Организация экономического прогнозирования в РФ


Понятие «организация прогнозирования»включает в себя три составляющие:

 


  • во-первых, это формирование определенной организационной структуры, предназначенной для разработки прогнозов;

  • во-вторых, определение состава прогнозных документов, порядка и сроков их разработки, исполнителей;

  • в-третьих, определение последовательности процедур и методов, применяемых при разработке конкретного прогноза, так называемая технология прогнозирования.


Основные элементы организационной структуры — субъект прогнозирования, заказчик и потребитель прогноза.

Субъект прогнозирования— организация, предприятие, учреждение или отдельное лицо, осуществляющее разработку прогноза.

Заказчик прогноза— организация, предприятие или отдельное лицо, выдающее задание на прогноз, выступающее инициатором его разработки.

Потребитель прогноза— организация, предприятие или отдельное лицо, использующее его результаты в своей деятельности. В отдельных случаях потребителем прогноза может являться заказчик.

Обычно выделяют систему частного инициативного прогнозирования и государственную систему прогнозирования.

Система частного инициативного прогнозированияпредставлена сетью независимых, конкурирующих между собой фирм, которые выполняют заказы на разработку прогнозов по интересующим потребителя проблемам микро- и макроуровня. Организации этой системы часто обладают значительным научным потенциалом и не только решают конкретные исследовательские задачи, но и вносят серьезный вклад в развитие методов прогнозирования. Среди зарубежных организаций стоит назвать Мюнхенский институт конъюнктуры, Японский центр экономических исследований, Лондонскую школу бизнеса, Кембриджскую группу экономической политики. Среди отечественных организаций и центров отметим Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, Центр ситуационного анализа и прогнозирования ЦЭМИ РАН, Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, Институт экономики переходного периода. Инициативные прогнозы могут выполнять предприятия и организации самостоятельно, используя научный потенциал собственных специалистов для оценки перспектив собственного развития.

В последние годы ведется активная прогнозная деятельность по разработке глобальных прогнозов международными исследовательскими центрами.

Государственная система прогнозированияболее сильна в тех странах, где государство уделяет большое внимание регулированию экономики (например, Япония, Франция). Прогнозы, разрабатываемые в рамках этой системы, — основа разрабатываемых мер прямого и косвенного регулирования экономики, формирования национальных программ и планов.

Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» определяет состав, назначение и содержание прогнозных документов, порядок их разработки.

К числу основных планово-прогнозных документов, разрабатываемых в нашей стране, относятся прогнозы, концепция и программа социально-экономического развития Российской Федерации. Прогнозы как система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации разрабатываются на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу по Российской Федерации в целом, народно-хозяйственным комплексам и регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.

Прогнозы – основа для формирования концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную и среднесрочную перспективу. Концепция определяет цели социально-экономического развития Российской Федерации, конкретизирует его варианты, пути и средства достижения целей. Первое после вступления в должность Президента Российской Федерации Послание, с которым Президент обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Исходя из положений Концепции Правительство Российской Федерации разрабатывает Программу социально-экономического развития Российской Федерации, которая представляется в Совет Федерации и Государственную Думу.

В Программе должны быть отражены:

 


  • оценка итогов социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и характеристика состояния экономики Российской Федерации;

  • концепция Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (р нее входят макроэкономическая политика, институциональные преобразования, инвестиционная и структурная, социальная, аграрная, экологическая, региональная экономическая и внешнеэкономическая политика).


Прогнозные документы на краткосрочную перспективу должны конкретизировать формирование и распределение бюджетных ресурсов.