Тема № 10. Государство и право России в период буржуазно-демократической революции 1905-1907 годов, последующей реакции и 1-й мировой войны
Вопрос № 3.
Вопрос № 2. Государственный и общественный строй.
Вопрос № 1.
Вопрос № 3. Право России 2-й половины XIX века.
Вопрос № 2. Общественный строй и изменения в государственном строе
Вопрос № 1. Реформы России 2-й половины XIX века.
Тема № 9. Государственность и право России периода утверждения и развитиякапитализма
Вопрос № 3.
Вопрос № 2.
Вопрос № 1.
Вопрос № 3. Право России 1-й половины XIX века.
Вопрос № 2. Государственный строй и отдельные органы территориального управления.
Вопрос № 1. Общие черты развития России в 1-й половине XIX века и ее общественный строй.
1. Общие черты развития России:
* Продолжение процессов разложения феодально-крепостнического строя и развития буржуазных отношений:
- широкое распространение стали получать денежные оброки, что подрывало натуральные основы и барского, и крестьянского хозяйства,
- помещики стали заводить полотняные, суконные, винокуренные предприятия, которые обслуживались трудом крепостных крестьян,
- сельское хозяйство все больше производило часть продуктов специально для продажи.
- на базе кустарной и мелкой городской промышленности, крестьянских промыслов вырастала капиталистическая мануфактура,
- богатела часть крестьянства,
- из их среды вышли крупные капиталисты Морозовы, Гучковы, Прохоровы.
- перерастание в 30 - 50-х годах XIX века мануфактуры в капиталистическую фабрику, основанную на машинной технике.
*Формирование новых классов:
- буржуазии,
- пролетариата.
* значительное расширение применения наемного труда в промышленности.
В 1825 году 54% всех занятых в обрабатывающей промышленности были наемные рабочие, большинство которых составляли оброчные крестьяне.
* Существование крепостного права приводило к тому, что спрос на
свободную рабочую силу был значительно выше ее предложения;
* проведение системы реформ и в первую очередь:
- в государственном механизме (создание министерств, Государственного совета),
- в праве (масштабная систематизация права, издание Свода законов Российской империи).
* Введение в России политической доктрины: «Православие, самодержавие, народность»;
* усиление антикрепостнического движения в России.
Усиление эксплуатации крестьян, произвол помещиков и администрации вызывали крестьянские волнения. В первой половине ХIХ века участились выступления крепостных, посессионных и наемных рабочих на мануфактурах, особенно на заводах Урала.
* Проявление антикрепостнических настроений в армии.
Волнения в 1820 году в Семеновском гвардейском полку, среди военных поселенцев и др.
* Волна национальных восстаний.
Восстание в Польше в 1830 -1831 годах под предводительством Тадеуша Костюшко.
* Восстание декабристов, положившее начало дворянскому этапу в истории революционного движения в России;
* присоединение значительных территорий по результатам военных кампаний против Франции, Турции, Швеции;
* рост населения России до 70 млн. человек;
* как следствие, развитие России имело следующие общие тенденции:
- усложнение общественных отношений,
- русификация национальных окраин,
- централизация и единообразие государственно-властных отношений,
- создание новых органов государственного управления,
- проведение масштабной систематизации российского права.
2. Общественный строй:
* Наряду со старыми классами феодалов, крестьян и городского населения зарождались новые классы:
- буржуазия,
- пролетариат.
* Разделение населения по признаку подданства и территориального происхождения на три категории:
- природные российские обыватели,
- иногородцы,
- иностранцы.
* В сословном отношенииофициально все население по-прежнему делилось на четыре сословия:
- дворянство,
- духовенство,
- крестьянство,
- городские жители.
1) Дворянство:
* Александр I восстановил действие «Жалованной грамоты дворянству», отмененной Павлом I;
*являлось экономически и политически господствующим классом;
*владело большей частью земли;
*имело монопольное право на владение крепостными людьми;
* составляло основу государственного аппарата, занимая в нем все командные должности;
* по различным критериям дворянство делилось на ряд прослоек:
- крупнопоместное дворянство,
- мелкопоместное дворянство,
- потомственное дворянство,
- личное дворянство,
- национальное дворянство,
- инонациональное дворянство,
- дворяне-помещики,
- дворяне-чиновники,
- дворяне военнослужащие.
* Дворяне получали с развитием капиталистических отношений новые права:
- иметь в городах фабрики и заводы,
- вести торговлю наравне с купечеством и др.
2)Духовенство:
* Делилось на черное (монашествующее) и белое (приходское);
* получило новые привилегии и права:
- освобождение от телесных наказаний,
- дома духовенства освобождались от поземельного сбора иот постоя,
- с 1822 года священно и церковнослужителям из дворян предоставлялось право совершать купчие на мастеровых и крестьян.
- дворянские права приобретало награжденное орденами духовенство.
Вместе с орденом получало так называемое командорство, то есть участок населенной земли на основе права пользования с целью извлечения доходов. Всего за период 1825-1845 гг. дворянские права получили более 10 тыс. представителей духовенства.
* Ограничение духовного сословия только лицами, непосредственно несущими службу в церквах:
- было дозволено лицам духовного звания, не имеющим штатных мест,
по желанию избирать себе «род жизни»,
- детям священнослужителей «за излишеством» предлагалось избрать гражданскую или военную службу,
- не сделавших это в течение года надлежало «непременно» записывать в одно из податных состояний.
* С 1842 года постепенно осуществлялся перевод на государственное содержание
приходского духовенства.
3) Крестьяне:
* Феодально-зависимые крестьяне составляли основную массу населения;
* крепостные крестьяне, согласно отдельных норм Свода законов Российской империи, причислялись к движимому имуществу;
* принимаются ряда государственных актов изменяющих статус ряда крестьянских прослоек:
- 20 февраля 1803 г. был принят указ о свободных хлебопашцах.
По этому указу помещики получили право (но не были обязаны) отпускать своих крестьян на волю за установленный ими самими выкуп.
- В 1816 - 1819 годах Александр I освободил крестьян Эстляндской, Лифляндской иКурляндской губерний без земли,
- с 1816 года часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев,
- в целях развития промышленности Указом от 28 декабря 1818 года разрешено всем крестьянам, в том числе и помещичьим, «учреждать фабрики и заводы».
* Крестьяне подразделяются на следующие прослойки:
- помещичьи:
+ дворцовые,
+ барщинные,
+ оброчные,
+ месячные (посессионные);
- государственные:
+ для управления государственными крестьянами было учреждено Министерство государственных имуществ,
+ было упорядочено оброчное обложение,
+ несколько увеличены земельные наделы государственных крестьян,
+ регламентированы органы крестьянского самоуправления: в волостях действовали волостной сход и волостное управление, а в селах
и деревнях сельский сход и сельский староста;
- обязанные:
+ на статусе военных поселенцев,
+ казаки,
+ несли дополнительно военную службу;
- удельные, принадлежащие царской фамилии,
- лично свободные крестьяне:
+ вольные хлебопашцы,
+ крестьяне Польши, Финляндии и Остзейского края,
+ капиталистые крестьяне в виде ростовщиков, скупщиков, торговцев, то есть занимающиеся предпринимательской деятельностью.
