Глобалистика –система междисциплинарных знаний о жизненно важных общечеловеческих проблемах.

Господство – «шанс встретить повиновение определенному приказу» (М. Вебер); господство – это потенциальная, а не гарантированно данная власть, господство становится властью в процессе легитимации (см.).

Государство – политически организованный народ, наделенный территорией и подчиняющийся суверенной власти. В узком смысле слова: государство – центральный институт политической системы, издающий общеобязательные законы и обладающий монопольным правом на легитимное, т.е. признанное обществом, использование физического насилия.

Государство правовое – государство, характеризующееся приоритетом права во всех сферах общественной жизни, наличием эффективных демократических механизмов, взаимной ответственностью общества, гражданина, власти.

Государство социальное – государство, обеспечивающее гражданам достойные условия жизни. В настоящее время социальное государство рассматривается как такой вариант государства правового, в котором, наряду с гражданскими правами (право на свободную рыночную деятельность), политическими правами (право на участие в управлении государством) гарантированы и социальные, культурные, экологические права (право на определенный уровень социальной защиты, здоровую окружающую среду, сохранение культурных традиций).

Гражданское общество - сфера самоорганизации и самодеятельности индивидов и их ассоциаций, независимая от государства, а также крупных монополий, официальной церкви, других влиятельных институционализированных структур.

Гражданство – устойчивая правовая связь частного (физического) лица с государством.

Группа влияния (группа интересов, группа давления, реже – корпорация, см.) – сообщество лиц со сходным социально-экономическим положением, объединившихся в формализованную или неформальную структуру с целью лоббирования своих общих интересов.

Деидеологизация – 1) весьма противоречивый процесс изменения роли идеологии в общественной жизни, идущий в новой России. Процесс деидеологизации предполагает отказ от официальной государственной идеологии, внеидеологизм и внепартийность гуманитарного образования.

2) предложенная ведущими западными социологами в 50-60-е гг. ХХ в. концепция резкого уменьшения роли идеологии в условиях постиндустриального общества, которая ныне (с 80-х гг. прошлого века) сменилась своеобразной неоконсервативной реидеологизацией, «возвратом к идеологии».

Демократия (в дословном переводе с классического греческого – народовластие, в России ХIХв. нередко говорили - «народоправство») – 1) ряд исторически сложившихся моделей народоправства; 2) теоретические модели демократии; 3) сложившаяся в новейшее время на Западе форма политического режима, которая основана на представительстве, выборности и сменяемости законодателей и первых лиц администрации, косвенных формах ответственности должностных лиц и государственных институтов перед избирателями, безусловных гарантиях прав меньшинства и отдельного лица.

Депривация - неудовлетворенность лица или группы своим социальным статусом, вызванная сравнением с иной ситуацией, реальной или вымышленной, которая рассматривается как оптимальная.

Деспотия – неограниченная власть, основанная не столько на единовластии, сколько на произволе, отсутствии как формализованных, юридических, так и неформальных механизмов защиты прав общества и отдельных лиц.

Диктатура –власть, опирающаяся в своих действиях на непосредственное насилие.

Дискриминация – ограничение прав отдельных лиц и (или) групп по тому или иному признаку.

Догоняющая модернизация – см. «второй мир».

Дуализмформы правления (дуалистическая монархия или так называемая «суперпрезидентская республика»), которая характеризуются тем, что глава государства де-факто, а иногда и де-юре выведен из системы разделения властей, но парламент является избранным законодательным представительством.

Дуалистическая монархия – см. дуализм.

Естественные права человека – равные для каждого лица возможности, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. См. также – теории естественного права, юснатруализм,

Идеальный тип – социологическая или политологическая модель, которая не существует в реальности, но, при этом, может использоваться для анализа любой реально существующей общественно-политической ситуации.

Идентитарная демократия – см. коллективистская демократия.

Идеология – «ложное сознание» (К. Маркс) совокупность представлений о должном общественно-политическом устройстве, фактически выражающая интересы правящего слоя и (или) господствующей экономической группы.

Имидж – сложившаяся в общественном (массовом) сознании совокупность стереотипов о том или ином политическом акторе.

Империяформа государства, сочетающая абсолютизм (иногда, в Новое время, – дуализм) и жесткую централизацию управления (унитаризм, см. – унитарное государство). Обязательные признаки империй – объединение разнородных этнических групп, обширная территория, развитый силовой и бюрократический аппарат для поддержания управляемости.

