Лекция № 14. Гражданское общество и правовое государство

 

  1. Правовая государственность в истории.
  2. Права человека.
  3. Правовое социальное государство. Проблемы новейшей социальной государственности.
  4. Гражданское общество и правовое государство: пути взаимодействия.

 

1) Античная и средневековая мысль не разделяла государство и общество. В Новое время концепции естественного права и общественного договора исходят из противоположности общества-сферы самоорганизации лиц и их союзов государству-сложившейся системе норм и учреждений. Дж.Локк, Томас Пейн, многие другие основоположники западноевропейского и североамериканского либерализма прямо настаивали на минимальном государстве.

Целостный подход к правовой государственности не меняется два столетия. Он сформулирован классиками немецкой политико-правовой и философской мысли И.Кантом и Г.Гегелем. Сам термин впервые использован немецкими авторами- современниками Гегеля – Карлом Велькертом и Робертом фон Молем. На рубеже XIX-ХХ вв. в рамках русской и немецкой, преимущественно неокантианской, философии права высказана твердая формула: конституционализм – путь к правовой государственности.

2) В рамках теории и практики конституционной государственности концепция прав человека перешла из юснатуралистической абстракции в практическую плоскость. И теория, и практика постепенного признания прав и свобод лица позволяют лучше понять т.н. «три поколения» прав человека: 1) гражданские, 2) политические, 3) социально-экономические (иногда в четвертое поколение выделяют экологические и культурные права, мы рассмотрим их как разновидность социальных прав). Наиболее красивая формула гражданских (или негативных) прав гласит: «Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, собственность и стремление к счастью» (Т.Джефферсон). Политические права– это права на участие в государственном управлении, стандартный перечень политических свобод. Экономические права до сер.ХХв. рассматривались как часть гражданских прав. Ныне их рассматривают как некоторую отдельную область или включают в комплекс социальных (социально-экономических) прав. Социальные (или позитивные) права - это права на получение минимальных положительных услуг со стороны общества и государства.

3) Становление практики социального государства мы также рассмотрим в историческом контексте. Сам термин появился у немецких авторов Лоренца фон Штейна и Р.фон Моля в середине позапрошлого века. При этом социальное или «культурное» (австрийский социолог Л.Гумплович, русский юрист Г.Ф. Шершеневич) государство противопоставляли сто лет назад правовому. Ряд русских и немецких авторов, работавших на рубеже XIX-ХХвв., близких неокантианству или этическому социализму (Р. Штаммлер, Г.Еллинек, Л.И.Петражицкий, И.А.Покровский, П.И.Новгородцев, В.М.Гессен и др.), преодолевают подобное противопоставление. Они начинают рассматривать социальные права как права естественные, неотчуждаемые, а государство, защищающее все три поколения прав человека, называют, «государство правовое и социалистическое» (Б.А.Кистяковский). Еще раньше подобную мысль высказал Вл. Соловьев, считавший, что каждый человек имеет право на человеческое достоинство – «достойное человека существование».

Термин «социальное правовое государство» введен в межвоенный период. Его автором считается немецкий исследователь Герман Геллер (1930). Современные международно-правовые нормы (Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт о социально-экономических и культурных правах; документы, принятые по гуманитарным вопросам Европейским Союзом) содержат, де юре, весь комплекс прав и свобод. Отличие современного социального государства от правового - в качестве неотъемлемых прав лица рассматриваются и социальные права. В остальном, правовая и социальная государственность характеризуются набором признаков, которые перечислим ниже:

· Единство права и закона;

· Безусловные гарантии прав отдельного лица и меньшинства;

· Выборность представительной власти, первых лиц администрации, муниципальной власти при соблюдении общепризнанных выборных норм – всеобщее, равное, прямое, тайное голосование, отсутствие административного вмешательства в ход выборов, независимость избирательных комиссий, которые подчиняются только закону, судебное рассмотрение отказов в регистрации кандидатов и их списков, свободная агитация при равном доступе кандидатов к государственным СМИ;

· Строгое разделение властей, суд и администрация подзаконны, парламент подчинен конституционной хартии, возможна судебная проверка конституционности парламентских решений высшей судебной инстанцией или специальным конституционным судом;

· Для граждан и их ассоциаций, структур гражданского общества, действует принцип – «позволено все, что прямо законом не запрещено», административный отказ в праве заниматься любой деятельностью (общественной, коммерческой, иной) должен быть строго обоснован нормой закона, а по форме являться официальным мотивированным решением, которое легко может быть обжаловано в суде;

· Для административных органов действует обратный принцип: исполнение лишь функций, прямо предписанных нормативно-правовыми актами;

· Суд независим, несменяем и подчиняется только закону;

· Действует реальный идеологический и политический плюрализм, отсутствует официальная идеология, государство отделено от церкви.

Проблемы новейшей социальной государственности последние три десятилетия активно анализируются. И в публицистике, и в научной аналитике уже «притчей во языцех» стали примеры распространения в богатых развитых странах патерналистских и рентных установок, а также социального иждивенчества. Высокие налоги, гарантии занятости, размер пособий, сопоставимый с заработком на непрестижной работе, превратились в дестимуляторы экономического роста и демотиваторы высокопроизводительного труда.

4) Гражданское общество в политико-правовой мысли рассматривалось очень неоднозначно. Мы сделаем следующее, очевидно упрощающее, допущение. В Новое и новейшее время общая тенденция присутствует: социум, до того бывший, аморфной, погруженной в традицию, сакральность, иерархии, структурой, становится гражданским обществом, сферой самостоятельной деятельности индивидов и их ассоциаций, независимой от государства. По мнению Г.Гегеля, с некоторыми оговорками признаваемому ныне и умеренно-левой, и либеральной, и просвещенно-консервативной традициями, гражданское общество – комплекс частных лиц, классов, групп, корпораций, отношения между которыми регулируются гражданским правом и независимы от государства.

Гражданское общество и правовая государственность – это «две стороны одной медали», современного открытого массового общества. В гражданском обществе преобладают свободно установленные горизонтальные связи между индивидами и их ассоциациями. Гражданское общество признает основные ценности современной либеральной государственности и демократической политики. В духе этих ценностей оно воспитывает и массовые, и элитарные группы. Безусловное стремление гражданского общества «играть по правилам» утверждает политическую культуру диалога и компромисса, конвенционального участия в общественной жизни.