Демографическая политика в России

Говорить о многовековой государственной демографической политике в России - в строгом понимании этого термина - вряд ли можно. Но какие-то элементы ее в разное время присутствовали, особенно в советский период.

В разные периоды развития России:

принимались меры для сохранения и увеличения численности населения страны;

приветствовались и поощрялись действия по сохранению позитивных качеств (физических и духовных) генофонда;

одобрялась и в меру возможностей поддерживалась активность в деторождении;

осуждалась нестойкость брака, существовали и стабильно сохранялись сложности для расторжения брака;

осознавались, поддерживались, выносились на общественное одобрение позитивные демографические инициативы, новации россиян;

постепенно осознавалась необходимость разработки и введения централизованной демографической политики в стране.

Многие русские князья, цари, императоры так или иначе, но непременно способствовали увеличению численности их подданных. Наиболее длительный положительный опыт в этом плане имели Москва, Московское княжество, московская администрация. Так, издавна в Московском княжестве охотно принимали людей, которые хотели жить, трудиться, воевать на его благо. К пришельцам относились как к равным, более того, стремились перенять их положительный опыт в любой сфере. Здесь практиковалась веротерпимость, не было кровавых притеснений иноверцев, т.е. нехристиан. Все желающие могли лично исповедовать любую религию, но не пропагандировать ее среди местных жителей. Принятие православия было совсем не обязательным для пришельцев, но это способствовало их карьере и благополучию здесь. Москва, как и все Московское княжество, в целом была открыта для представителей разных народов и приверженцев разных вероисповеданий. Успех пришельцев в Московском княжестве зависел от их личностных, в том числе не в последнюю очередь деловых, качеств. Москва умела и умеет принимать, помогать, объединять разных людей, использовать во имя общего блага их достоинства.

Многие россияне, известные и рядовые, внесли свой посиль­ный вклад в демографическое развитие страны и становление в ней демографической политики. М.В. Ломоносов (1711—1765) написал в 1761 г. уникальный для того времени труд «О размножении и сохранении российского народа». В своей научной и практической деятельности М.В. Ломоносов значительное внимание уделял вопросам народонаселения. Для увеличения численности россиян, сохранения их генофонда он в качестве основополагающей меры предлагал усиленно заботиться о сохранении жизней новорожденных детей. Он считал, что благополучие государства зависит от наличия в нем большого количества трудоспособного населения. Он утверждал, что прирост численности населения страны или ее части зависит прежде всего от условий жизни населения и его культурного состояния, а также от ряда других факторов ее социально-экономического состояния. Он сделал ряд практически значимых предложений для увеличения численности россиян и, как бы мы сказали сейчас,- сохранения качественных характеристик отечественного генофонда. При этом его смелый и откровенный демографический труд был отчасти направлен против ряда религиозных обычаев и церковных установлений.

Он доказал, что есть четкая взаимосвязь - точнее, зависимость - между целесообразным размещением хозяйственных объектов и фактическим размещением (расселением) населения. Так, М.В. Ломоносов отмечал, что при размещении рудников и заводов нужно учитывать демографический фактор, определяющий наличие и качество рабочей силы.

Императрица Екатерина II (годы правления 1762-1796) немало сделала для увеличения численности и улучшения условий демографического развития россиян. Она позволила для освоения вновь присоединенных к России земель и малоосвоенных ее районов пригласить к расселению в ее стране эмигрантов на условиях их постоянного жительства. Она первой из российских правителей разрешила в 1764 г. приехать в Россию эмигрантам-евреям, которые в 1764—1769 гг. начали расселятся в основном в южных и юго-западных частях страны. При ней значительно увеличилось число больниц, школ, была учреждена Медицинская коллегия (1763 г.), основаны воспитательные дома в Москве и Санкт-Петербурге, введено оспопрививание. Одной из первых в России Екатерина II распорядилась сделать ей и ее сыну, единственному наследнику российского престола, Павлу, прививку от оспы (1768 г.); этим она продемонстрировала еще одну, новую грань монаршего попечения о подданных, показала пример в оспопрививании как средстве сохранения здоровья, жизни. Но при ней усилилось угнетение крепостных крестьян, тем не менее она пыталась осуждать, карать чрезмерно жестоких владельцев крепостных. Наиболее яркий тому пример - наказание Д.Н.Салтыковой (1733—1801), «Салтычихи», загубившей 139 человек; против нее возбудили дело, которое разбиралось 6 лет, в 1768 г. ее выставили в Москве на Лобном месте на посрамление, затем заключили в подземную тюрьму в Москве (где она провела 33 года, умудрилась родить ребенка и умерла в 1801 г.).