Инвайронменталистика – теория защиты окружающей среды.

Индоктринация – насильственное (с использованием прямого насилия к инакомыслящим или путем «промывки мозгов», действиями пропагандистского аппарата) навязывание идеологии.

Институт политический – устойчивый комплекс норм, должностных лиц, структур, действующий, в большинстве случаев, но не обязательно, по формальным правилам и определяющий политические действия той или иной общности на разных уровнях политической жизни.

Институцио(на)лизация(в отечественной литературе встречаются оба варианта написания) – организационное оформление социального института, объективно сложившейся системы регулирования общественно-политической жизни, в политический и правовой институт, действующий по закрепленным в законе нормам.

Институциональный дизайн – сложившаяся система взаимоотношений между политическими партиями, избирательной процедуры и принципов взаимодействия между высшими властными институтами (глава государства, центральная администрация, общенациональная легислатура). Эта система должна быть, как формально закреплена в конституционной хартии, избирательном законодательстве, иных фундаментальныхнормативных актах (законах), так и стать объектом неформального консенсуса между элитарными и массовыми группами. Если «правила игры» часто меняются или являются предметом постоянных «атак» достаточно влиятельных групп, то можно говорить о несложившемся, неустойчивом институциональном дизайне.

Интеграция – объединение общества путем налаживания многочисленных каналов диалога между различными социальными группами. Наличие каналов общественной интеграции – несомненное достоинство открытых общественных систем. Интеграцию следует отличать от индоктринации и мобилизации общества, которые характерны для современных деспотий.

Инэгалитаризм (прилагательное – инэгалитарный, см. также эгалитаризм) – В дословном переводе с французского – «отрицание равенства». Как правило, термин «инэгалитарный авторитаризм» используется для характеристики современных правоавторитарных деспотий, выражающих интересы наиболее реакционной части экономически привилегированных слоев и придерживающихся националистических, агрессивных позиций во внутренней и внешней политике.

Истэблишмент – вошедший в социально-политическую науку публицистический синоним термина элита (см.)

Конституционная монархия – см. ограниченная монархия.

Класс – социальная группа, отличающаяся от других групп (классов) способом доступа к общественному богатству, и, соответственно, долей, которую при распределении богатств группа получает. В современной социально-политической науке все чаще используется как синоним слова страта (см.).

Клиентела – сообщество лиц, зависимых от патрона, т.е. покровителя. Коллективистская демократия – теоретическое обоснование непосредственной демократии (см.)

Конвенционализм, конвенциональное участие в политике – участие в общепринятых, согласованных, преимущественно легальных и, безусловно, ненасильственных формах.

Консенсус – политический, юридический, дипломатический термин, означающий договор, соглашение, согласие, компромисс, формальные или неформальные, достигнутые путем тех или иных специальных процедур.

Консерватизм (консервировать – сохранять, в России ХIХ в. чаще говорили «охранительство») – одна из так называемых «больших идеологий», которая объективно служит интересам наиболее влиятельных элитарных групп современного общества. Консервативная идеология в качестве важнейшей ценности предполагает следование традициям, прошлое рассматривается как своеобразный мировоззренческий принцип.

Консолидация демократии – согласно распространенной в современной западной социально-политической науке модели, длительный (30-40 лет) период утверждения в обществе, переходящем от авторитаризма или тоталитаризма к демократии, норм и ценностей демократической политической культуры и политической практики.

Конституенты – сторонники политического лидера.

Конституционализм – 1) юридическая доктрина современной правовой государственности (см. государство правовое, государство социальное).

2) ряд юснатуралистических доктрин (см. юснатурализм) рассматривают правовую государственность как недосягаемый идеал и считают конституционализм несовершенной актуализацией правового идеала.

Конфедерация (конфедератизм, конфедерализм, конфедеративное государство) – форма государственного устройства, являющаяся, фактически, союзом независимых государств. Государства – субъекты конфедерации передают в ведение конфедерации только некоторые вопросы государственного управления, как правило, оборонную и внешнюю политику. Законодательство субъектов конфедерации (и это принципиальное отличие конфедерации от федерации) имеет по сравнению с законами конфедерации высшую юридическую силу.

