Периоды Цинь и Хань (221 г. до н. э. - 220 г. н. э.).

Периоды Чжоу и Чжаньго (Борющиеся Царства) (XI—III вв. до н. э.).

В XI в. до н. э. государство Шан-Инь было завоёвано племенем чобу (XI—III вв. до н. э.). Победители, основавшие династию Чжоу, быстро переняли многие технические и культурные навыки побеждённых. Государство Чжоу существовало многие века, однако его процветание было недолгим. На политической арене появилось много новых государств, и Китай уже к VIII в. до н. э. вступил в полосу междуусобных войн. Период с V по III в до н. э. в китайской истории получил наименование Чжаньго (Борющиеся Царства). В этот период активно стала развиваться торговля между отдалёнными районами Китая, чему способствовало строительство каналов. Древние китайцы открыли месторождения железа, что позволило им перейти к железным орудиям труда и улучшить технику земледелия. В обращение вошли одинаковые по форме круглые монеты, заменившие деньги в форме суживающейся лопаты — заступа, меча или раковины. Значительно расширился круг ремёсел, вошедших в обиход. Города Китая стали центрами не только торговли, но и науки. Так, в столице царства Ци было создано первое в Китае высшее учебное заведение — Академия Цзися.

В середине I тысячелетия до н. э. два появились учения:

1) Конфуцианство, стремившееся сохранить порядок и равновесие в государстве, обращалось к традициям прошлого. Основатель учения Конфуций (около 551—479 до н.э.): а) считал вечным установленный Небом порядок отношений в семье и обществе, между государем и подданными, между отцом и сыном. б) разработал целую систему правил и норм поведения человека — Ритуал. Согласно Ритуалу, необходимо почитать предков, уважать старших, стремиться к внутреннему совершенствованию. Он создал также правила для всех духовных проявлений жизни, утвердил строгие законы в музыке, литературе и живописи.

2) Даосизм сосредоточивал внимание на основополагающих законах Вселенной. Главное место в этом учении занимала теория о Дао — Пути Вселенной, или вечной изменчивости мира, подчиненного естественной необходимости самой природы, равновесие которой возможно благодаря взаимодействию женского и мужского начал — инь и ян. Основатель учения Лаоцзы считал, что поведение человека должно направляться естественными законами Вселенной, нарушать которые нельзя — иначе в мире нарушится гармония, наступят хаос и гибель. Созерцательный, поэтический подход к миру, заложенный в учении Лаоцзы, проявился во всех областях художественной жизни древнего Китая.

Декоративно-прикладное искусство, как правило, служило ритуальным целям:

 

* нефритовая фигурка охранителя

 

* деревянная фигурка охранителя

Полупрозрачный, всегда холодный нефрит символизировал чистоту и считался охранителем от яда и порчи. Обнаруженная в погребениях расписная лаковая утварь — столики, подносы, шкатулки, музыкальные инструменты, богато украшенные орнаментами, — также служила ритуальным целям.

В III в. до н. э. после долгих войн и междоусобиц мелкие царства объединились в единую, могущественную империю, во главе которой встала династия Цинь (221-207 гг. до н. э.), а затем Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.). Цинь был китайским императором недолгое время, но сумел укрепить централизованную власть. Он уничтожил границы самостоятельных царств и разделил страну на тридцать шесть провинций, в каждую из которых назначил столичного чиновника. Была создана также единая письменность, что позволило людям разных областей общаться друг с другом, несмотря на различие диалектов. Город обнесли мощной крепостной стеной со множеством во рот и башен. По свидетельству летописцев, в нём насчитывалось около трёхсот дворцовых комплексов, а широкие улицы завершались массивными воротами. Также по приказу императора на севере страны из остатков оборонительных сооружений отдельных царств было создано самое мощное крепостное сооружение времени –

 

