Тема № 3. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности

Вопрос № 4.

Вопрос № 3.

Вопрос № 3.

Вопрос № 1.

Вопрос № 4.Правоваясистема Древнерусскогогосударства: источники, отраслевая характеристика права.

Вопрос № 3. ОбщественныйигосударственныйстройДревней Руси.

Вопрос № 1. Первыеполитическиеобъединения(образования) восточныхславяниих характеристика.

Вопрос № 2. Теории ипредпосылкивозникновения единого Древнерусского государства.

1. Предпосылки образования славянских народностей и их 1-х политических объединений:

* к 4-5 веку н.э. завершился процесс великого переселения народов индо-европейского братства;

* к V веку расселение славян приобрело в центральной, южной и восточной Европе достаточно определенные границы:

-на юге осели балканские славяне,

- на западе - чехи, моравы, поляки,

- востоке - русичи.

* Великое расселение славян на юг, за Дунай, на Балканский полуостров, когда славянские дружины отвоевали у Византии половину ее территории.

* Восточная ветвь славян пришла на Днепр, примерно в V-VII в.в. н.э. и постепенно расселяясь, дошла до озера Ильмень и до верховья Оки:

- вблизи Карпат остались хорваты и волыняне (дулебы, бужане),

- поляне, древляне основались на правом берегу Днепра и на его правых притоках,

- северяне (словене), радимичи и вятичи перевалили за Днепр и сели на его левых притоках, причем вятичи продвинулись на Оку,

- кривичи расселялись в верховьях Волги и Западной Двины.

Только с IX века отмечается достаточно активное появление варягов среди славянских племен в виде военных и торговых дружин.

На северных и северо-восточных окраинах своих новых поселений славяне оказались в непосредственной близости с финскими и литовскими племенами. В пределах нынешней России финны жили с незапамятных времен. Делясь на различные народности (чудь, весь, эсты, меря, мордва, черемисы, вотяки, зыряне и др.) финны занимали лесные пространства всего русского Севера и районы по Волге, Оке и Каме.

Пришедшие с низовьев Волги к устью Камы, кочевые болгары обосновались здесь, перешли к оседлому образу жизни, построили города, в которых началась, оживленная торговля.

Бассейны рек Немана, Западной Двины, часть прибалтийской территории занимали литовские племена: литва, жмудь, пруссы, ятвяги и другие.

Постепенное оседание славянских народностей в восточной Европе приводит к строительству как мелких так и крупных населенных пунктов, особое место среди которых отводится Киеву, основанному на Днепре во время княжения Кия - князя полян.

Город играл особую роль в жизни славянского мира. Все крупные реки днепровского бассейна сходились к Киеву, стоящему на высокой горе. Все это пространство, все пути из него на юг «в греки», к Черному морю запирались крепостью на Киевской горе. Другими словами князь Кий стал хозяином реки Днепр и всех его притоков. Постепенно восточные славяне объединяются не только вокруг Киева, но и вокруг других городов, как например Великого Новгорода.

В середине VI века, в самый разгар восточнославянского переселения,от имени народа «Русь» или «Рос» появляется название народности «русичей».В русской средневековой письменной традиции параллельно употреблялись две формы - «Рос» и «Рус». Они дожили и до наших времен, так как мы живем в «России», но жители ее называются «русскими».

2. На заре русской государственности существовало множество небольших государств (политических образований), которые обозначались терминами «земля» или «княжение». Эти государства были разбросаны на огромных пространствах Восточной Европы, но население, жившее в географической и политической разрозненности, говорило на одном славяно-русском языке.

Среди наиболее значимых политических образований в истории закрепились:

* Княжество полян (Куявия):

- VI век,

- политический центр – Киев,

- территория среднего течения Днепра и его притоков.

* Княжество северян, радимичей (Славия):

- VI-VIII века,

- политический центр – Великий Новгород,

- территория у озера Ильмень и реки Волхов.

* Княжество Артания:

-VI-VIII века,

- политические центры – Рязань и отдельные города Причерноморья,

- территория полуострова полуострова Тамань и примыкающих к нему более северных территорий.

