Решение простейших познавательных задач

Мышление

В младенческом возрасте.

Вопрос 4: Развитие других психических функций: мышление, память и речь

Восприятие и действия, о которых мы говорили ранее, – это та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. В течение года постепенно усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок. Сначала он решает задачи только в плане восприятия, затем используя двигательную активность. Добиваясь успеха, ребенок действует методом проб и ошибок. Ψ:отыскивая спрятанную под подушкой игрушку, он сначала переворачивает все подушки, попадающиеся ему на глаза.

Возраст в месяцах Успехи Неудачи
0-2   Когда на глазах у ребенка прячется предмет, не наблюдается никаких определенных действий
2-4 Ребенок прослеживает взглядом движущийся предмет, который перемещается за экраном. Может научиться прослеживать предмет от одного места до другого Ребенок продолжает следить за движущимся предметом после его остановки. Ищет предмет на прежнем месте, когда видит его перемещение на новое место
4-6 Ребенок больше не делает ошибок, характерных для 2-4 месяцев. Он находит предмет, частично закрытый платком Ребенок не может найти предмет, который полностью закрыт платком
6-12 Ребенок может найти предмет, который полностью закрыт платком Ребенок ищет предмет там, где находил его раньше, игнорируя то место, куда этот предмет спрятали у него на глазах

Согласно Пиаже, ребенок до года находится в I периоде умственного развития – сенсомоторном. Дети в это время еще не овладели языком. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период проходит через 6 стадий, из которых 4 – до года.