4) Городское население:
* Получило также название – городские обыватели;
* городское население делилось на ряд категорий:
- почетные граждане:
+ личные,
+ потомственные;
- купечество двух гильдий:
+ оптовые торговцы,
+ розничные торговцы;
- цеховое население, то есть ремесленники, приписанные к цехам:
+ мастера,
+ подмастерье;
- мещане:
+ мелкие торговцы (коробейники),
+ посадские люди,
- рабочие люди.
* В 1832 году для наиболее богатых и влиятельных представителей нарождавшейся буржуазии и для некоторых других категорий населения было учреждено личное и потомственное почетное гражданство;
* введение новой сословной группы - почетных граждан - имело также своей целью оградить сословие дворян от проникновения представителей буржуазии;
* в разряд потомственных почетных граждан входили:
- крупные капиталисты,
- ученые,
- художники,
- дети личных дворян.
* К личным почетным гражданам относились:
- низшие чиновники,
- лица, окончившие высшие учебные заведения.
* Почетные граждане имели ряд привилегий:
- не платили подушной подати,
- не несли рекрутской повинности,
- освобождались от телесных наказаний.
* Купечество стало делиться не на три, а на две гильдии:
- к первой относились оптовые торговцы,
- ко второй - розничные торговцы.
* Купцы сохраняли свои привилегии, могли награждаться орденами и чинами.
* Группу цеховых составляли ремесленники, приписанные к цехам и делившиеся на две категории:
- мастера,
- подмастерье.
* Для перехода из разряда подмастерьев в мастера необходимо было:
- проработать подмастерьем не менее трех лет,
- достичь совершеннолетия,
- выдержать соответствующие испытания на мастерство.
* Большинство городского населения составляли мещане:
-значительная часть работала на фабриках и заводах по найму,
- небольшая часть занималась мелкой уличной торговлей.
* Самую низшую группу городского населения составляли так называемые рабочие люди:
- к ним законодательство относило «порочных и подозрительных лиц дурного поведения»,
- не принимались в состав мещанских обществ «за пороки их и за неисправимый платеж податей и других сборов».
1. Общие черты государственного механизма:
* Россия, по форме правления, оставалась абсолютной монархией,
* абсолютизм получил окончательное закрепление,
* государственное строительство обуславливалось необходимостью совершенствования и приспособления властного аппарата к нуждам времени;
* разработка новых доктрин государственного управления, в первую очередь под руководством М.М. Сперанского;
* образование новых органов государственного управления.
2. Система органов государственного механизма:
1) Император:
* Наделен всеми атрибутами абсолютного монарха;
* неограниченный властный статус корректируется только властными функциями в связи с созданием новых органов государственной власти.
2) Совет при императоре:
* Совещательный орган с узким составом членов;
* часто менял свое название:
- до 1801 года действовал как Совет при Высочайшем дворе,
- затем был создан Непременный совет из 12 человек,
- имел чисто совещательные функции,
-функционировал до создания Государственного совета.
3) Государственный совет:
* Учрежден царским манифестом в 1810 году;
* просуществовал с некоторыми изменениями до 1917 года;
* инициатором создания этого органа являлся крупный государственный деятель М.М. Сперанский;
* был задуман как законосовещательный орган, разрабатывавший проекты законодательных актов для последующего утверждения императором;
* членами Совета (по должности или по назначению царя) являлись:
- крупные чиновники,
- крупные помещики,
- общее их число колебалось в различные годы от 40 до 80 человек.
* Председательствовал в Совете император, а в случае своего отсутствия он назначал председательствующего из его членов:
* Государственный совет включал:
- пять департаментов:
+ законов,
+ дел военных,
+ дел гражданских и духовных,
+ государственной экономии,
+ дел царства Польского, был создан после польского восстания 1830-1831 годов;
- особое присутствие из прикрепленных к департаментам членов Совета,
- государственный секретарь, ведавший организацией работы и документооборотом,
- канцелярия государственного секретаря, где велось делопроизводство,
- отделения для работы по отдельным текущим вопросам деятельности Совета, подчиненные государственному секретарю.
* Со второй четверти XIX века законопроекты стали разрабатываться в царской
канцелярии, министерствах, специальных комитетах:
- обсуждение их в Государственном совете стало только формальным.
- нередки были случаи, когда законопроекты вносились в Государственный совет с резолюцией царя: «желательно мне, чтоб принято было».
4) Собственная его величества канцелярия:
* Была органом, связывавшим царя с правительственными учреждениями по всемважнейшим вопросам государственного управления;
* во второй четверти XIX века канцелярия превратилась в непосредственный
аппарат при царе и рассматривала все важнейшие вопросы жизни страны;
* состояла из шести отделений, возглавляемых главноуправляющими и начальниками:
- первое отделение:
+ осуществляло контроль над министерствами,
+ готовило законопроекты,
+ ведало назначением и увольнением высших чиновников(с одобрения и утверждения царя);
- второе отделение решало задачи кодификации законов,
- третье отделение:
+создано для борьбы с революционным движением в стране,
+ руководило также деятельностью корпуса жандармов;
- четвертоеотделениезанималось:
+ благотворительнымиучреждениями,
+ женскими учебными заведениями;
- пятое отделение было создано для разработки проекта реформ управления государственными крестьянами.
* шестое отделение, существовавшее с 1842 по 1845 год, занималось подготовкой
предложений по управлению Кавказом.
5)Сенат:
* В основном сохранялась роль высшего судебного учреждения;
* департаменты в Сенате - высшие апелляционные инстанции для судов губерний;
* имел право ревизовать местные органы:
- принимать решения по результатам ревизий не мог, а только составлял общие заключения,
- передавал свои заключения другим высшим государственным органам.
6) Министерства:
* На основании царского манифеста «Об учреждении министерств», опубликованного в 1802 году, было создано восемь министерств:
- военных сухопутных сил,
- морских сил,
- иностранных дел,
- юстиции,
- внутренних дел,
- финансов,
- коммерции,
- народного просвещения.
* Министерства во внутренней структуре включали:
- министр,
- совет министра,
- помощники, называвшиеся «товарищами министра»,
- чиновники,
- департаменты, возглавлявшиеся директорами,
- канцелярии, возглавлявшиеся директорами,
* Два из них были новыми и не имели предшественников (в виде коллегий):
- Министерство внутренних дел,
- Министерство народного просвещения.