Конфликт политический – столкновение тех или иных политических акторов, вызванное несовпадением их интересов, ценностей или стереотипов. Несовпадение интересов (чаще – прямая ограниченность ресурсов) рождает конфликт интересов, столкновение ценностей, мировоззрений, принципов приводит к конфликту ценностей. Несовпадение стереотипов, столкновение наций, религий, культур, ксенофобия (неприятие всего чужого) рождают конфликты идентификаций.

Корпоративизм – система общественно-политического устройства, заменяющая парламентское представительство диалогом между правящим классом и наиболее влиятельными лидерами корпораций. См. также неокорпоративизм.

Корпорация(как социально-политический, а не экономико-юридический термин)сообщество лиц со сходным профессиональным, социально-экономическим или социокультурным статусом.

Легальность – соответствие формализованным законным процедурам.

Легислатура – орган представительной (законодательной) власти на уровне государства или региона (субъекта федерации).

Легитимность – признание авторитета власти со стороны подданных или граждан.

Легитимация – процесс признания подданными права на существование той или иной властной группы, утверждения в обществе авторитета органов и институтов власти.

Либерализм – одна из так называемых «больших идеологий». Либерализм как политическая идеология выражает интересы средних слоев, многих интеллектуалов и наиболее прогрессивной части политической и финансовой элиты. В качестве безусловных ценностей либералы рассматривают права человека, правовую государственность, свободу личности.

Либертарианство – экономический либерализм, проповедь «минимального государства», полного невмешательства государства в экономику, безусловной свободы деятельности наиболее влиятельных экономических групп.

Лидер (в дословном переводе с английского: leader - вождь, ведущий) – лицо, осуществляющее функции политического лидерства (см.) на общегосударственном или региональном уровне.

Лидерство – стабильное высокое положение и связанное с ним влияние на общество или социальную группу руководящего лица или совокупности таких лиц, спецификой политического лидерства является способность принятия и проведения в жизнь общеобязательных властных решений. Важнейшей функцией лидерства, наряду с мобилизацией и интеграцией общества, все более становится политический менеджмент.

Лоббизм (как модель, идеальный тип)– соответствующая признанным нормам права и морали деятельность, имеющая своей целью добиться закрепления в законах и иных нормативных актах частных интересов различных групп, организаций и отдельных лиц, не противоречащих общественным и государственным интересам. На практике лоббистская деятельность нередко становится составной частью коррупции.

Лоббирование – лоббистская деятельность той или иной группы влияния.

Локаут (англ. lock out - «выбросить вон») - массовое увольнение рабочих в условиях забастовки или предзабастовочной ситуации.

Масса – см. массовое общество.

Масс-медиа, медиа – см.средства массовой коммуникации.

Массовое общество – складывающийся под воздействие модернизационных кризисов полуобразованный охлос (чернь, толпа, маргинальные слои) промышленной цивилизации, характеризующийся завышенными социально-политическими и потребительскими ожиданиями, готовностью следовать за харизматическим лидером, стать опорой антидемократических режимов.

Маргинальность – неустойчивость социально-политического и экономического положения лица или группы. Маргинальность, как правило, но далеко не всегда, предполагает деклассированность, то есть потерю всякого социального статуса, и крайнюю бедность.

Медиакратия (в дословном переводе – власть средств массовой информации, «масс-медиа») – власть средств информации в современном постиндустриальном (информационном) обществе. По мнению многих ведущих социологов, современное общество все более погружается в символьную, виртуальную, т.е. сконструированную массовой культурой, средствами информации, рекламой, социальную среду. Все это превращает политику из средства согласования противоречивых общественных интересов и определения путей развития общества в царство символов, имиджей, стереотипов, прямых или косвенных манипулятивных приемов. Не отрицая существование подобного противоречивого процесса, отметим, что его не стоит «демонизировать». Наличие виртуальной политической реальности не освобождает гражданина от ответственности за его личностный выбор.

Меритократия (в дословном переводе с классического греческого - «власть лучших») – в современную социально-политическую науку термин, известный еще с Античности, ввел в пятидесятые годы ушедшего столетия английский социолог М. Янг. Меритократия предполагает власть ответственного и образованного меньшинства, отобранного по ценностным критериям, среди которых важнейший – готовность и умение управлять, принимать решения.

Модернизация – весьма противоречивый, сопровождающийся кризисными явлениями, процесс перехода от традиционного общества к современному.

Монархия – форма правления, в которой формальным и (или) фактическим источником власти является одно лицо, получающее власть безотносительно к воле большинства.