3. Общественный строй княжений характеризовался следующими чертами:

* Славяне жили сельскими общинами (вервь — как форма объединения населения);

* главным занятием наших предков было земледелие;

* активная торговля способствовала разложению соседских общин;

* вервь представляла собой многолюдное селение;

* границы земли каждой общины были четко определены;

* общая территория составляла округ (околицу);

* симбиоз первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального укладов жизни;

* отсутствие развития рабства;

* каждая община отвечала за проступки всех своих членов. В пределах своего округа община ручалась за безопасность жизни и имущества своих собственных членов и пришельцев;

* органом судебной и во многом административной власти общины было народное собрание, называемое в источниках «вечем» или «громадою»:

- в собрании принимали участие домохозяева (сходатаи, обчие мужи),

- братья и сыновья сходатаев, не имевшие самостоятельных хозяйств, и женщины приглашались в народное собрание только для свидетельских показаний,

- постоянное место деятельности веча называлось «копищем»,

- обсуждение и решение дел производилось под открытым небом,

- для исследования и решения уголовных дел вече нередко собиралось на месте преступления или на месте, где находили труп убитого,

- для решения споров о поземельной собственности вече собиралось на спорной земле,

- при вынесении решения руководствовались не писаным законом, а древним вечевым правилом – обычаем,

- особым уважением в общинных судах пользовалось мнение старцев.

4. В княжениях были заложены основы политического строя (публично-властных отношений), к которым относились:

* объединение военно-племенных союзов (по территориальному признаку);

* избранный вождь союза;

* родоплеменная знать;

* дружина;

* волхвы, как прорицатели, знатоки родоплеменных правд, астрологи, служители культа;

* полюдье, то есть система сбора податей;

* вече, громада, как органы управления на местах.

Таким образом, восточные славяне изначально начали формирование и совершенствование общественных, публично-властных и обычно-правовых устоев своей жизни.

 

1. В доктринах историко-юридических наук сложились две основные теории возникновения единой государственности на территории Древней Руси:

1)Норманская теория:

* основы теории заложили немецкие ученые - Шлецер, Байер, Миллер в XVII-XVIII веках;

* исходной точкой теории послужили отдельные положения исторического труда Нестора «Повесть временных лет», как например еговысказывание: «Древляне, живяху звериным образом, ядяху вся не чисто...»;

* поддержка теории отдельными российскими учеными. Следуя за Шлецером. Н.М Карамзин писал: «Древляне имели обычаи дикие, подобно зверям, с какими они жили среди лесов темных, питаясь всякой нечистотою...»;

* теория в своем содержании имеет также ряд внешне объяснимых концепций:

- завоевания.

- колонизации,

- политической связи между Русью и Швецией,

- норманнской элиты на Руси.

* приглашение варягов на правление в Русь;

* наведение варягами порядка на Руси;

* объединение под их началом Новгорода и Киева;

* удачные завоевательные походы против Византии князя Олега (но еще в походе были 9-ть других племен);

* отказ платить дань хазарам;

* длительное и кровно-стабильное правление династии Рюриковичей.

2) Антинорманская (прогрессивная, патриотическая) теория:

* основы теории заложили государственные деятели и общепризнанные ученые Татищев, Ломоносов, Морошкин;

* исходя из их теории свидетельство Нестора не имеет того смысла, который вкладывают в его слова Шлецер и Карамзин. Древляне, радимичи, северяне, кривичи и прочие язычники ели то, что по понятиям христианского монаха являлось «нечисто», так же как греховными, неприемлемыми для христиан Нестор считал языческие празднества, сожжение мертвых, многоженство, родственные браки;

* варяги не составляли господствующего народонаселения на Руси;

* они были по своему культурному уровню значительно ниже руссов;

* государственным языком был не шведский, а русский. В русском языке можно найти не более десятка слов происхождения сомнительного или действительно норманнского и чаще всего это касается отдельных человеческих имен (Хельга – Ольга, Ингвар – Игорь…);

* более соответствующий содержанию языка и действительности перевод отдельных положений повести летописца Нестора: «Рюрик и его братья Синеус и Трувор были князьями руссов» - так гласит летопись. Историки давно обратили внимание на так называемых братьев. Оказывается, что в переводе «Синеус» - sine hus - «свой род», а «Трувор» -thruwaring - «верная дружина». Другими словами, Рюрик пришел княжить в Новгород со своими родственниками и верной дружиной. «Княжить» - это не значило в достаточно вольнолюбивом Новгороде управлять государством;

* отсутствие в «Русской Правде» каких либо скандинавских вариантов;