* На Министерство внутренних дел, кроме поддержания порядка в стране, возлагалась обязанность по управлению государственной промышленностью и строительством;
* Министерство просвещения решало задачи:
- идеологической обработки масс,
- воспитания их в духе преданности царизму,
- подготовки кадров для государственного аппарата,
- цензуры над издававшейся литературой.
* Министерству просвещения подчинялись:
- Академия наук,
- университеты и другие учебные заведения,
- типографии частные и государственные,
- библиотеки и музеи.
* Министры должны были ежегодно представлять в Сенат отчет о своей деятельности;
* фактически они несли ответственность перед императором;
* министрам вверяласьисполнительнаявластьвпределахдеятельности порученных им министерств;
* наиболее важные дела рассматривались Советом при министре – совещательным органом, куда входили товарищи министра и директора департаментов;
* число министерств и приравненных к ним учреждений увеличивалось и были в дальнейшем созданы:
- Государственное казначейство,
- Ревизия государственных счетов (государственный контроль),
- Главное управление путей сообщения,
- Главное управление духовных дел разных исповеданий.
7) Комитет министров:
* В Манифесте 1802 года не было четкой регламентации его деятельности, а лишь упоминалось, что министры могли собираться вместе для решения сложных вопросов;
* полномочия и формы деятельности Комитета министров вырабатывались на практике;
* Комитет министров рассматривал вопросы смешанной компетенции нескольких министерств;
* председательствовал на его заседаниях император;
* в 1812 году получил законодательное оформление;
* в его состав вошли:
- министры,
- председатели департаментов Государственного совета,
- государственный секретарь,
- другие лица в соответствии с назначением императора.
* Комитет министров рассматривал:
- различные вопросы управления страной,
- ежегодные отчеты министров,
- дела о «спокойствии и безопасности» страны,
- проекты законов,
-дела о награждениях и взысканиях чиновников,
- результаты проверок, наблюдений за деятельностью губернаторов.
* Заключения Комитета министров не производились в исполнение до тех пор, пока не утверждались государем- императором.
8) Временные комитеты:
* Являлись, как правило, секретными;
* их создание особенно часто практиковалось во второй четверти XIX века;
* создавались лично царем из наиболее близких к нему людей;
* решали вопросы, не требовавшие огласки, открытого обсуждения.
Например, острый вопрос об устройстве государственных крестьян, крепостных крестьян, дворовых людей и т.д. в различное время (1828, 1835, 1849 годы) рассматривали до 10 комитетов.
Секретность деятельности этих комитетов вызывалась боязнью волнений крестьян и возможным недовольством дворянства.
Широкую известность получил так называемый негласный комитет (1801-
1803 годов), подготовивший ряд реформ государственного аппарата (создание министерств и др.).
Создавались комитеты по борьбе с голодом (1840 г.), секретные комитеты, управлявшие страной от имени временно отсутствующего императора (1828, 1849 гг.) и др.
3. Судебные и карательные органы, армия:
1) Судебные органы:
* В первой половине XIX века были упразднены:
- верхний земский суд,
- губернский магистрат,
- верхняя расправа.
* Палаты уголовного и гражданского суда в губерниях стали судами второй инстанции по делам всех сословий;
* палата гражданского суда стала выполнять нотариальные функции;
* с 1808 года стали создаваться коммерческие суды, которые рассматривали:
- вексельные дела,
- дела о торговой несостоятельности и т.д.
* Дела всех сословий рассматривались и надворными судами, созданными в столицах;
* действовали ведомственные суды:
- военные,
- морские,
- горные,
- лесные,
- путей сообщения,
- также духовные,
-волостные крестьянские суды.
* Судебное управление находилось в руках созданного в 1802 годуМинюста.
2) Специальные карательные органы:
* Карательные функции в той или иной мере выполняли почти все звенья государственного аппарата, в особенности:
- армия,
- полиция,
- суд.
* В 1802 году создано Министерство внутренних дел, которое наряду с другими
функциями возглавляло деятельность местных административно - полицейских учреждений;
* в 1826 году создано Третье отделение Собственной его величества канцелярии;
* компетенция Третьего отделения:
- руководство полицией,
- борьба с революционерами, сектантами и раскольниками,
- высылка и размещение «людей подозрительных»,
- управление тюрьмами, в которых находились «государственные преступники»,
- наблюдение за всеми иностранцами в государстве.
* Аппарат Третьего отделения состоял из пяти экспедиций:
-первая экспедиция (секретная):
+вела непосредственно борьбу с революционным движением в стране,
+ проводила следствие по политическим делам,
+следила за деятельностью революционных организаций и отдельными революционерами;
-вторая экспедиция:
+ ведала борьбой с религиозными, а также крупными
должностными преступлениями,
+ управляла политическими тюрьмами (Шлиссельбургской крепостью, Алексеевским равелином, Петропавловской крепостью);
- в обязанность третьей экспедиции вменялось наблюдение за иностранцами, проживавшими в России,
-четвертая экспедиция вела борьбу с крестьянскими волнениями,
- пятая (учрежденная в 1842 году) осуществляла цензуру.
* Третье отделение могло затребовать интересующие его сведения у любого министра, генерал - губернатора и губернатора;
* Третье отделение опиралось в своей деятельности на созданный по Указу 1827
года жандармский корпус:
- Жандармский корпус подразделялся на:
+главное,
+ окружные (всего в стране было 7 жандармских округов),
+ губернские управления.
- Главное управление возлагалось на шефа жандармов.
2) Тюрьмы:
* Какого-либо законодательства о них долго не было;
* первым общегосударственным актом в этой области явился «Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных» 1832 года, дополненный и измененный в 1842 году;
* в Своде закреплялась зависимость положения арестантов от их классовой, сословно принадлежности и отдельных политических признаков:
- дворяне, чиновники, купцы первой и второй гильдий отделялись от «прочих арестантов»,
- их бытовые условия, питание, обращение с ними были не такими, как арестантов из народа,
- помещикам для услужения разрешалось брать в тюрьмы своих крепостных,
- лица, совершившие государственные преступления, содержались в политических тюрьмах,
- вмонастырскиетюрьмы(Кирилло-Белозерскогомонастыря. Соловецкого монастыря и т.д.) заточались «преступники против веры»,
- в общеуголовных тюрьмах сидели рабочие и крестьяне,
-для рабочих заводчики (например, Демидовы) иногда строили свои тюрьмы.
3) Армия:
* Продолжала служить классовым целям;
* строилась в основном на организационно-правовых началах, заложенных еще законодательством Петра I;
* в первой половине XIX века усилились палочная дисциплина и муштра;
* введена система военных поселений:
- военные поселения после 1831 года стали упраздняться и полностью были ликвидированы в 50-х годах,
- военные поселенцы были превращены либо в государственных,
либо в удельных крестьян.