Муниципалитет - орган местного самоуправления граждан на небольшой территории, не входящий в систему государственного управления. Как правило, муниципалитетом называют и небольшие территорию или поселение, где и осуществляется местное самоуправление.

Народ – совокупность граждан государства, политический синоним социологического термина гражданское общество.(см.)

Нация – устойчивая социальная и политическая общность, сложившаяся в результате сочетания ряда факторов – этноконфессионального, территориального, социокультурного и экономического. Консервативно настроенные авторы указывают на этнические и культурные факторы превращения народности, этнической общности, в нацию, леволиберальные - делают акцент на территориальном, экономическом, политико-государственном единстве нации, сближая понятия «нация» и «народ».

Неоконсерватизмконсерватизм позднеиндустриального и постиндустриального общества, идеология наиболее реакционной части современной западной элиты. Неоконсерватизм соединяет проповедь либертарианства с призывами беречь традиционные ценности (семья, церковь, государство), характерные для молчаливого большинства, обывателей, средних слоев, от разрушающего влияния «крикливого меньшинства», леволиберальных интеллектуалов.

Неокорпоративизм – демократическая система согласования интересов крупных и влиятельных социальных групп (корпораций) с властью. В условиях кризиса избирательных систем рассматривается как своеобразная альтернатива последним.

Неолиберализм – 1) более взвешенный, менее агрессивный вариант неоконсерватизма, являющийся интересной попыткой идеологически совместить соединившиеся в современной западной социально-политической практике ценности: либеральные – безусловное признание прав и свобод, социалистические - «государство всеобщего благоденствия» и консервативные – следование традициям.

2) новый или социальный либерализм, рассматривающий социальные, экологические, культурные права человека как столь же неотъемлемые, неотчуждаемые, важные для общества, как гражданские и политические права.

Непосредственная (прямая) демократия – осуществление власти непосредственно народом, предполагающее безусловное подчинение индивида и меньшинства большинству, отсутствие профессионального аппарата управления («каждая кухарка сможет управлять государством»), соединение властей, сменяемость без длительных процедурных формальностей отдельных утвержденных народом должностных лиц. При явной утопичности подобной модели, она точно указывает на имманентные недостатки альтернативной, реально сложившейся, либеральной (парламентской, представительной) модели – формализм, элитизм, почти полное отстранение граждан от принятия решений.

Непотизм –семейственность, предоставление политически значимых должностей, исходя из родственных связей. В разрушающихся традиционных обществах (ряд государств Азии и Африки, некоторые исламские страны) принимает форму жесткой борьбы кланов, племен (трайбализм), заменяя борьбу группировок внутри правящей элиты, характерную для «первого» и «второго» мира.

Нобилитет (нобили, нотабли) – в классическом Риме так называли аристократию. В современной теории партий и заинтересованных групп по предложению М. Дюверже так называют группу высокопоставленных активистов партии или общественной организации. Иногда для характеристики партийной элиты используют термин «кокус».

Общественно-политические движения - многочисленные организации, непосредственно не участвующие в борьбе за власть, но являющиеся субъектами (акторами) политического процесса.

Общественное мнение – состояние массового сознания, проявляющееся в совокупности оценочных суждений о событиях и фактах действительности, проблемах государственной и общественной жизни различных групп или слоев населения.

Общественность – совокупность граждан, сложившаяся под влиянием коньюктурных или долговременных обстоятельств в различных сферах социальной жизни, осознающая проблемный характер данных обстоятельств и возможность решения названных проблем методами, отвечающими признанным представлениям об общегуманистических ценностях.

Ограниченная монархия– монархия, в которой власть монарха реально или номинально ограничена Конституцией, а парламент является избранным законодательным представительством. Существует в двух формах – ограниченная монархия парламентарного типа (см. также парламентаризм) и дуалистическая монархия (см. дуализм).

Олигархия -, согласно классическому определению, – власть немногих и худших в государстве. Ныне, олигархия – это сосредоточение реальных властных рычагов в политике и экономике узкой группой лиц или тем или иным пактом (соглашением) таких групп.

Олигополия – рыночная ситуация, в которой тот или иной сегмент рынка контролируется несколькими крупными концернами.

Оппозиция – группа лиц, политическое движение, не обязательно формализованные, противостоящие позиции большинства или действующей власти.