Своего рода локальную демографическую политику в своих вотчинах проводил великий русский полководец А.В. Суворов (1730—1800). К концу жизни он был владельцем около 5 тыс. крепостных только мужского пола. Он заботился об увеличении численности своих крепостных, в первую очередь естественным демографическим путем, способствовал улучшению благосостояния и здоровья крестьян. Он не допускал безбрачия крестьян, помогал деньгами женихам, которые искали с его помощью невест (невест велел привозить из других его вотчин или покупал, если не хватало своих), поощрял многоплодие в крестьянских семьях (установил нечто вроде премий или наград за рождение детей, нуждающимся выдавал провиант на детей в зависимости от их числа и возраста), требовал должного ухода за детьми (приказывал крестьянскому сходу крепко смотреть за нерадивыми отцами, чтобы уход за детьми был правильный), принимал меры для снижения детской смертности, ратовал о сохранении генофонда его крестьян (отучал их от пьянства и лени; рекрутов в армию из своих имений поставлять не разрешал, а предпочитал купить их на стороне, при этом распоряжался собирать деньги в складчину с крестьян, но и сам участвовал в этом; не разрешал использовать труд детей и подростков, заботился о нравственном развитии людей - требовал от крепостных соблюдения всех православных правил, норм, традиций, при этом сам был им первым примером в этом).

Передовые люди России пытались внести свою лепту в снижения гнета крепостного права, которое само по себе тормозило демографическое развитие страны в количественном и качественном планах. В разное время в России отдельные владельцы крепостных пытались гуманно обращаться с ними, отказывались от роли эксплуататоров (продавали крестьян по возможности гуманным владельцам и старались жить за счет своего труда) или даже освобождали крестьян от крепостной зависимости. Однако последнее обычно стабильных позитивных и далеко идущих результатов для крестьян не имело (они из-за бедности и малой образованности неизбежно снова попадали от кого-либо в зависимость, в первую очередь в экономическую зависимость), как и для помещиков.

Реформы царя, затем императора Петра I (царствовал с 1682 г., правил в 1689-1725 гг.), начали и новый этап в развитии семейного права в стране. Расширилась возможность добровольного вступления в брак. Петр I пытался поставить в зависимость заключение брака дворян от их образовательного уровня, чем надеялся поднять их интерес к повышению уровня знаний. Тогда при венчании стали требовать справки о знаниях арифметики и геометрии. Большого успеха это не дало: справки покупали, а знания оставались минимальными. В 1722 г. ситуация для потенциальных женихов еще более усложнилась, поскольку царским указом запрещалось «женить дураков, которые ни в науку, ни в службу не годятся». А в 1744 г. указом Синода запретили заключать браки людям старше 80 лет. Но в России всегда умели ловко обходить высокие указы.

В 1830 г. был повышен возраст вступления в брак: 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Тогда же ввели правило согласия родителей на брак, вне зависимости от возраста жениха и невесты.

События осени 1917 г. принесли позитивные изменения в законо­дательную основу брачно-семейных отношений. Реформирование семейного законодательства началось с конца 1917 г. Вышли декреты ЦИК и СНК РСФСР «О гражданском браке, детях и ведении книг актов гражданского состояния», «О расторжении брака» и др. В 1926 г. установили единый брачный возраст для мужчин и женщин - 18 лет.

В действовавшем с 1918 г. в России новом Семейном кодексе очень многое было прогрессивным и новаторским. В нем впервые в мире были на законодательном уровне утверждены равные права мужчины и женщины в семье, основанной на любви и добровольном союзе, он не предполагал никаких кабальных финансовых обязательств обеих сторон и мог быть ликвидирован по их желанию. Наличие подобного кодекса убедило даже ярую противницу заключения брака всемирно известную танцовщицу Айседору Дункан (1877-1927), приехавшую в 1921 г. в Россию учить детей и подростков танцам, заключить в 1922 г. в Москве в загсе брак с С.А. Есениным (1895-1925). Ни с одним из ее предыдущих брачных партнеров, среди которых были чрезвычайно богатые и известные люди Западной Европы и Америки, она не решалась подписать брачный контракт, непременно суливший зависимое положение женщины от мужчины.