4. Местные органы и управление зависимыми народами:
1) Местные органы:
* в первой половине XIX века почти не подвергались изменениям;
* в 1837-1838 годах было упорядочено управление государственными крестьянами:
-в губерниях были учреждены палаты государственных имуществ,
- в уездах - окружные управления государственных имуществ,
- в волостях - волостные правления,
- лица, избранные в волостное правление, подлежали утверждению палатой государственных имуществ.
2) Управление зависимыми народами:
* Территории, входившие в состав России, находились на разных ступенях социально-экономического развития;
* В конце XVIII века царизм ликвидировал самостоятельность органов местного управления ряда окраин, которой они ранее располагали:
- распространил на них губернскую реформу 1775 года,
- Местные феодалы были уравнены в правах с русскими дворянами,
- губернская реформа была распространена без учета национального состава населения.
* Для народов Сибири в 1822 году был издан устав, подготошгенный М.М.
Сперанским:
-по уставу все нерусские («инородные») народы Сибири делились на:
+ оседлых,
+ кочевых,
+ бродячих;
- оседлые приравнивались по своим правам и обязанностям к русским
согласно их сословной принадлежности, в частности, земледельцы включались в число государственных крестьян.
- для кочевых и бродячих «инородцев» сохранялось родовое
управление:
+ стойбище или улус (не менее 15 семей), которые возглавлялись старостами,
+ для бурят, хакасов и одно время для якутов создавались также степные думы – органы управления ими, которые возглавлялись местной феодально-родовой знатью (тойонами, зайсангами, шуленгами и т. д.) и ведали административными, финансовыми и судебными (за исключением тяжких преступлений) делами.
* Управление Финляндией отличалось рядом особенностей:
- именовалась Великим княжеством Финляндским,
- Русский император являлся одновременно великим князем Финляндским, представлял Финляндию во внешних сношениях, был главой исполнительной власти.
- Александр I в 1809 году утвердил прежнюю конституцию Финляндии, по которой:
+ законодательная власть принадлежала сословному сейму,
+ исполнительная - Правительствующему сенату из 12 человек, избранных сеймом;
- В 1816 году сенат был переименован в Императорский финляндский сенат:
+ возглавлялся назначенным царем генерал-губернатором,
+ фактически административная власть находилась в руках генерал-губернатора, сейм же почти не функционировал.
* В 1815 году Польше была дарована Конституционная хартия:
- Русский император стал одновременно и королем Польским,
- Польше позволено было иметь свои выборные органы:
+ шляхтичи и богатые горожане избирали законосовещательный сейм, который, созывался очень редко (в 1818, 1820, 1825 годах),
+ административная власть находилась в руках наместника царя.
+ при наместнике, в качестве совещательного органа. действовали Государственный совет, а также состоявший из министров поляков Административный совет.
* Бессарабия после присоединения к России получила автономию:
- управление осуществлялось Верховным советом из десяти местных феодалов во главе с наместником царя,
- в 1828 году бессарабийское самоуправление было урезано:
+ во главе администрации стал губернатор,
+ Верховный совет был преобразован в Областной с правами совещательного органа.
1.Проведена масштабная систематизация права России исследуемого периода, предпосылками которой являлись:
* Устарение Соборного Уложения;
* накопление значительного количества актов;
* противоречивое содержание источников права;
* источники права не отражали в достаточной мере потребности общественно-экономического развития;
* отсутствие официальной или частной публикации правовых актов;
* многие акты копировались путем ручной переписи, со многими ошибками субъективного характера.
2. Основные источники права:
* Полное собрание законов Российской империи:
- расположение законодательных актов в хронологическом порядке,
- в составленный реестр отобранных актов вошли 53239 наименований,
- к 1830 году Полное собрание законов было подготовлено, а в апреле 1830 года напечатано,
- включало 40 томов законов (33920 актов) и 6 томов приложений (указатели,
книга чертежей и рисунков и т.д.).
* Свод законов Российской империи:
- составлен в 1832 году,
- был опубликован и введен в действие с 1835 года,
- в Свод были включены лишь действующие акты,
- из противоречащих друг другу актов составители выбрали позднейшие,
- акты расположены по определенной системе, соответствовавшей отраслям права,
- имело место деление права на публичное и частное,
- Свод делился на 8 главных разделов (книг), охватываемых 15 томами,
- в 1854 году вышло второе издание Свода законов, а в 1857 году – третье.
* В 1836 году была начата работа по созданию нового уголовного закона:
- в 1945 году он был утвержден под названием – «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных»,
- с 1 мая 1846 года судебные органы должны были руководствоваться Уложением, а не более ранними актами в данной сфере правового регулирования.
Имело место принятие и других источников права, на которые мы будем ссылаться при его отраслевой характеристике.
Систематизация русского права привела к формированию специальных отраслей законодательства: гражданского, уголовного и других, что явилось важным этапом в его развитии.
3. Отраслевая характеристика права:
1) Право собственности:
* Было систематизировано в X томе Свода законов;
* имущество делилось на
- недвижимое,
- движимое;
* недвижимое имущество подразделялось на:
- «благоприобретенное»,
- родовое.
* Статьей 262 части 1 тома X впервые в русском законодательстве было дано понятие права собственности, как права «исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться оным (имуществом) вечно и потомственно», то есть на лицо закрепление «триады» права собственности;
* право собственности на землю определялось как право «на все произведения на поверхности ее, на все, что заключается в недрах ее, на воды, на все ее принадлежности»;
* земля признавалась собственностью только дворян;
* наряду с правом собственности защищалось право законного владения;
* находит закрепление и применение правовой институт сервитута.
2) Обязательственное право:
* Договоры заключались по взаимному соглашению договаривающихся сторон;
* предметом договора могли быть имущество или «действия лиц»;
* договоры можно было заключать как письменно, так и устно;
* для некоторых договоров (займа, дарения, залога недвижимого имущества, поклажи и т.д.) требовалась письменная форма;
* всякий договор, «правильно составленный», подлежал исполнению;
* закон предусматривал следующие средства обеспечения договоров:
- поручительство,
- неустойка,
- залог недвижимого имущества,
- заклад движимого имущества.
* Основные виды договорных отношений характеризовались следующим образом:
- запрещалась мена недвижимого имущества, кроме отдельных случаев (например, посадам и городам разрешалось для получения удобного выгона менять казенные земли на помещичьи),
- мена движимого имущества не ограничивалась,
- договор купли-продажи мог совершаться как самим собственником, так и другими лицами «по доверенности»,
- продавать можно было лишь то имущество, которое принадлежало продавцу на праве собственности, в том числе крепостных крестьян,
- продажа недвижимого имущества совершалась посредством оформления купчих крепостей, составление которых подробно регламентировалось законом,
- недвижимое имущество запрещалось сдавать в наем на срок свыше 12 лет,
- договор личного найма составлялся на 5 лет,
- договор займа мог заключаться под проценты, но в размере не более 6% годовых,
- существенно регламентировался договора товарищества:
+ товариществамоглисоздаваться«поторговле,позастрахованию, по перевозкам и вообще по какой бы то ни было промышленности»,
- различались товарищества трех видов:
+ товарищество полное;
+ товарищество на вере;
+ товарищество по участкам (акционерная компания).