Организация политическая– это любое объединение, которое характеризуется той или иной степенью оформленности (институционализации), и участвует в принятии властных решений.

Парламент – орган высшей законодательной (представительной) власти в современном конституционном государстве.

Парламентаризм (в России сто лет назад говорили «ответственное министерство», т.е. правительство) – формы правления (парламентарная республика или ограниченная монархия парламентарного типа), в которых исполнительная власть несет ответственность перед парламентом, а полномочия главы государства (монарх или президент, как правило, избираемый не всенародно, а парламентом или специальной коллегией из парламентариев и других лиц) носят номинальный характер.

Патрон, патронаж (фр. – руководитель, покровитель; покровительство) – в современной социально-политической литературе словом «патрон» называют высокопоставленного покровителя клиентелы, а отношения патрона и клиентелы именуют патронажно-клиентелскими связями, реже – патронажем.

«Первый мир» – «ядро» (Й. Валлерстайн) мирового сообщества, высокоразвитые страны с постиндустриальной экономикой.

Периферия – см. «третий мир».

Полиархия –правление меньшинства, контролируемого большинством, причем инструменты данного контроля многообразны – регулярная выборность и сменяемость власти, свободы прессы, широкое развитие местного самоуправления и иных форм самоорганизации граждан. Согласно американскому политологу Р.А. Далю, автору термина «полиархия», демократия – это «недосягаемый идеал». Реально существующие выборные режимы следует рассматривать как полиархии, воплощенное стремление к демократическому идеалу.

Политическая культура – совокупность норм и ценностей, которыми руководствуются в политической жизни индивиды и группы, сложившиеся традиции участия или неучастия общества в политической жизни.

Политическая модернизация – противоречивый и сопровождающийся кризисами процесс утверждения в модернизирующемся (переходящем от традиционного к современному) обществе современных норм политического участия (возможно, поначалу, не в форме представительной демократии, а в форме того или иного «просвещенного авторитаризма»).

Политическая партия – общественная организация, ставящая своей целью завоевание и удержание политической власти. В развитом промышленном обществе разработан «идеальный тип» партии, согласно которому: партия – это способ политического представительства социальных интересов той или иной общественной группы (класса, страты). И в классической, и в современной партологии (теории партий) преобладает понимание партии исключительно как «избирательной машины». Левые и либеральные теоретики указывают на то, что реально существующие партии не выполняют своей новой «идеальной общественной функции» – быть посредниками между властью и гражданским обществом.

Политическая система –совокупность институтов и норм, объединенных в целостную структуру, выполняющая функции интеграции общества и государства, а также их адаптации к внешней среде.

Политические технологии – набор стандартизированных методов проведения политических, прежде всего, выборных, кампаний. Эти методы включают изучение аудиторий, их сегментацию, разработку плана кампании, постоянный мониторинг за ее ведением, корректировку применяемых моделей, постоянную «обратную связь» с массовыми группами.

Политический класс – см. элита политическая.

Политический маркетинг – комплекс приемов по изучению политического рынка, поведения избирателей, а также методов воздействия на них.

Политический менеджмент – приемы и способы определения сценариев возможного развития, изучения реально существующих властных ресурсов, принятия на основе описанного анализа эффективных политических решений. Профессионализация и бюрократизация властных функций, имманентные (неизбежные) спутники современной социально-политической жизни, требуют превращения лидера в политического менеджера, ответственного и квалифицированного управленца.

Полупериферия – см. «второй мир»

Популизм –1) как публицистический термин слово «популизм» используется для характеристики любой демагогии, рассчитанной на массовые группы, и, изредка, практических действий в форме тех или иных «подачек» низам.

2) Популизм (в России – народничество) – это политико-идеологическая концепция, используемая левыми общественными движениями в странах «второго-третьего миров». Ее смысл в стремлении утвердить западные нормы политической и общественной жизни – демократия, равные возможности, гражданственность, диалог верхов и низов, социальные компромиссы, опираясь на институты, рожденные патриархальным обществом (родственные и патронажно-клиентелские связи, традиционный стиль жизни, неприятие социальной мобильности и инноваций).

Постиндустриальное общество (постиндустриализм) - см. современное общество.

Посткапитализм - см. современное общество.

Права человека – совокупность неотчуждаемых прав и свобод, обеспечивающих автономию личности и ограничивающих власть государства.

Правящий класс – см. элита политическая.

