Железнодорожные сообщения

Железные дороги с различной плотностью сети и уровнем технической оснащенности построены в большинстве стран мира, но есть ряд стран, где железных дорог нет. К таким относятся Афганистан, Бахрейн, Белиз, Бутан, Бруней, Бурунди, Центрально-Африканская Республика, Чад, Доминиканская Республика, Сальвадор, Гвинея. Гамбия, Гренландия, Гвинея Биссау, Гаяна, Заир, Кувейт, Лесото, Ливия, Макао, Маврикий, Нигер, Оман, Гвинея Папуа, Йемен, Катар, Руанда, Сейшелы, Сьерра Леоне, Сомали, Суринам, Тринидад и Тобаго, ОАЭ, Уругвай. Во всех остальных странах железные дороги есть.

В странах ЕС железные дороги объединены в единую систему Rail System of the European Community, которая позволяет организовать перевозки пассажиров на обширной территории европейского континента от Великобритании до Греции. Создана сеть скоростных сообщений Trans Europe Express Train – TEE – обобщенное наименование поездов железной дороги класса Euro City Express. Наибольшей плотностью сети железных дорог отличаются Германия – 26900 км и Франция – 33800 км. На пространстве бывшего СССР наибольшая плотность сети железных дорог в европейской части страны. В Сибири и Средней Азии дорог относительно мало.

Великобритания

На трассе сообщения Париж-Лондон курсирует фирменный поезд, который носит название Golden Arrow «Золотая стрела» – ежедневный железнодорожный, экспресс Лондон-Париж. Пролив Ла-Манш преодолевается на пароме.

Южная Африка

В Южной Африке известность получил регулярный рейсовый маршрут, следующий через всю страну – Blue Train. Этот маршрут был освоен в 1927 г., много кратно изменялся сообразно времени. Свое наименования Blue Train поезд получил в 1946 г., в 1997 г. была принята новая концепция суперроскошного обслуживания. Поезд не является скоростным (движение осуществляется со скоростью всего 110 км/час) и широко используется для туристских целей, поскольку позволяет элитным туристам увидеть все климатические зоны и уникальную природу. Поезд, считающийся одним из самых роскошных в мире, пересекает всю страну за 26 часов неспешного пути от Претории до Кейптауна дважды в неделю. Состав тянут два мощных электровоза, он состоит из 18 вагонов, из них 10 роскошных спальных вагонов с кондиционерами (каждый вагон на четыре купе – три двух- , местных с кроватями twin и одно с двухспальной кроватью, все купе оборудованы санузлом с ванной), багажный вагой, вагон-прачечная, изысканные клубные вагоны для курящих и некурящих, вагон ресторан, вагон-кухня, специальный обзорный вагон. Поезд рассчитан всего на 76 пассажиров, туристов обслуживает бригада из 27 высококвалифицированных специалистов и служащих. Поезд следует по четырем вариантам маршрутов: а) 1600 км один день и одну ночь – Претория – Кейптаун; б) 560 км Петория – Худспрут продолжительностью 16 часов; в) Порт-Элизабет-Кейптаун 1000 км один день и две ночи; г) 1600 км два дня и две ночи – Зимбаве, водопад Виктория, через Ботсвану в Преторию (этот маршрут самый экзотический и проходит через территорию уникального Крюгер-парка).

Америка (США)

В США в период с 1989 по 1991 гг. между Вашингтоном и Чикаго функционировал специальный комфортабельный экспресс – аналог европейского, оформленный в стиле Orient Express. В этот состав были включены специальные вагоны, отделанные «под старину», имелись специальные клубные вагоны для развлечений, азартных игр, вагоны-рестораны.

Сингапур

Эксплуатируется восточный вариант Luxury Train поезда Eastern & Orient-Express. Он проходит через территорию Таиланда и Малайзии и позволяет увидеть уникальные пейзажи и посетить лучшие курорты.

Россия

В России многие скорые поезда имеют свои фирменные наименования, как правило, определенные их направлением следования, но следует остановиться лишь на одном, имеющем свою исключительную историю.

«Красная стрела» Red Arrow – фирменный поезд Октябрьской железной дороги следующий по маршруту Москва – Санкт-Петербург (Россия). Это лучший железнодорожный экспресс страны, отличающийся высоким комфортом и уровнем обслуживания пассажиров и следующий точно по расписанию (это одна из главных традиций, которая вынужденно нарушалась только в условиях военного времени). Движение поезда по этому маршруту установлено в 1931 году. В Москву из Санкт-Петербурга поезд следует под № 1, а обратно под №2.