Часть IV

Проект Евразийского Государства

Каковы основные выводы из трудов Алексеева? Что предлагает он взамен критикуемых юридических, правовых систем?

Во-первых, и это важнее всего, Алексеев однозначно утверждает, что право в России должно строиться на принципах и предпосылках, альтернативных западно-либеральным юридическим теориям. Не пра­во важно, но правда, государство правды. Гарантийное, "обязатель­ное" Государство, имеющее дело с личностями, но не с индивидуума­ми, с проекциями единого, а не атомарными учредителями произволь­ного и необязательного коллективного предприятия. Следовательно, национальная юриспруденция должна резко и жестко отказаться от копирования правовых теорий Запада, подвергнуть их детальному и скрупулезному историко-геополитическгому и критическому анализу, перенимая лишь то, что не противоречит принципам "тяглового госу­дарства" и может быть использовано в ограниченно-инструменталь­ных целях.

Во-вторых, идеальным типом Евразийского Государства будет пол­ноценная византийская модель, сочетающая грозный принцип иосиф-лянского тотального служения, апагогического тоталитаризма обще­народного, общегосударственного домостроительства, с милосердным принципом заволжского созерцания, исихастского преображения, воз­вышающего общинное делание до уровня Умного Делания.

В-третьих, Евразийское Государство должно последовательно идти к универсализации своего типа, вбирая в себя иные культуры и этно­сы, обогащая их светом спасительной миссии и обогащаясь само уни­кальностью многообразия культурных форм. В конечном счете, сама Евразия должна быть осознана и рассмотрена как Единое Целое, как нерасчленимая общность, как пластическая протореальность истори-ко-географической (пространственно-временной) судьбы. Но это Це­лое проявляется через учреждаемые им самим "персоны", националь­ные личности, которым доверена тягловая миссия — свести континен­тальную мозаику к единой картине, расшифровать ландшафты и этни­ческие ансамбли как фрагменты единого законченного Текста, прочте­ние которого доверено поколениям эсхатологической эры, населению Великой Евразийской Империи Конца, создание и укрепление кото­рой является высшей миссией и последним избранничеством народа, русского народа-богоносца. 1

Николай Алексеев сделал на этом пути очень многое. Остальное он предоставил тем, кто прийдет за ним, т.е. нам.