Представительная (парламентская, либеральная, плюралистическая) демократия– демократическая форма политического устройства, в которой граждане (народ) осуществляют свою власть через своих избранных представителей. Либеральная (ныне – плюралистическая) демократия – это теоретические модели, обосновывающие реально сложившуюся на Западе модель представительства. Смотри также – полиархия, демократия (3).

Президент –избираемый, не обязательно всем народом, глава государства.

Президенциализм –разновидность республиканской формы правления, предполагающая наличие сильной президентской власти.Президенциализм предполагает всенародное избрание главы государства и сосредоточение в руках президента значительных административных, а также нормотворческих полномочий. Президент де-факто (Франция. Россия) и даже де-юре (США) возглавляет исполнительную власть, а административные распоряжения Президента (Указы, Постановления, Ордонансы) имеют силу закона и могут быть отменены лишь после сложной судебной и (или) парламентской процедуры.

Промышленный капитализм – первая фаза развития современного общества, которая характеризуется сочетанием быстрого экономического развития с периодическими жестокими кризисами. Постепенное внедрение в социально-политическую жизнь развитых стран либерально-демократических ценностей сопровождается острыми классовыми конфликтами.

Радикалы – сторонники решительных, коренных общественных преобразований.

Развитые страны – см. «первый мир».

Разделение властей – закрепленное в законе (как правило, в конституционной хартии) институциональное разграничение функций, полномочий, ответственности между законодательной (представительной), исполнительной (административной, распорядительной) и судебной властью.

Регионализм – активно формирующаяся форма государственного устройства, являющаяся промежуточной между унитаризмом (см. унитарное государство) и федерализмом. Современные федерации – это, в большинстве случаев, распавшиеся империи (Россия, Германия) или интегрированные конфедерации (США, Швейцария). Регионализм – это процесс широкой автономизации (см. - автономия) отдельных территорий в унитарных государствах.

Режим – совокупность методов способов, приемов политической власти, ее функциональные, а не институциональные характеристики.

Реидеологизация –см. деидеологизация(2)

Рекрутирование политической элиты –система механизмов отбора в «правящий класс», на руководящие должности в государстве и обществе.

Республикаформа правления, характеризующаяся выборностью должностных лиц и властных органов.

Современное общество– общество, наделенное мощным потенциалом промышленного, научно-технического и иного прогресса, возможно, ценой дегуманизации и утраты духовных ценностей. Обязательное существование внутреннего потенциала развития отличает современное общество от традиционного. Синонимом слов «современное общество» в экономической теории и социологии служит термин «промышленный капитализм». Выделяют две стадии развития современности как социологической категории и социальной реальности:

1) индустриальное (промышленное) общество, возможно, в двух формах – промышленный капитализм и реальный социализм;

2) постиндустриальное, информационное общество (постиндустриализм), иногда рассматриваемое как посткапитализм. Характеристики постиндустриализма – формирование целых сфер и отраслей, существующих в форме виртуальной социальной реальности, превращение работы с информацией в важнейший сектор экономики.

Социализация – усвоение лицом норм и ценностей, социальных ролей и образцов поведения, характерных для той или иной общности.

Социализм – одна из «больших идеологий» и основанная на ней политическая практика, рассматривающая как безусловную ценность формальное равенство граждан, справедливость, «свободу от нищеты». Появившись как утопическая доктрина в традиционном обществе, в ХIХв. социализм стал синонимом непосредственной демократии, в ХХв. - идеологией низших слоев. Ныне идеи социальной справедливости восприняты социал-либерализмом и, до некоторой степени («государство всеобщего благоденствия», «вэлфер стэйт»), неоконсерватизмом. На Западе влиятельные левые партии все в большей мере опираются на средние слои и придерживаются неолиберальных (см. неолиберализм - 2) концепций. Классическая леворадикальная идеология в развитых странах трансформировалась в концепции широкого развития местного самоуправления, экологизма, антиглобализма. В странах «второго и третьего» миров левые ныне нередко используют консервативные идеологемы – противостояние вестернизации и сохранение самобытности.

Социальная ответственность бизнеса – признание предпринимателями и топ- менеджментом того, что бизнес – это не только стремление к коммерческому успеху, но и служение обществу.

Социально-этический маркетинг (социально-этичный маркетинг, социальный маркетинг) - это комплексное взаимодействие коммерческой фирмы, работающей на рынке, с клиентами, контрагентами, различными общественными институтами, основанное на признании решающей роли социальной ответственности фирмы.