В 1944 г. приняли новое законодательство о семье, которое еще более затруднило развод и сделало его оформление более дорогостоящим делом, были увеличены пособия на детей в семье, введен налог на бездетность, кроме того, было восстановлено понятие «незаконнорожденный». В 1956 г. аборты были снова разрешены.

Заключая браки в советской России и во всем СССР (в нашей стране с 1922 г. до конца 1991 г.), люди должны были думать о национальности обеих сторон, вступающих в брак. Для многих были памятны принятые указы о высылке на восток немцев Поволжья и ликвидации их автономной республики в Поволжье в 1941 г. В 1943-1944 гг. провели массовую депортацию карачаевцев и калмыков, обвиненных в пособничестве гитлеровцам, в связи с этим упразднили соответствующие автономные республики. В 1944 г. по этой же причине провели массовую депортацию чеченцев и ингушей, упразднили Чечено-Ингушскую автономную республику, также провели массовую депортацию балкарцев и выслали в Казахстан и Среднюю Азию крымских татар, ликвидировали их автономную республику в Крыму, кроме того, провели массовую депортацию турок-месхинцев в Грузии. Долгое время существовали широко не афишируемые ограничения для евреев в устройстве на работу, в поступлении и учебе в вузе, участии в общественных и выборных органах власти. В 1947 г. были запрещены браки между советскими гражданами и иностранцами. В 1968 г. был принят новый Закон о семье и браке, в котором подчеркивалась необходимость регистрации брака.

Россия располагает опытом активной демографической политики. Так, демографическую ситуацию в нашей стране в 1941-45 годах определяли огромные безвозвратные потери в Вооруженных силах и среди гражданского населения. Столкнувшись с такими масштабными потерями населения, правительство страны должно было принять специальную программу проведения активной демографической политики, направленную на преодоление последствий войны. Эта программа была действительно разработана и опубликована еще до окончания войны в виде Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года.

Наиболее примечательными чертами этого указа были: всемерное поощрение многодетных семей (пять и более детей), поддержка семей с оптимальным числом детей (три-четыре ребенка).

В соответствии с Указом материнский труд поощрялся как материально, так и морально. Учреждалось почетное звание и одноименный орден "Мать-героиня". Этого титула и ордена удостаивались матери, родившие и воспитавшие десять и более детей по достижении последним ребенком I года и сохранении в живых остальных детей. Затем шел орден "Материнская слава" трех степеней и "Медаль материнства" двух степеней. Многодетные матери поощрялись материально. Им выплачивались ежемесячные пособия, сумма которых увеличивалась после рождения каждого нового ребенка, начиная с четвертого. Кроме того, многодетные матери получали право уходить на пенсию в более раннем возрасте (50 лет) при сокращении срока необходимого трудового стажа (до 15 лет).

Женщины и семьи, имевшие 3-4 детей, получали 30-процентную скидку в размере подоходного налога. При рождении третьего ребенка выплачивалось единовременное пособие, которое в масштабе цен 40-50 годов составляло 400 рублей. После рождения четвертого ребенка начиналась регулярная выплата детского пособия.

Был определен и "налоговый кнут" для тех, кто не спешил обзавестись достаточно многочисленным семейством. Холостые мужчины, незамужние женщины и бездетные семейные пары в возрасте от 20 до 50 лет (мужчины) и от 20 до 45 (женщины) должны были платить помимо общего подоходного налога еще 6-процентный налог на бездетность. На студентов высших учебных заведений и техникумов это правило распространялось после завершения учебы с началом трудовой деятельности.

Семьи с одним ребенком платили дополнительно 1% за малодетность, а имеющие двух детей - 0,5%. Последнее обстоятельство представляется весьма важным, поскольку взимание особого налога с малосемейных, помимо чисто фискального эффекта было направлено на то, чтобы утвердить в массовом сознании устойчивое представление, что нормальная, или оптимальная, семья должна иметь в среднем не менее трех детей.

