Основы построения архитектуры информационных систем по учету движения денежных и товарных ресурсов.

К настоящему времени основным программно – техническим ресурсом, поддержки деятельности предприятий торговли в действиях по обеспечению процессов товародвижения и перемещения денежных средств в цепи «производитель - . . . - продавец - покупатель» являются развитые мультиблочные системы, исторически получившие название АСУ бухучета. Развитые системы такого типа обеспечивают поддержку принятия управленческих решений в сфере управления бизнес деятельностью предприятия торговли, и таким образом осуществляют поддержку логики ведении бизнеса на предприятиях торговли.

Для информационной поддержки принятия управленческих решений и управления эффективностью работы предприятия более половины предприятий торговли России используют программный комплекс 1С: Это объясняется тем, что «архитектура системы программ «1С: предприятие» включает в себя не только средства автоматизации всех процедур бухгалтерского учета и операций, выполняемых в бухгалтерии, но и содержит достаточно большое количество модулей, обеспечивающих информационную поддержку принятия управленческих решений в процессах управления бизнес - деятельностью предприятий торговли.

Приведем краткое описание функционального назначения некоторых из них.

«Многомерный регистр накопления данных». Отвечает за учет движения материальных ценностей и денежных средств. Дает возможность получить информацию о поступлении и расходовании всех видов ресурсов (материальные, товарные, денежные), а также построить оценки итогов деятельности предприятия по многим позициям.

«Модуль составления отчетов о движении товарных и денежных средств». В зависимости от ситуации и поставленных задач существует большое количество вариантов учета движения товаров и перемещения соответствующих им денежных средств. Получение необходимых цифровых и графических показателей, необходимых для реализации конкретного варианта целесообразно описывать в виде отдельных алгоритмов с использованием специальных логических команд высокого уровня, входящих в данный модуль.

Так, например, в системах автоматизации процедур розничной реализации при формировании отчета о состоянии корзины покупателя» и для последующей оплаты покупок производится группирование товаров по группам (продовольственные товары, промышленные товары, принадлежности к отделам и др.). В дополнение к этому одновременно с расчетом общей стоимости отобранных покупателем товаров производится расчет скидки и дается информации о дополнительных бонусах по отдельным группам товаров в виде возможности бесплатного приобретения еще одной или нескольких единиц товара.

«Конфигуратор». Для разработки пользователем программ, соответствующих специфическим особенностям организации бизнес - процессов на его предприятии в системе 1С: предусмотрена программа «Конфигуратор». Фактически это язык высокого уровня, позволяющий пользователю самостоятельно разрабатывать алгоритмы информационной поддержки его деятельности или каких-либо технологических процессов в процедурах реализации товара.

Кроме того, в системе 1С: существует программы составления разнообразных специальных, необходимых Вам отчетов.

Замечание. Программный комплекс 1С: не является единственным, используемых для управления бизнес - деятельностью предприятий торговли. Достаточно распространенной программной системой, используемой на предприятиях торговли России, является комплекс «BEST».

 

1.2.1. Архитектура плана счетов в программном комплексе 1С: бухгалтерия.

Информация обо всех денежных и товарных операциях, выполняемых на предприятии торговли, фиксируется в виде записей в регистрационной книге. Например, поступление на склад закупленной партии товара. Затем сформированные по специальному алгоритму (бухгалтерской проводке) записи о проведенной операции разносятся по счетам общего «плана счетов». Схематично распределение информации о проведенной операции по плану счетов изображено на рис.8.


       
 
 
   
Рис. 8. Архитектура плана счетов в системе 1С: предприятие

 

 


 


В системе предусмотрено наличие трех уровней счетов.

1 - аналитические счета.

2 - синтетические или накопительные счета.

3 - основные счета.

В счета первого уровня аналитические счета заносится первичная информация об операции. Это название операции и ее показатели. При поступлении товара на склад: наименование товара, количество и стоимость единицы товара, наименование поставщика и транспортной компании, выполнившей перевозку. С аналитического счета на синтетические счета второго уровня осуществляется проводка информации о стоимости транспортировки; на накопительный счет - оплата услуг транспортной компании, на накопительный счет компании по оптовой продаже товаров, у которой был закуплен товар и на ряд других счетов.

С синтетических счетов информация поступает на основные счета. В частности на счет, фиксирующий общую сумму налоговых отчислений.

По информации, хранящейся на основных счетах, формируется балансовый отчет.

Очень краткое описание алгоритма обработки информации в системе бухгалтерского учета приведено для того, чтобы обратить ваше внимание на то, что по своему виду схемы оргструктуры предприятия (рис. 5 и 6) и алгоритма обработки информации в соответствии с планом счетов (рис. 8) совпадают. Аналогичный вид будет иметь графическое изображение архитектуры взаимодействия модулей вычислительного комплекса поддержки бизнес - деятельности предприятия.

Характерной особенностью таких изображений является отсутствие в них циклов, т.е. их принадлежность к графам типа «дерево».