* Великая Китайская стена

По разным сведениям протяжённость стены от 750 км до 7000км, в высоту – до 10 метров. Почему такие разбежки в размерах? Дело в том, что это не одна стена, их несколько, если можно так сказать. То есть, Великая Китайская стена представляет собой ряд каменных и земляных укреплений. Их строили, реконструировали и поддерживали в сохранности в период между V веком до н.э. и вплоть до XVII века н.э наших дней (да и сейчас реконструируют отдельные участки стены). По проекту на расстоянии около семи метров друг против друга строились две основные несущие стены толщиной чуть меньше метра из песчаника твердых пород. Образовавшийся промежуток засыпали грунтом с глиной и тщательно утрамбовывали до состояния, близкого монолиту. Наверху оставался зубчатый поребрик, который служил укрытием для защитников стены. Через равные промежутки длиной в 1 ли (около полукилометра) стена прерывается массивной сторожевой башней («костром»), которая защищала ворота сквозного прохода.

С не меньшим размахом сооружали и гробницу императора Цинь Ши-Хуанди.

* Гробница императора Цинь Ши-Хуанди

Ее возводили (в пятидесяти километрах от Сяньяна) в течение десяти лет после восшествия императора на престол. В строительстве участвовало более семисот тысяч человек. Гробница была окружена двумя рядами высоких стен, в плане образовывавших квадрат (символ Земли). В центре располагался высокий конусообразный могильный холм. Круглый в плане, он символизировал Небо. В 1974 г. на расстоянии полутора километров от него археологи обнаружили одиннадцать глубоких подземных тоннелей, выложенных керамической плиткой. Расположенные параллельно друг другу, тоннели служили пристанищем гигантскому глиняному войску, охранявшему покой своего повелителя.

 

* Глиняное войско или Терракотовая армия

Все фигуры выполнены в натуральную величину и раскрашены; каждый из воинов обладает индивидуальными чертами.

 

* Лучник

5. Период Средневековья (конец III – серед. XIX в.)

В это время Китай переживает духовный подъем, повсюду строятся города, создаются великолепные садово-парковые ансамбли. В первые века новой эры зарождается пейзажная живопись. Средневековый Китай прославился такими важнейшими открытиями как изобретение фарфора, книгопечатания и каллиграфии — искусства художественного письма.

Также в этот период в Китае распространилась новая религия — буддизм, проникший в страну из Индии через Центральную Азию. Вобрав в себя местные философские учения, культы и верования, буддизм быстро прижился на китайской почве. В культурной и политической жизни Китая важную роль стали играть буддийские монастыри. К VI в. на территории царства Вэй их насчитывалось около 30 тысяч. Грандиозные монастырские комплексы вырубались в скалах, по типу индийских. Строились также деревянные храмы и высокие многоярусные башни - пагоды.

 

* Пагода

- высокая многоярусная башня, в которой хранились буддийские реликвии.

 

* Тэта (Железная Пагода)

Возведена в 1041—44 гг. близ Баньляна. Эта пятидесятисемиметровая стройная башня с тринадцатью затейливо изогнутыми крышами облицована керамическими плитами цвета ржавчины, откуда, собственно, и пошло ее название — «железная».

Искусство для образованных людей было столь значимым, как общественная деятельность. Например, чиновники, жившие во времена Танской и Сунской династий, были одновременно поэтами, художниками, теоретиками искусства и замечательными каллиграфами. Многие из них являлись членами императорской Академии живописи, открывшейся в X в. В VII—VIII вв. главное место среди других видов искусства заняла живопись. Охватив многообразный круг явлений, она отразила и преклонение людей перед красотой Вселенной, и мир животных и растений, и городской быт того времени. Важную роль в становлении живописи этого периода сыграли трактаты теоретиков искусства, например, трактат «Шесть законов живописи», созданный знаменитым художником Се Хэ еще в V столетии.

Особенности живописи:

• художники наносили тушью на легко впитывающий влагу шелк или бумагу точный и быстрый рисунок, который нельзя было стереть или исправить.

• применялись не светотень и линейная перспектива, а, т. н. «рассеянная перспектива»: вся сцена, увиденная художником словно с высокой горы, разделялась воздушной дымкой или пеленой тумана на высоко поднятые один над другим планы. Высокий горизонт усиливал ощущение бескрайности развертывающегося перед зрителем пространства. В своих пейзажах китайские художники стремились раскрыть свое восхищение красотой мироздания.