Созданная Указом от 8 июля 1944 года система демографического стимулирования просуществовала в первоначальном виде до конца 50-х годов.

В результате принятых мер в 1946-49 годах население СССР увеличилось на 11,5 млн. человек. На протяжении 50-х годов уровень рождаемости был умеренно высоким - в пределах 25-26 промилле. Коэффициент смертности в 1950 году был равен 9 промилле, т.е. оказался в 2 раза ниже соответствующего показателя 1948 года и в три раза меньше наблюдавшегося в 1913 году.

Это произошло, прежде всего, благодаря очень заметному уменьшению детской смертности. В течение 50-х годов смертность в СССР продолжала снижаться, достигнув в I960 году минимальной величины - 7,1 промилле. В первой половине 60-х годов этот показатель стабилизировался на данном уровне, а затем стал постепенно возрастать.

Другим заметным феноменом 50-х годов в нашей стране оказался довольно высокий и устойчивый уровень естественного прироста населения. В среднем за данное десятилетие коэффициент прироста населения был равен 17,5 - 17,6 промилле. Это заметно выше, чем накануне второй мировой войны (13,2 промилле в 1940 году).

Успех активной демографической политики нашел отражение и в данных переписи, проведенной 15 января 1959 года. Они показали, что население СССР достигло 208 млн.827 тыс. человек, т.е. оказалось на 30 млн. больше, чем на начало 1950 года и почти на 15 млн. больше, чем в 1941 году. Население РСФСР согласно данной переписи достигло 117,5 млн. и было на 7,5 млн. больше, чем перед войной.

Все эти цифры говорят о том, что 50-е годы по многим параметрам демографии, особенно с точки зрения стабильного роста населения, явились лучшим десятилетием 20 века для страны. Во всяком случае, можно считать, что тогда был во многом преодолен резкий демографический спад в результате воины и создана основа для дальнейшего поступательного роста населения.

Несомненно позитивную роль для жизни семей имело принятие в 1985 г. Постановления ЦК КПСС о мерах по искоренению пьянства и алкоголизма в СССР. Антиалкогольная кампания в стране продолжалась недолго, но в этот исторически краткий период продолжительность жизни мужчин увеличилась почти на 6 лет. Сохранению и качественному воспроизводству генофонда страны тех лет способствовали многочисленные законы, постановления, указы, обеспечивавшие улучшение здоровья и образования, повышение культурного уровня и общего благосостояния жителей страны, позитивные управленческие решения в сфере трудовой занятости. Отдельные регионы или даже населенные пункты нашей страны тех дет пытались вводить элементы своей собственной демографической политики. Так, в 1977 г. МГК КПСС и исполком Моссовета приняли постановление «О состоянии и мерах по улучшению демографической обстановки и стимулированного естественного прироста населения Москвы». Утвержденный этим постановлением «План мероприятий по улучшению демографической обстановки и стимулированию естественного прироста населения г. Москвы» включал конкретные меры по улучшению жилищных условий населения, повышению обеспеченности москвичей детскими дошкольными учреждениями, предприятиями торговли и общественного питания, учреждениями бытового обслуживания, а также предложения в области охрайы здоровья матерей и детей, меры по дальнейше­му улучшению условий труда работающих женщин, направление работ по пропаганде среди населения вопросов социологии и демографии. Особенно большое значение имели принятые в 1981 г. постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» и «О мерах по дальнейшему улучшению социального обслуживания населения».

В конце 1991 г. распался СССР, демографическое развитие России продолжалось в принципиально новых политических и экономических условиях. Серьезнейший экономический кризис определил минимальные финансовые возможности, которые в условиях новых реалий шли на решение демографических проблем. Финансовая помощь семьям в виде ежемесячных выплат (доплат) на содержание и воспитание детей, единовременная помощь при рождении ребенка, эпизодическая материальная помощь за счет средств профсоюзов и фондов администрации предприятий или территориальных органов власти стали в 90-е годы основными формами помощи семьям и скромными мерами едва ощущаемой демографической политики государства. При этом нужно отметить, что в 90-е годы во многих регионах России недоплачивали, а то и вовсе не платили ни за первого, ни за второго ребенка.