3) Семейное право:
* Книга первая Свода законов «О правах и обязанностях семейных» регулировала семейно-брачные отношения;
* брачный возраст:
- для мужчин - в 18 лет,
- для женщин - в 16 лет,
- для отдельных народов, пример Закавказья, соответственно 15 и 13 лет,
- лицам старше 80 лет вступать в брак запрещалось.
* Заключение брака зависело не только от согласия вступавших в брак, но и от:
- согласия их родителей,
- опекунов или попечителей.
- лица, состоявшие на военной или гражданской службе, должны были иметь письменное согласие начальства на их брак,
- помещичьи крестьяне не могли вступать в брак без разрешения владельца.
* Запрещались браки христиан с нехристианами;
* запрещалось вступать в четвертый брак;
* законным браком считался лишь церковный брак;
* формы заключения брака:
- венчание при первом браке,
- благословение при втором браке.
* Расторжение брака разрешалось и производилось только церковью4
* Основаниями для расторжения брака являлись:
- неспособность к брачному сожитию,
- прелюбодеяние,
- безвестное отсутствие супруга более 5-ти лет,
- смерть супруга,
- покушение на жизнь супруга,
- принятие монашества и др.
* Общественный статус жены определялся статусом мужа;
* подчинение жены мужу;
* муж был лишен права наказывать жену;
* в имущественных отношениях супруги были независимы;
* широкая власть родителей над детьми:
- непослушные дети по воле родителей могли быть помещены в «смирительные дома»,
- запрет детям жаловаться на родителей в органы церковной и светской власти.
* дети делились на:
-законных,
- незаконных, рожденных вне брака.
* Незаконные не имели права на фамилию отца и на наследование его имущества.
4) Наследственное право:
* Имущество переходило к наследникам либо по завещанию, либо по закону;
* духовное завещание должно было составляться:
- «в здравом уме и твердой памяти»,
- лицами не моложе 21 года, «имеющими по законам право отчуждать свое имущество»,
- в письменной форме в 3-х ее разновидностях:
+ нотариальной,
+ домашней,
- исключительной.
* Признавались недействительными завещания:
- несовершеннолетних, монашествующих лиц,
- самоубийц,
- лиц лишенных всех прав.
* Завещание имущества жене требовало только в пожизненное пользование с передачей затем наследнику по мужской линии;
* при отсутствии завещания имущество наследовалось по закону;
* ближайшее право наследования имели родственники мужского пола по нисходящей линии, т.е. сыновья умершего.
- если не было сыновей, наследниками становились внуки,
- при отсутствии внуков - правнуки и т.д.
* Дочь при живых братьях получала:
-1/14 часть недвижимого имущества.
-1/8 часть движимого.
* При отсутствии нисходящих наследников мужского пола к наследованию призывались нисходящие наследники женского пола:
- дочери,
- внучки и т.д.
* Если не было нисходящих наследников, наследство переходило к родственникам по боковой линии;
* при отсутствии таких родственников наследниками становились родители;
* пережившая супруга получала:
- из недвижимого имущества 1/7 часть,
- из движимого -1/4.
5) Уголовное право:
* Основными источниками уголовного права являлись:
- 8-я книга Свода законов Российской империи в 11 разделах и 765 статьях,
- Военно-уголовный Устав 1839 года,
- Уложение о наказаниях уголовных и исправительных в 12 разделах 2224 статьях,
* Впервые были выделены Общая и Особенная части уголовного права;
* не было четкой грани между понятиями «преступление» и «проступок».
В ст. 4 Уложения записано следующее:«Преступлениемилипроступком признаетсякаксамое противозаконное деяние, так и неисполнение того, что под страхом наказания уголовного или исправительного законом предписано».
* в Уложении устанавливались:
- формы вины,
- стадии совершения преступления,
- виды соучастия,
- обстоятельства, смягчающие или отягчающие вину, устраняющие уголовную ответственность,
- крайняя необходимость,
- необходимая оборона.
* Сроки давности устанавливались лишь для преступлении;
* привлечение к частичной уголовной ответственности было возможно уже в возрасте от 10 до 14 лет;
* незнание закона не освобождало от наказания;
* Виды преступлений:
- преступления против веры,
- государственные преступления,
- преступления против порядка управления,
- должностные преступления,
- преступленияипроступки против законов о состояниях.
- преступления против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц,
- преступления против собственности частных лиц,
-неповиновения фабричных и заводских людей,
-крепостных людей против своих господ и др.
* Система наказаний делилась на два разряда:
- наказания уголовные,
- наказания исправительные.
*К наказаниям уголовным относились:
-лишение всех прав состояния (сословных, супружеских, родительских, собственности) в сочетании:
+ либо со смертной казнью,
+ либо со ссылкой на каторжные работы,
+ либо со ссылкой на поселение в Сибирь или на Кавказ.
Осужденных на каторгу клеймили. На лбу и щеках у них ставилось слово «кат» (каторжный).
- битье плетьми.
* К наказаниям исправительным относились:
- лишение особых прав и преимуществ:
+ титулов,
+ чинов.
+ орденов;
- ссылка,
- отдача в исправительные арестантские роты,
- заключение в:
+ крепость,
+ тюрьму,
+ смирительные или работные дома;
- кратковременный арест,
- выговор в присутствии суда,
- денежные взыскания.
* Дворяне, духовенство, почетные граждане, купцы первой и второй гильдий, феодалы других народностей освобождались от:
- наложения клейма,
- заключения в оковы,
- наказания плетьми, шпицрутенами, палками, розгами.
6) Досудебный и судебный процесс:
* Регламентировался в томе XV Свода законов, более чем800 статьях;
* в основном оставался инквизиционным;
* решающая роль в процессе отводилась полиции;
* следствие по закону подразделялось на:
- предварительное (досудебное);
- формальное (судебное).
* По порядку сбора доказательств следствие было 2-х видов:
- генеральное: сначала сбор доказательств, а затем обвинение,
- специальное: соответственно наоборот.
* Дело начиналось по основаниям:
- донос,
-жалоба отдельных лиц,
- инициатива прокурора, стряпчих или полиции.
* Прокуроры и стряпчие осуществляли надзор за следствием;
* после окончания следствия дело направлялось в суд;
* судебного следствия как части судебного разбирательства не существовало:
- стороны на суде не присутствовали.