* образование до так называемого «призвания варягов» государств с центрами в Новгороде, Киеве, Рязани, Смоленске, Чернигове;

* к строительству русских городов варяги никакого отношения не имели. До сих пор не найден ни один источник, говоривший о причастности варягов к созданию государства. Более того, основание Киева приходится на V век, а норманисты датируют его 854 годом. Подобная ошибка равнозначна тому, как если бы мы представили себе Николая II современником Ивана
Грозного;

* выполнение варяжскими князьями требований городских «вече». Князь выбирался на вече и выполнял его волю. Новгородцы приглашали на княжение, но могли неугодного князя и изгнать. Варягов на Руси использовали как наемную военную силу;

* признание в германских хрониках русских князей (хаканов) до 9-го века (также и признание хазарских и половецких князей (каганов);

* отсутствие на Руси, кроме языкового, также скандинавского культурного наследия;

* наличие устойчивого «полюдья» как признака государственности;

* сближение славянских народов по «ирригационной» и «патриархальной» теории образования государства».

2. Образование единого Древнерусского государства имело ряд предпосылок общественного и публично-властного характера.

Среди предпосылок публично–властного характера представляется возможным выделить следующие:

* в основе установления и понимания ранней русской государственности лежит «полюдье»:

- в полюдье князь (вождь племени) отправлялся со своей дружиной, ездовыми с обозом, слугами, кашеварами, шорниками и конечно со своей дружиной,

- на всей подвластной территории были установлены становища, где были избы, конюшни, амбары, сеновалы, печи для выпечки хлеба,

- князь не мог объехать все деревни и была отработана система сбора дани силами местных князей (князей союзов, родов),

- через полюдье устанавливалась феодальная иерархическая лестница;

* власть «князя князей» отрывалась от старинных традиций и родственных связей и становилась многоступенчатой: «князь князей», князь племени, старосты родов;

* территория, занятая племенем, представляла собой союзы родов;

* каждое племя, заняв особую территорию, составляло особое княжение, особое племенное государство: «Кий княжате.
в роде (народе) своем...; и по сих братья (Щека и Хорива) почаша держати род их княженье в Полях; в Деревлях свое, а Славяни свое в Новгороде...» (Нестор. Повесть временных лет);

* как ранее указывалось, территория занятая властно организованным племенем называлась «княжением» или «землею»:

-в свою очередь она делилась на «волости»,

- в центре каждой из таких земель был город старший или «великий», которому повиновались младшие города,

- для управления делами своего города вече выбирало своих людей - «старейшин». В их среде одним из самых заметных был тысяцкий. Он начальствовал над городским ополчением, носившим название «тысячи». Ему были подчинены «сотские» и «десятские»;

* племенные князья полностью признали над собою власть киевских князей;

* органами власти, действующими постоянно становятся:

- князья,

- бояре,

- старейшины,

- старосты;

* власть гражданская не была отдельна от власти военной;

* власть избранного князя опиралась на народное доверие, а постоянной его деятельностью было отправление правосудия на основе обычаев;

* Военная организация, например киевских князей состояла из:

- дружины,

- народного ополчения,

- наемников, как правило, из варягов. Князь не расставался с дружиной ни в военное, ни в мирное время. Верхушка дружины получила название бояре. Боярин - это заслуженный член дружины, получивший определенную самостоятельность;

* к X столетию племенные земли русских славян объединяются под властью киевских князей в Русскую землю.

Естественным образом,а также путем влияния публично-властных процессов, в преддверии образования единой государственности трансформируется и общественный строй.

Древнерусское общество в социальном отношении можно разделить на большие группы:

* жрецы - гадатели - вещуны - волхвы - знахари - кудесники составляли круг лиц, по народному верованию, обладавших искусством познавать волю богов и передавать ее людям;

* князья - бояре - старейшины - лучшие мужи были начальниками земель, волостей, городов;

* люди, которыми назывались все свободные общинники;

* рабы,называемые челядью. Основным источником рабства был военный плен. Славяне не держали пленников в вечном рабстве, а только в течение определенного срока, по истечении которого пленным представлялось на выбор: откупившись, вернуться на родину или остаться в качестве людей свободных, что объясняет отсутствие достаточного для рабовладельческих отношений развития рабства на Руси.

 

К IX веку переходные процессы логически завершаются формированием устойчивых общественного и государственного строя.

