства как всеобщего блага; идеи свободы личности, вероисповедания, убеждений в связи с идеями естественного права (Беккариа). Государственно-правовая теория освобождалась от теологической оболочки. Гуманистические надежды на совершенствование условий жизни и законодательства у Беккариа связывались с просвещенным монархом.
Программу антифеодального движения во Франции разрабатывали представители различных политических направлений: просветители, революционные демократы и др. Вольтер был сторонником философии деизма. Критиковал феодальные порядки с позиций рационализма. Свободу понимал как зависимость только от законов. Отдавал предпочтение республике, пропагандировал идеи законности и либеральных методов осуществления власти, при этом управлять должны только собственники.
Ш.Монтескье (“Персидские письма”) создал первую развернутую политическую доктрину просветительства. Различает три правления: республику, монархию и деспотию, каждая из которых характеризуется особенностями осуществления власти и взаимоотношений государства и граждан. Что, по сути, положило начало развитию идей о политических режимах. Обоснованные Монтескье идеи свободы, гражданских прав и разделения властей получили закрепление в конституционных актах Франции.
Ж.Ж.Руссо предложил теории и практике учение о происхождении неравенства. Противопоставил промышленной цивилизации простоту нравов и образа жизни свободных земледельцев. Переход в состояние свободы предполагает заключение подлинного общественного договора. В результате общественного договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов, или республика. Индивидуальные права тем самым приобретают юридический характер, ибо они обеспечены взаимным согласием и совокупной силой всех граждан. По условиям общественного договора суверенитет принадлежит народу, как основополагающий принцип равенства и свободы. В политической доктрине Руссо особое место отведено проблемам социальной природы власти и ее принадлежности народу.
Главной идеей Просвещения было низвержение сословно-феодального строя и учреждение общества, основанного на равенстве людей, их правах и свободах. Развивались идеи и идеологии, которые либо признавали неустранимость имущественного неравенства (Вольтер, Монтескье), либо предлагали уравнять имущество людей, оставив собственность частной (Руссо). Основная идея социалистов – замена частной собственности общностью имущества. Одно направление социалистов выступало за безгосударственный социализм, подчинения государства интересам народа. Другое делало попытки преодолеть и политическое отчуждение, и само государство.
Русское феодальное государство окончательно оформляется как абсолютная монархия. Реформы Петра I завершили ликвидацию старофеодальных учреждений, положили начало преобразованиям в различных сферах жизни государства, права, законодательства. Однако политико-правовой доктрины петровских реформ, приемлемой для России выработано не было. Иностранные влияния в этой области отражали, прежде всего, внешнюю сторону. Естественно, что на теоретическом уровне политико-правового сознания восприятие распространенных и взращенных на Западе идей происходило иначе. Абсолютизм требовал нового идеологического обоснования в духе времени. Этому духу могла соответствовать лишь теория естественного права, в корне расходящаяся с феодальной действительностью российского абсолютизма.
Феофан Прокопович – один из первых теоретиков абсолютизма в России. Резко критиковал католическую церковь за обскурантизм, за отрицание и преследование научных открытий. Проблема соотношения православия и католичества резко стояла на Украине. Осуждал самую мысль о превосходстве духовной власти над светской или о подчиненности государству духовенства и монашества. На основе сочетания богословских и рационалистических идей обосновывал неограниченную монархию. Впервые в русской истории политической мысли поставил проблему происхождения государства как божьего промысла.
В.Н.Татищев – сторонник теории естественного права. Формы правления рассматривал как зависящие от объективных условий (географических, состояние населения, территория и др.). Выдвинул требования к закону: изложение содержания закона понятным языком; выполнимость законов; согласованность законов, непротиворечивость законодательства; своевременное и широкое объявление закона; сохранение обычаев древних, если они не противоречат общей пользе.