Социальный либерализм – см. неолиберализм (2).

Спонсорство – вклад, в основном, финансовый (или – другими ресурсами – техникой и тому подобное) со стороны коммерческой фирмы в тот или иной социальный или культурный проект, в котором фирма непосредственно не участвует. Спонсорская поддержка, как правило, предполагает договор между спонсором и спонсируемым общественным объединением об обязательстве последнего создавать паблисити для спонсора.

Средства массовой коммуникации (СМК или СМИ (средства массовой информации), «масс-медиа», «медиа») – совокупность многообразных институтов и структур, имеющих в качестве своей главной задачи открытую публичную передачу любых сведений любым лицам с помощью современных средств коммуникации.

Статус социальный – отнесение лица к той или иной социально-политической позиции, а также уровню, характеризующему положение в группе или в обществе.

Стереотип – сформировавшееся (сознательно сформированное или неосознанное сложившееся), как правило, упрощенное представление о том или ином реальном или виртуальном объекте.

Суверенитет – независимость и верховенство государственной власти на своей территории.

Теория естественного права – многообразные концепции в классической и новейшей политико-правовой философии, которые основаны на предположении о том, что право – это совокупность абстрактных представлений о свободе, равенстве, правде, справедливости, которые выше закона как формального веления государственной власти

Тоталитаризм – форма политического режима, а, точнее, целостная социальная и экономико-политическая система, характеризующаяся предельной концентрацией власти, полным контролем властной группы, как правило, сплоченной и организованной, над всеми сторонами жизни человека и общества – экономикой, культурой, духовной жизнью общества и каждого лица.

Точка бифуркации – см. бифуркационность.

Традиционное (аграрное, доиндустриальное, патриархальное) общество – общество, не имеющее внутреннего потенциала для быстрого развития, что не исключает существования в отдельных традиционных обществах периодов быстрого роста и (или) существования высокой самобытной культуры. Традиционное общество может, при формационном взгляде на общественное развитие, включать три стадии – общинную, рабовладельческую, феодальную. Значительные анклавы традиционализма сохранились в странах «второго» и, особенно, «третьего», «четвертого» миров, то есть отстающих, слаборазвитых странах.

Трайбализм – см. непотизм.

«Третий мир» - публицистическое, но вошедшее в научную литературу название периферии нынешнего, находящегося в глубоком модернизационном кризисе, глобального сообщества. Это, преимущественно, страны, бывшие в колониальной зависимости от развитых стран «первого мира». Освободившись от колониального гнета после Второй мировой войны и вступив на путь общественной и политической модернизации, «третий мир» оказался, в силу комплекса факторов, его аутсайдером.

Унитарное государство –форма государственного устройства, характеризующаяся отсутствием даже минимальной политической самостоятельности отдельных территорий.

Утопия (в дословном переводе с классического греческого «место, которого нет») - идеальные схемы общественного устройства, предложенные мыслителями самых разных эпох и культур. Подвергая вполне обоснованной критике реально существующие эксплуататорские общества, утописты, авторы утопий, создавали модели государств примитивной справедливости и отсутствия всякой личной свободы, предельной регламентации всех сторон общественной и личной жизни (отсутствие семьи, коллективное строго уравненное потребление и т.п.). В новейшей социально-политической науке утвердился как почти общепризнанный взгляд немецкого социолога К. Мангейма, который противопоставил утопию и идеологию. Идеология – «ложное сознание», выражающее, преимущественно, интересы элиты, которая и не стремится к воплощению идеальной модели. Утопия - столь же ложное представление об общественном идеале, но отражающее чаяния низов и, возможно, воплощенное на практике.

Федерализм, федеративное государство – см. федерация.

Федерация -устойчивый союз самостоятельных образований (субъектов федерации), которые, в пределах своей, согласованной центральной и региональной властью, компетенции имеют широкую автономию (самоуправление, «самозаконность»), собственные выборные органы представительной власти и администрацию Безусловные характеристики федерации – 1) приоритет федерального законодательства над законодательством субъектов федерации, 2) единство правоохранительной, прокурорской, юридической и судебной систем, 3) отсутствие права выхода (сецессии) у субъектов федерации из состава федерации.

Форма государства – это совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающая его сущность, форма государства включает два аспекта: форма правления и форма государственного устройства.