- дело докладывал по составленным «выписям» один из членов суда или секретарь,
- как правило, свидетели и эксперты в суд не вызывались,
- сам обвиняемый вызывался в суд лишь для выяснения вопроса о том, применялись ли к нему недозволенные приемы при производстве следствия.
* Доказательства делились на совершенные и несовершенные:
- к совершенным относились:
+ собственное признание обвиняемого, как главное доказательство,
+ письменные доказательства, признанные им,
+ заключениемедицинскихэкспертов,
+ совпадающие показания двух свидетелей, не отведенных подсудимым;
- к несовершенным доказательствам закон относил:
+ внесудебное признание обвиняемого, подтвержденное свидетелями,
+ оговор им посторонних лиц,
+ повальный обыск,
+ показания одного свидетеля,
+ улики.
* При недостаточномколичестве уликсуд невыносил обвинительныйили оправдательный приговор, а оставлял подсудимого под подозрением;
* в случае необоснованности жалобы жалобщика подвергали телесному наказаниюили тюремному заключению;
* по наиболее тяжким уголовным делам суд 1-й инстанции составлял «мнение».
* выделялись дела, подсудные духовному суду и военным судам;
* крестьян, выступавших против помещиков и оказывавших сопротивление присланным для их усмирения воинским командам судил военный суд:
- приговор такого суда после утверждения губернатором или министром внутренних дел приводился в исполнение немедленно.
* Дела о «маловажных преступлениях» (мелкие кражи до 20 руб., легкие побои,
пьянство и др.) решались в сокращенном порядке полицейскими чиновниками;
* помещики имели право самостоятельно производить «расправу по маловажным преступлениям, учиненным помещичьими крестьянами».
Вопрос на самоподготовку: Конституционные проекты декабристов, их сущность и содержание.
Контрольные вопросы:
1. Сословия общественного строя и их статус.
2. Государственно-правовыеакты,направленныенаизменениестатуса отдельных сословий общества.
3. Общиечертыгосударственно-правовыхреформ,предложенныхи реализованных М.М. Сперанским.
4. Государственныйсовет,СобственнаяегоВеличестваканцелярия, министерства как новые органы государственной власти.
5. Реформы судебных и карательных органов в России и их содержание.
6. Формы государственности предусмотренные в конституционных проектах декабристов.
7. Особенностигосударственногоуправлениязависимымитерриториямии народами.
8. Этапы систематизации права России 1-й половины XIX века и их общая характеристика.
9. СводзаконовРоссийскойимперии,егоструктураисферыправового регулирования.
10. Уложениеонаказанияхуголовныхиисправительныхкакоснова регулирования уголовно-правовых отношений.
11. Общие черты отраслевой характеристики права 1-й половины XIX века.
Литература
Азаркин Н.М. История юридической мысли России: Курс лекций – М., 1999.
Батыр К.И. История государства и права России: Учебник – М., 2007.
История государства и права: Словарь-справочник. / Под ред. М.И. Сизикова – М.: Юридическая литература, 1997.
10. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник – М., 2008.
12. История государства и права России: Учебник. /Под ред. Ю.П. Титова - М., 2007.
14. История государства и права России: Учебник. /Под ред. О.И. Чистякова - М.,2008.
Историяполитических и правовых учений: Учебник. / Подред. О.Э. Лейста – М.:Зерцало, 2001.
Отечественное законодательствоXI – XX веков. Ч.1. XI - XIX века: Пособие для семинара/ Подред. О.И. Чистякова- М.: Юристъ,1999.
Хрестоматия по истории государства и права России: Учебноепособие. /Составитель Ю.П. Титов – М., 2001.
Беляев И.Д. История русского законодательства. СПб., 1999.
Государственное управление и самоуправление в России.М., 1995.
Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983.
Калинин В.Д. Из истории городского самоуправления в России. М., 1994.
1. Крестьянская реформа:
1) Подготовка к проведению реформы:
* В 1857 году был создан Секретный комитет по крестьянскому делу;
* в дальнейшем был преобразован в Главный комитет по крестьянским делам;
* избранный и разрабатываемый проект крестьянской реформы предусматривал:
-освобождение крестьян от крепостной зависимости,
- сохранение помещичьей собственности на землю,
- сохранение за крестьянами их дореформенных земельных наделов:
+ сначала в пользовании (за выполнение повинностей в положении временно обязанных),
+ после выкупа - в собственности;
- выделениегосударствомсредствна выкупнуюоперацию споследующим погашением долга крестьянами в пропорции:
+ 80 % выплачивало государство
+ 20% сами крестьяне с рассрочкой на 49 лет, под 6% годовых;
- Запрет отказываться от земельных наделов в течение первых девяти лет,
- введение местного самоуправления.
2) Проведение реформы:
* 19 февраля 1861 года царь подписал манифест об отмене крепостного права;
* крепостное право помещиков на крестьян отменялось навсегда,
* крестьяне объявлялись свободными сельскими обывателями.
* в целях предотвращения обвальной пролетаризации городов крестьянам запрещалось отказываться от земельных наделов в течении первых девяти лет;
* крестьян наделили гражданскими правами и свободами:
- свободой вступлениябрак,
- самостоятельного заключения договоров,
- правом обращения в суд,
- заниматься предпринимательством и торговлей,
-поступать на службу,
- поступать в учебные заведения,
-отлучаться с места жительства,
- переходить в другие сословия.
* Были созданы органы самоуправления сельского общества:
- сход села, деревни, на котором крестьяне выбирали на три года сельского старосту и сборщика податей,
- сход волости, на котором выбирали волостное правление во главе с волостным старостой и волостных судей для решения дел о
маловажных проступках и тяжбах крестьян.
* В роли землепользователя и собственника был признан не отдельный крестьянин, а крестьянская община в целом;
- реформа перевела крестьян в разряд податных сословий, облагаемых подушной и другими податями на основе круговой поруки:
- каждое податное общество отвечало за всех своих членов (круговая порука).
* Пока крестьянепользовались наделаминевыкупив их,онипризнавались «временнообязанными» и несли определенные повинности в пользу помещиков, размер которых определялся уставными грамотами;
* для кредитования реформы были образованы Крестьянский и Дворянский банки.
3) Основными недостатками реформы были:
* Сохранение феодальных пережитков и прежде всего помещичьего землевладения;
* при проведении реформы власти исходили из интересов помещиков;
* несмотря на получение личной свободы, экономическая свобода крестьянина была ограничена:
- непосильными выкупными платежами,
- общинным мироустройством и круговой порукой.
- уйти из общины можно было, лишь выплатив половину оставшегося долга и при гарантии, что другую половину выплатит община.
* Крестьянское сословие продолжало оставаться на самом низу социальной иерархии и несло основную часть тягот и государственных повинностей.
2. Финансовая реформа I860 -1868 годов:
* В 1860 году были созданы:
- Государственный банк,
- сеть коммерческих банков.