• Китайские живописцы создавали свои картины на длинных полотнищах шелка или бумаги, которые имели форму горизонтального или вертикального свитка, завершенного деревянным валиком. Шелк подвергали предварительной обработке, затем расстилали на полу или на низком столике.

• Писали тушью и водяными красками. Когда картина была готова, ее наклеивали на плотную бумагу и окаймляли парчовым бордюром.

• Свитки хранили в драгоценных шкатулках и вынимали только для рассматривания.

 

Горизонтальные многометровые свитки разворачивали на столе, последовательно разглядывая эпизод за эпизодом; вертикальные вешали на стену, где их можно было целиком охватить взглядом.

Традиционные китайские жанры:

1) «жэньу» (люди)включал в себя все, что касалось изображения человека: портрет, исторические и мифологические сюжеты, сцены дворцового быта.

 

Янь Либэнь * свиток с изображением тринадцати императоров

Художник воспроизвел вереницу владык, живших задолго до его времени. При всей условности типов, поз и лиц поражает, с каким изяществом и свободой владеет художник гибкой линией, очерчивающей складки одежд, контуры лиц, прически.

2) хуа-няо («цветы-птицынашло поэтическое толкование сложившееся еще в древности представление о значительности каждого явления природы. Философская идея «великого в малом» выражалась в том, что одна ветка, один цветок или птица как бы вмещали в себя всю Вселенную. Каждый изображенный мотив природы напрямую был связан с благопожелательной символикой. Так, пышный пион символизировал знатность и богатство, гибкий бамбук — стойкость и мудрость, гранат с его бесчисленными зернами — многочисленное потомство, вечнозеленая сосна — долголетие, сочетание сосны, бамбука и дикорастущей сливы — верную дружбу, персик — бессмертие.

 

Хуан Цюань (X в.) * «Птицы, снег и бамбук»

3) шань-шуй «горы-воды».Шань-шуй отразил представление о единстве главных сил Вселенной, так как горы считались воплощением светлого мужского начала (ян), а вода — темного женского начала (инь). Китайские пейзажные картины не были видами конкретной местности. Мастер писал пейзаж не с натуры, но создавал по памяти. Мир, увиденный китайским художником в его огромности, диктовал особые законы построения пространства.

 

Ли Сысюнь * Пейзаж

 

Повествовательные пейзажи Ли Сысюня, яркие и насыщенные по цвету, выполнены в манере гунби («тщательная кисть»)— тонкой кистью с тщательной прорисовкой деталей. Синие и зеленые хребты гор обведены золотой каймой, благодаря которой картина становится похожей на драгоценность. Белые облака, перерезающие вершины гор, создают эффект воздушного пространства.

Ван Вэй писал тушью с мягкими размывами в манере сеи («живопись идеи» - строится на обобщении форм, недосказанности и поэтическом проникновении в тайны природы). В картине «Просвет после снегопада» - только два цвета — черный и белый. Однако художник открывает в них множество разнообразных оттенков. Горные дали, словно растворяющиеся в дымке тумана, застывшие воды реки, черные деревья подчеркивают умиротворяющую тишину заснеженных равнин.

 

Ван Вэй * Просвет после снегопада

Огромную роль в искусстве средневекового Китая играли декоративные ремесла, тесно связанные с архитектурой и живописью. В период Тан широкое распространение получили изделия из фарфора. Это были первые в мире фарфоровые изделия, появившиеся благодаря богатым залежам фарфорового камня (соединение полевого шпата и кварца) и каолина (белой глины). Наряду с фарфором высоко ценилась и трехцветная керамика сань-цай («три цвета»), покрытая глазурью зеленых, коричневых и золотисто-желтых оттенков. Виртуозной техники в конце XVIII в. достигла резьба по камню. Для стола учёного, писателя или каллиграфа из разнообразных пород камня вырезали замечательные по исполнению предметы письма, печати, стойки для кистей.