Многие российские демографы выделяют три главных причины депопуляции в нашей стране:

наиболее общая - второй демографический переход, все развитые страны имеют низкую рождаемость, двигаясь от многодетной семьи, к среднедетной, а затем и к малодетной;

вторая причина связана с потерями в Великой Отечественной войне и с демографической ямой после этого периода, повторяющейся каждые 25 лет;

третий и ведущий фактор появился в начале 90-х годов - это социально-экономический кризис и недостатки избранной модели социально-экономической трансформации общества и перехода к рыночной экономике.

Именно последнее обстоятельство привело к снижению уровня и качества жизни большинства семей, неуверенности в завтрашнем дне всех слоев общества, социальной дезадаптации значительной части семей, росту преступности, насилия, асоциального поведения. Значительная часть российских семей не может обеспечить социально приемлемый уровень благосостояния на трудовой основе, а действующие социальные гарантии, выплаты и льготы не обеспечивают реальной защиты семей от нищеты и лишений: ежемесячная государственная помощь способна возместить лишь 5-7 % необходимых затрат, а по оценкам специалистов, более половины несовершеннолетних россиян живут в семьях с доходом ниже черты бедности. Поэтому преодоление затянувшегося демографического кризиса в России требует проведения социально ориентированной экономической и активной демографической политики, направленной на снижение смертности, заболеваемости и увеличение продолжительности активной, творческой жизни человека, создание благоприятных условий для повышения качества жизни семей и наиболее полной реализации потребностей семей в детях, привлечение трудовой иммиграции и создания условий для закрепления мигрантов в России.

В настоящее время на пути к разработке и проведению активной демографической политики сделан первый шаг - в сентябре 2001 года Правительством Российской Федерации одобрена "Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года".

В Концепции дан анализ современной демографической ситуации в России, сформулированы цели и задачи демографического развития, определены приоритеты, сформулированы положения, касающиеся информационного обеспечения и механизм реализации Концепции.

В качестве областей демографического развития определены:

укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни;

стимулирование рождаемости и укрепление семьи;

миграция и расселение.

Целями демографического развития Российской Федерации являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.

Задачи демографического развития Российской Федерации:

В области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни:

    • увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
    • увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни;
    • улучшение репродуктивного здоровья населения;
    • улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов;

В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:

    • создание предпосылок для повышения рождаемости;
    • всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности;
    • создание условий для самореализации молодежи;
    • обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка;

В области миграции и расселения:

    • регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения Российской Федерации;
    • повышение эффективности использования миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально-экономического развития Российской Федерации;
    • обеспечение интеграции мигрантов в российское общество и формирование толерантного к ним отношения.

В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения определены следующие приоритеты:

    • укрепление здоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствования мероприятий, направленных на профилактику травматизма и отравлении, на борьбу с курением, алкоголизмом и наркоманией, а также путем развития физической культуры и спорта и организации досуга;
    • улучшение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;
    • улучшение здоровья населения трудоспособного возраста в первую очередь за счет профилактики травматизма и отравлений, а также раннего выявления и адекватного лечения болезней, системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;
    • сохранение здоровья пожилых людей, для которых наиболее актуально предупреждение сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных болезней.

В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи определены следующие приоритеты:

    • формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более;
    • создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями;
    • обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнению семейных обязанностей;
    • повышение воспитательного потенциала семьи;
    • разработка и реализация стратегии развития доступных форм семенного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов.

В области миграции и расселения определены следующие приоритеты:

    • привлечение иммигрантов в Российскую Федерацию, в первую очередь из государств-участников СНГ, а также из Латвии, Литвы, Эстонии;
    • создание экономических условий для сокращения эмиграционного оттока и сохранения научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала Российской Федерации;
    • проведение комплекса правовых, организационных и
      финансовых мер, направленных на легализацию и адаптацию иммигрантов
      в Российской Федерации;
    • совершенствование законодательства, касающегося защиты прав
      вынужденных мигрантов и регулирования миграционных процессов.

Концепция содержит также комплексы мер, конкретизирующих задачи и приоритеты в каждой из областей демографического развития.

Кроме того, реализация Концепции предполагает объединение усилий государства и общества, координацию действий органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, разработку и реализацию мероприятий, направленных на решение основных задач, сформулированных в Концепции.

Доп. материал к теме 8. Половозрастная структура населения