* централизация финансового хозяйства России в руках министра финансов;
* финансирование всех государственных расходов через Министерство финансов;
* государственный бюджет сталь калькулироваться Министерством финансов;
* государственный бюджет рассматривался и утверждался Государственным советом;
* старые подати - подушная и винные откупа – постепенно были заменены:
- поземельным налогом,
- акцизами (ими облагались вино, табак, соль, сахар).
* На Государственный банк была возложена функция по финансированию торгово-промышленных предприятий;
* финансовый контроль в губерниях стали осуществлять специальные контрольные палаты;
* начато введение кредитных билетов обеспеченных золотом;
* в 1868 году вводится публикация по отчетам о расходовании бюджетных средств.
Подводя общие итоги следует отметить, что в России произошла централизация учета и контроля средств государственного бюджета.
3. Военная реформа 1864 -1874 годов:
* Разделение страны на 15 военных округов для удобства управления войсками;
* армия сокращалась;
* лица мужского пола, достигшие 20-летнего возраста стали призываться на военную службу по жребию;
* лица,не попавшие на службу, зачислялись в ополчение;
* сроки службы:
- в армии - шесть лет с последующим зачислением в запас на девять лет.
- на флоте, соответственно семь и три года.
* Для лиц, имеющих образование, срок службы сокращался:
- окончивших высшие учебные заведения - до шести месяцев,
- гимназии - до полутора лет,
- городские училища - до трех лет,
- начальные школы - до четырех лет.
* Введение обязательного в армии обучения;
* офицерские кадры готовились:
- в юнкерских училищах, военных гимназиях 2 года;
- в военных академиях – 4-6 лет,
- предпочтение в поступлении в них отдавалось дворянству.
* В 1874 году был утвержден «Устав о воинской повинности»:
- введена для всего мужского населения всеобщая воинская повинность «без различия состояний»,
- выделение в уставе вместо муштры:
+ военной подготовки,
+ физической подготовки.
Как следствие Россия получила достаточно образованную иукомплектованную кадрами армию.
4. Судебная реформа 1864 года и в последующие годы:
1) Общие направления судебной реформы:
* В 1864 году утверждены основные акты судебной реформы:
- Учреждение судебных установлений,
- Устав уголовного судопроизводства,
- Устав гражданского судопроизводства,
- Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
* Реформа судебной системы базировалась на новых принципах:
- равенство всех перед законом и судом,
- отделение суда от администрации,
- осуществление правосудия только судом,
- создание всесословного суда,
- гласность судебного разбирательства,
- состязательность сторон,
- несменяемость судей и следователей,
- прокурорский надзор,
- выборность (мировых судей и присяжных заседателей).
* Созданы новые судебные институты:
- выборный мировой суд,
- судебные следователи,
- присяжные заседатели,
- адвокатуры.
* В соответствии с этими актами были созданы две системы судов:
- местные суды:
+ мировые судьи,
+ почетные мировые судьи,
+ съезды мировых судей;
- общие суды:
+ окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов,
+ судебные палаты (по гражданским и уголовным делам, учреждаемые в каждом округе, состоящем из нескольких губерний или областей,
+кассационные (по гражданским и уголовным делам) департаменты Сената.
* реформа сохранила в неприкосновенности духовные, военные, коммерческие, крестьянские и инородческие суды.
2) Характеристика судебных органов и органов, содействующих осуществлению правосудия:
* Мировые судьи избирались:
- уездными земскими собраниями,
- городскими думами.
* Для замещения этой должности был установлен имущественный и образовательный ценз;
* территориальной единицей для мировых судей был мировой округ:
- состоял, как правило, из уезда и входящих в него городов,
- мировой округ делился на мировые участки, в каждом из которых находился участковый мировой судья,
- был установлен упрощенный порядок судопроизводства, главной особенностью которого являлся разбор этих дел в примирительном порядке,
- задача местных судов заключалась в освобождении общих судов от массы мелких дел.
* Кроме участковых были почетные мировые судьи:
- не получали жалованья,
- почетные мировые судьи рассматривали дела:
+ в случае отсутствия или болезни участковых судей,
+ по просьбе сторон, либо, если об этом просил потерпевший, а обвиняемый не настаивал на рассмотрении дела участковым судьей.
* собрание почетных и участковых мировых судей каждого мирового округа именовалось съездом мировых судей:
- рассматривались жалобы и протесты на решения мировых судей,
- принимались окончательные решения по делам, начатым мировыми судьями;
* Окружные суды:
- учреждались для нескольких уездов,
- состояли из председателя и членов.
* Судебные палаты рассматривали дела:
- о государственных и должностных преступлениях в 1-й инстанции,
- по жалобам и протестам на приговоры окружного суда.
* Судебные палаты выступали апелляционной инстанцией:
- по делам окружных судов, рассмотренных без участия присяжных заседателей,
- могли заново и в полном объеме рассматривать дела, приговоры по которым не вступили в законную силу.
* Кассационные департаменты Сената:
- рассматривали жалобы и протесты на приговоры судов, вступившие в законную силу,
- не вдаваясь в существо дела, департаменты могли его пересмотреть при выявлении нарушений судопроизводства или в применении законов.
* Сенат был высшим органом судебного надзора и его решение по делу было окончательным, обжалованию не подлежало;
* при окружных судах были учреждены:
- прокурорысоднимилинесколькими товарищами,
- следователи, осуществляющие предварительное расследование под надзором прокуратуры и при содействии полиции.
* Прокуратура освобождена от общего надзора с новыми функциями:
- поддержания обвинения в суде,
- надзора за деятельностью судов, следствия и мест лишения свободы.
* Судьи, прокуроры, судебные следователи по представлению министра юстиции назначались на должности императором;
* новым судом стал суд присяжных заседателей:
- рассматривал дела о преступлениях или проступках, влекущих за собой наказание в виде лишения или ограничения прав состояния,
- присяжные заседатели решали по совести вопрос о виновности или невиновности подсудимого,
- судьи в зависимости от вердикта присяжных, определяли виновному меру наказания или немедленно освобождали,
- решение присяжных принималось большинством голосов, при разделении голосов поровну - в пользу подсудимого,
- итоговой приговор суда считался окончательным.
* Присяжными заседателями могли быть лица:
- в возрасте от 25 до 70 лет,
- обладающие цензом оседлости (не менее двух лет),
- имеющие недвижимость или определенный доход.
* Адвокаты - присяжные поверенные:
- не являлись государственными служащими,
- были люди свободной профессии,
- независимы от суда в своих действиях по ведению уголовных и
гражданских дел,
- подчинялись предусмотренному для них дисциплинарному порядку.
- адвокаты были организованы в общие собрания присяжных поверенных при судебных палатах,
- общие собрания возглавлялись избираемыми ими советами.