Форма государственного устройства – это способ национального и административно-территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотношений между составными частями государства, а также между центральными и местными органами власти.

Форма правления – способ организации высших органов политической власти в государстве, отражающий их полномочия и порядок образования.

Хай-тек(х)нолоджи – см. высокие технологии.

Харизма – реальные или мнимые экстраординарные качества политического лидера, позволяющие ему подчинить себе массы.

«Четвертый мир» - «маргиналы», «дно» мирового сообщества, беднейшие государства, которые без специальных усилий «первого» и «второго» миров не смогут решить свои социально-экономические проблемы.

Эгалитаризм – (в дословном переводе с французского «уравнительство») – идеологические и (или) политические требования всеобщего равенства, примитивной, «уравнивающей» справедливости.

Экстремизм – приверженность крайним, предельно радикальным, неконвенциональным приемам и методам политической борьбы.

Электорат – тем или иным образом, быть может, предельно неформальным, структурированная совокупность граждан, имеющих право участвовать в выборах.

Элита политическая (политический класс, правящий класс, истэблишмент) – социальные группы или их совокупность, занимающие «командные высоты» в обществе, обладающие почти монопольным правом принятия политических решений.

Элитарная или элитистская демократия – концепция демократии, согласно которой граждане на демократических выборах выбирают лишь одну их группировок внутри правящей элиты.

Этатизм – (в дословном переводе с французского – «государственничество») высокая степень огосударствления экономической и социально-политической жизни.

Юснатурализм (от латинского jus natural - право естественное) – см. теория естественного права.

Юридический позитивизм (легизм, нормативизм) - многообразные философско-правовые доктрины, отрицающие существование естественного права (см. также теория естественного права) и допускающие существование лишь позитивного (объективного) права, т.е. совокупности норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания человека и общества.

 

 

Литература

 

Основная литература

 

Введение в политологию. Уч. для вузов / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. – [4-е изд., пер и доп.]. - М.: Аспект-пресс, 2008. – 447с.

Елисеев С.М. Политическая социология: уч.пос. / С.М. Елисеев. – СПб: «Нестор-История», 2007. – 351с.

Мухаев Р.Т. Политология. Уч. / Р.Т.Мухаев. –[3-е изд., пер и доп.]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 495с.

Политология. Уч. / А.Ю. Мельвиль и др. – М.: МГИМО (У) МИД РФ, 2009. - 624с.

 

Дополнительная литература

 

Артемов Г.П. Политическая социология. Уч.пос. / Г.П. Артемов. – М.: Логос, 2003. – 279с.

Ачкасов В.А. Сравнительная политология / В.А. Ачкасов. – СПб: СПб социол. Об-во, фак-т социологии СПбГУ, 2002 – 183 с.

Василик М.А., Вершинин М.С. Политология. Элементарный курс. Уч.пос. / М.А.Василик, М.С. Вершинин. - М.: Гардарики, 2001. – 270с.

Введение в политологию: Словарь-справочник // Сост. Г.Л. Купряшина, Т.П. Лебедева, Г.И. Марченко и др./Под ред. проф. В.П. Пугачева. - М.: Аспект-Пресс, 1996. – 153с.

Голосов Г.В. Сравнительная политология: Учебник / Г.В. Голосов. - СПб: Изд-во ЕУСПб, 2005. – 363с.

Панарин А.С. Политология. уч. пос. / А.С. Панарин. - М.: МГУ, 2001. – 438с.

Политология. Альбом схем / Сост. Е.В. Макаренков, В.И. Сушков. - М.: Юрист, 1998. – 201с.

Политология (проблемы теории) / Отв. ред. проф. В.А. Гуторов. - СПб: Лань, 2009. – 384с.

Политология. Уч. / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М.: Высш.обр., 2005 – 693с.

Политология. Уч. для вузов / Под общ. ред. проф. М.А. Василика. – СПб: Борей-пресс, 2007. – 366с.

Политология: кр.хрестоматия / сост. - д.с.н., проф.Б.А.Исаев. – СПб: Питер, 2008. – 216с.

Политология [словарь-справочник] /Д.Е. Погорелый, В.Ю.Фесенко, К.В. Филиппов. – М.: Эксмо, 2008. – 318с.

Политология в схемах и комментариях. Уч.пос. / Под ред. А.С. Тургаева. - СПб: Питер, 2005. – 297с.