ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ПРЕДМЕТНАЯ

ВД – предметно-манипулятивная деятельность (Некоторые психологи считают, что у мальчиков – предметная – рассматривание предметов, у девочек – общение. Такое разделение обусловлено социальными условиями (девочкам изначально предлагают кукол, мальчикам – машины).

Действуя с предметом, ребенок усваивает функцию предмета, закрепленную за ним в культуре. Предметные действия – общепринятые способы употребления предметов – осваиваются детьми через посредство взрослого человека, с его помощью и под его руководством. В совместной деятельности взрослые организовывают действия ребенка по образцу, а затем осуществляют функции поощрения и контроля за ходом осуществления и формирования этих действий. Пример: ребенок не умел слезать с дивана. Он пытается спуститься с него вниз головой. Бабушка учит его: она поворачивает его головой к спинке дивана, затем спускает одну его ногу, затем другую. При этом бабушка все время приговаривает: «Вот так! Вот так!» При последующих попытках она уже только поддерживает малыша, помогая ему произвести соответствующие движения и поощряя его: «Так! Так! Молодец!» Через некоторое время, когда ребенок вновь оказывается на диване, он самостоятельно поворачиваетсяголовой к спинке дивана и осторожно начинает спускать одну ногу за другой, каждое движение сопровождая словами: «Баба! Так! Баба! Так!» Затем, встав на ноги, восклицает: «Молодец!» (Д.Б. Эльконин).

По мере освоения различных действий, связь действия с предметом проходит три фазы развития:

а) свободное манипулирование (1 год и 1мес.) – ребенок выполняет с предметом все известные ему действия вне зависимости от его назначения, выясняет основные свойства предметов – форму, цвет, вкус и т.д.);

б) предметные действия (2 года) – употребляет предмет только по назначению (куклу – качает, машинку – ведет, карандашом – рисует);

в) начало игры (3 года) – производит различные действия, при твердом усвоении основной функции предмета, знает назначение предмета, но может использовать его и по-другому.

В ходе развития предметных действий наблюдаются два типа переноса. В одних случаях имеет место перенос действия с предметом, усвоенного в одних условиях, в другие условия. Например, ребенок освоил одну схему действия причесывания настоящей расческой собственной головы, а затем начинает причесывать расческой куклу, лошадку, медведя. В других случаях осуществляется то же действие, но уже с предметом-заместителем, например, причесывать себя, куклу, лошадку, медведя, но не расческой, а, например, зубной щеткой. Одновременно с этим или несколько позже происходит замещение одного предмета другим: камешек заменяет мыло, палочка – градусник и т. д.

Таким образом, появляются зачатки игровой ситуации.

Внутри предметной деятельности зарождаются такие новые виды, как игра, и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Рисование и игра также важны для развития ребенка. Рисунок ребенка до 2 лет трудно назвать рисунком, это, скорее, каракули. Но на третьем году появляются формы, обладающие сходством с изображаемым объектом. В 2,5 года, в частности, дети могут вполне отчетливо нарисовать человека – так называемые головоноги.

Игра, которая появляется к 3 году заключается в том, что используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом – режиссерская игра. Например, кубик, провозимый с рычанием по столу, превращается в машинку. Такие игры непродолжительны, возникают эпизодически, для них характерны примитивность сюжета и однообразие выполняемых действий. Но на следующем этапе такие игры станут источником сюжетно-ролевой игры.

Для развития игры важно появление символических или замещающих действий. Например, кукла укладывается на деревянный брусок вместо кровати – замещение. Когда ребенок перевернув куклу вниз головой, трясет ее и сообщает, что сыплет соль из солонки, это еще более сложные замещающие действия.

По мере развития предметной деятельности совместная деятельность, в которой сначала действия ребенка и взрослого были тесно слиты, начинает распадаться. Взрослый задает ребенку образцы действия, контролирует, корректирует и оценивает их выполнение. У ребенка появляется новое отношение к действиям как к своим действиям, что отражается в речи: «Вова дает кушать», «Наливает воды Ася». И позже: «Я играю», «Я иду гулять». Действие становится личным (Д.Б.Эльконин). Возникновение личных действий становится предпосылкой нового всплеска самостоятельности и таким образом подготавливает возникновение новообразований и следующего переходного периода (кризис 3 лет).