* В связи с нехваткой присяжных поверенных в 1874 году был учрежден институт частных поверенных:
- могли участвовать в процессе по разрешению суда,
- требовалась доверенность одной из сторон.
* Для удостоверения документов, оформления сделок и совершения иных актов в губерниях и уездах были учреждены нотариальные органы.
5. Полицейская реформа 1862 года и последующих годов:
* Городская и уездная полиция были объединены в единую соподчиненную полицейскую систему должностных лиц:
- становой пристав в стане,
- урядник в волости,
- пристав в городе, или градоначальник со специальной канцелярией,
- исправник в уезде,
- полицмейстер в губернском городе, который подчинялся губернатору,
- руководил всей полицейской системой страны министр внутренних дел.
* В 1880 году в полицейскую систему были включены губернские жандармские управления путем упразднения жандармских округов;
* были созданы уездные и городские полицейские управления;
* крупные города разделены на части города делились на части, околотки, участки, возглавляемые частными приставами, околоточными и участковыми надзирателями;
* полиция имела право административного воздействия на население.
6) Тюремная реформа:
*В 1863 году были отменены телесные наказания для женщин и клеймение;
* в 1871 году отменены шпицрутены для ссыльных, но розги в местах лишения свободы применялисьвплоть до Февральской революции 1917 года;
* Руководство тюремными заведениями в 1879 году было возложено на Главное тюремное управление и в его же ведение перешли политические тюрьмы;
* применялись различные виды заключения и других мер к осужденным:
- крупные тюрьмы с центральным подчинением (централы),
- крепость,
- в исправительный дом,
- арест,
- ссылка в Сибирь и на Сахалин,
- каторга в указанных территориях,
- отбывшие каторгу переводились в состав ссыльных поселенцев.
* Упраздняются:
- смирительные дома,
- работные дома,
- долговые тюрьмы.
* В 1985 году тюремные заведения передаются в ведение Министерства юстиции.
7) Земская реформа 1864 года и последующих лет:
* Земства создавались для решения местных дел:
- руководства местным хозяйством,
- торговлей,
- народным образованием,
- медицинским обслуживанием,
- общественным призрением,
- заведования капиталом и имуществом земства,
- мероприятиями по благотворительности и т.д.
* В соответствии с Положением о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 года, в уездах и губерниях, создавались органы всесословного самоуправления - земские собрания:
- выборы депутатов (гласных) осуществлялись по 3-м куриям:
+ курия уездных землевладельцев, имеющих не менее 200 - 800 (по разным уездам) десятин земли (тем самым в нее в основном могли попасть лишь помещики),
+ городская курия, участники которой должны были иметь высокий имущественный ценз (рабочие и ремесленники тоже отстранялись от выборов),
+ сельская курия, не имела имущественного ценза, но в ней была установлена система трехступенчатых выборов: крестьяне, выдвинутые на волостной сход, посылали своих выборщиков на уездноесобрание, которое избирало депутатов (гласных) земства;
- Собрания формировали из своего числа уездные и губернские земские управы, состоящие из избираемых на 3 года председателя и нескольких членов,
- уездные и губернские земские собрания ежегодно собирались на 2 - 3 недели для решения возложенных на них задач,
-земские управы были постоянно действующими органами,
- земские управы в период между земскими собраниями ведали всемиделами земства,
- над земскими собраниями осуществляли контроль губернаторы, полицейские органы и дворянские собрания.
8)Городская реформа:
* В 1870 году утверждено «Городовое положение», которым система всесословного самоуправления была распространена и на города;
* всякий городской обыватель, независимо от сословной принадлежности, имел право голоса при избрании депутатов (гласных) при следующих условиях:
- русское подданство,
- возраст не менее 25 лет,
- соответствие имущественному цензу,
- отсутствие недоимок по городским сборам.
* Женщины участвовали в выборах через представителей;
* избиратели по имущественному цензу делились на три курии:
- наиболее крупные налогоплательщики,
- средние собственники,
- мелкие собственники.
* Каждая из курий избирала треть гласных в городскую думу;
* Голосование было тайным;
* К органам городского самоуправления относились:
- городское избирательное собрание,
- городская дума с ее исполнительным органом - городской управой.
* Дума и управа избирались на четыре года;
* половина управы должна была обновляться каждые два года;
* Думу и управу возглавляло одно и то же лицо - городской голова, который утверждался губернатором или министром внутренних дел;
* городские думы были наделены правом:
- самообложения,
- установления сборов:
+ с недвижимого имущества,
+ с документов на право торговли и занятия промышленной
деятельностью,
+ с извозного промысла и др.
* Над городским самоуправлением также осуществляли контроль губернаторы, полицейские органы и дворянские собрания.
1. Общественный строй:
1)Дворянство:
* Часть дворянства вследствие реформ разорилась;
* еще частьдворянства вступила на путь предпринимательства;
* дворянству удалось сохранить свое привилегированное положение:
-титулы,
-звания,
- сословные организации - губернские и уездные дворянские собрания.
* Политическая власть находилась в руках дворянства;
* во взаимосвязи и взаимозависимости выстроились три прослойки дворянства:
- помещики-землевладельцы,
- дворяне- предприниматели,
- дворяне-чиновники.
2) Предприниматели:
* Промышленный переворот в России в конце ХIХ века превратил предпринимателей в значительную экономическую силу страны;
* при этом предприниматели были лишены власти политической;
* создаются организации по отстаиванию интересов предпринимателей:
- в 1867 году создается общество для содействия развития русской промышленности и торговли,
- в 1870 - созывается торгово-промышленный съезд.
* В целом сформировались три категории предпринимателей:
- купечество,
- заводчики,
- фабриканты,
- крестьяне - крупные собственники земли.
3) Рабочий класс:
*Происходит формирование рабочего класса, который начинает отстаивать свои интересы в борьбе с предпринимателями;
* начинает издаваться рабочее законодательство;
* в 80-е годы ХIХ века ограничивается ночная работа рабочих;
* ограничивается размер взимаемых с рабочих штрафов;
* устанавливаются обязательные выходные и праздничные дни;
* в целях контроля за соблюдением рабочего законодательства в составе губернской администрации организуется фабричная инспекция;
* предпринимаются меры по борьбе с забастовочным движением, участие в нем преследуется в уголовном порядке;
* по своему составу рабочий класс не был однородным и включал отдельные прослойки, среди которых выделялись:
- квалифицированные рабочие,
- неквалифицированный рабочий люд.
3) Крестьянство:
* Наиболее многочисленное податное сословие;
* наделение крестьян гражданскими правами и свободами;
* зависимость от сельской общины и круговой поруки в ней;
* основными сословными прослойками крестьянства являлись:
- свободные сельские обыватели,
- свободные безземельные обыватели,
- зажиточные крестьяне землевладельцы.
* Особый статус имело казачест