Цели и задачи курса, его структура и связь с другими дисциплинами

Раздел 1. Основные понятия. Земля во Вселенной. Происхождение Земли

Геология

Л.В. Кулачков

Им. Г.В. Плеханова

Санкт - Петербургский государственный горный институт

Министерство образования Российской Федерации

(технический университет)

 

Кафедра геологии и разведки месторождений полезных ископаемых

 

 

 

 

 

(I семестр, разделы 1 – 9)

Конспект лекций для студентов специальностей:

090600 – Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений; 090800 – Бурение нефтяных и газовых скважин.

 

 

Направление подготовки дипломированного специалиста

650700 – «Нефтегазовое дело»

 

 

 

Санкт-Петербург

 

Геология является ведущим общеобразовательным предметом для инженера, специализирующегося по нефтегазовому делу, поскольку предметом его труда являются земные недра и минеральное вещество, извлекаемое из них. Она предваряет цикл геологических дисциплин, куда входят также «Геология нефти и газа» и «Инженерная геология». Особое место среди научных дисциплин геологического цикла определяется тем, что они имеют для инженеров-промысловиков не только общеобразовательное, но и практическое значение, поскольку осуществление рациональной разведки и эффективной эксплуатации нефтяных и газовых месторождений может быть достигнуто лишь при полном учёте конкретных геологических особенностей месторождений, формирующихся в ходе последовательных геологических процессов. Особенностью дисциплины является наличие большого числа специальных терминов и её отсутствие в программе средней школы.

Цель преподавания дисциплины – дать студентам знания о строении и формировании Земли и её основных структурных элементов, о строении и формировании горных пород и полезных ископаемых.

Задачи дисциплины: ознакомить студентов с современными представлениями о: геологических процессах на поверхности и в недрах Земли; главнейших минералах; основных типах осадочных, магматических и метаморфических пород; основных видах полезных ископаемых; геологическом времени и методах определения возраста горных пород; формах залегания горных пород; складчатых и разрывных структурах земной коры; геологической истории Земли и процессах преобразования земной коры, а также привить практические навыки определения важнейших минералов и горных пород, построения и анализа геологической графики.

Геология, как показывает ее название, - наука о Земле, в основном о твердой Земле. Ее ближайшая родственница - география - занимается описанием земной поверхности, ее взаимодействия с океаном и атмосферой. Геология и география в ряду естественных наук располагаются между астрономией и биологией. На стыке астрономии и геологии лежит понимание положения Земли и условий ее существования в рамках Солнечной системы, а также выяснение происхождения этой системы, а вместе с нею и нашей планеты. Геология и биология имеют общую задачу: раскрытие обстановки появления жизни на Земле и условий дальнейшего развития органического мира. Кроме того, пласты земной коры содержат летопись эволюции животных и растений, а остатки этих организмов помогают геологам определить относительный возраст пластов, их заключающих. Геологические знания - это необходимое и важное звено научного мировоззрения. Значение геологии в этом смысле возросло после начала изучения других планет Солнечной системы и их спутников; геология стала частью более широкой науки - планетологии, но часто говорят о "геологии" той или иной планеты.

Человек в доисторическое время начал использовать горные породы (кремень, обсидиан, глину) и минералы (халцедон, нефрит и др.). Затем он начал плавить золото, а примерно 5000 лет назад, сплавив медь и олово, получил бронзу. Значение геологической науки для хозяйственной деятельности человека неуклонно возрастало по мере вовлечения в эту деятельность все новых и новых видов полезных ископаемых - от угля до урановой руды и редких элементов, - пока их спектр практически не охватил всю таблицу Менделеева. В двадцатом столетии к этой традиционной прикладной функции геологии добавилась новая: без серьезного геологического обоснования стало невозможным проектирование и строительство крупных инженерных сооружений - гидроэлектростанций, атомных электростанций, каналов и т.п. Позднее определилась еще одна важная роль геологии: предупреждение о проявлении и учет возможных последствий природных катастрофических явлений -землетрясений, вулканических извержений, оползней и т.д. Когда сравнительно недавно человечество осознало необходимость сохранения окружающей природной среды и оценки направленности (так называемого мониторинга) ее естественного изменения, наука об окружающей среде - экология заняла видное место среди других наук, а в ее составе оформился раздел, относящийся к геологической компоненте этой среды, - геоэкология или экогеология. Нетрудно предвидеть, что это направление геологических исследований будет быстро развиваться в следующем столетии.