1. Общественный строй:

* Общие черты:

- захват большинства земель князьями, боярами, монастырями,

- обнищание рядовых общинников привели к тому, что основная масса свободных общинников оказалась феодально-зависимым населением,

- наблюдается усиление процесса отделения ремесла и торговли от земледелия и скотоводства, что естественно привело к оживлению торговли и росту числа городов,

- принятие христианства (988 год) и его распространение по всей Киевской Руси усилили процесс феодализации, т.к. христианство оформило феодальную идеологию,

- человек, принадлежавший какому-либо союзу или входивший в какое-то сообщество, пользовался защитой рода, общины, дружины, товарищества.

* Выделяются следующие сословия общественного строя с их внутри сословными разновидностями:

Феодалы:

- аристократия великокняжеской семьи,

- удельные князья и члены их семей,

- родоплеменная территориальная знать,

- бояре.

Идет процесс консолидации класса феодалов и оформления для него особых привилегий. По мере того, как оформляется класс феодалов, имприсваивается название – бояре, делящиеся на две категории:

а) боярство, образовавшееся на базе дружины,

б) боярство родоплеменное.

Бояре, занимавшие административные должности, получали жалованье и кормы.

Бояре из родоплеменной знати за свою вассальную службу получали иммунитет -освобождение от платежа дани и от подсудности княжеского суда, как сам боярин, так и зависимое от него население.

У многих бояр была своя дружина. Его дружинники оседали на земле и превращались в вассалов второй очереди (подвассалов), они обязаны боярину военной службой.

- дружинники,

- духовенство;

По мере утверждения православия происходит и дифференциация духовенства в рамках церковной иерархии:

а) митрополит,

б) собор епископов,

в) епископы с епархиями,

г) настоятели монастырей,

д) коллегии из местных священников,

е) приходские (местные) священники;

- крупные торговцы, среди которых выделялись как местные торговцы, так и крупные торговцы-гости.

Городское население:

- горожане назывались «градскими людьми»,

- делились на горожан:

а) «лучших» или «вятших», то есть зажиточных,

б) «молодших» иди «черных», то есть бедных;

- по занятиям своим они назывались купцами или «гостями» и ремесленниками;

- городское население находилось под княжескойюрисдикцией;

- в зависимости от рода деятельности люди градские платили два вида налогов:

а) налог с мер и весов,

б) погородие;

- общим налогом являлась уплата городским населением церковной «десятины».

Сельское население

- носило название «смердов»,

- выделялись две категории смердов:

а) свободные общинники: они были свободными людьми, имели свою пашню и свое хозяйство,

б) закупы: если смерд шел в батраки к землевладельцу и работал на его земле, то он не считался самостоятельным человеком и носил название «закупа». Закуп не был рабом, он мог снова стать смердом, если мог рассчитаться со своим хозяином.

- смерды жили общинами, носившими название «верви» или «погоста»,

- наиболее характерными налогами для смердов являлись:

а) земельное «погородие»,

б) церковная «десятина».

Рабы

- рабов-пленников называли «челядь». Они были полностью бесправны;

- люди, ставшие рабами по другим причинам (самопродажа в рабство, женитьба на рабыне, сбежавший закуп и др.) назывались холопами.

Перечисленные сословия и прослойки общественного строя не являются исчерпывающими. Условия общественного развития вызывали возникновение и других мелких категорий населения. Например, лишённый покровительства своих близких, изгнанный из какого-либо сообщества, человек становился беззащитным. Его можно было, по старому выражению, «убить во пса место» и остаться безнаказанным. Такие беспризорные и беззащитные люди назывались «изгоями» (от того же корня, как и слово «гой»: «гой еси» значило «будь здоров», «будь жив»). Изгои были как бы «изжитые», выкинутые вон из жизни люди.

2. Государственное устройство:

* Общие черты:

- Великий князь Владимир ликвидировал «светлых князей», а также племенных князей там, где они ещё существовали;

- титул «князь» применялся только по отношению к членам великокняжеской киевской династии. «Светлые» и «великие» князья (находившиеся «под рукой» великого князя, то есть в вассальном положении) и «всякое княжье» к концу X века в письменных памятникахуже нигде невстречается. Они,видимо, слились с формирующейся
древнерусской знатью - боярством или погибли в борьбе за независимость своих племён;

- вся власть в государстве оказалась в руках великого князя;

- подобно другим основателям феодальных государств, Владимир раздал земли своим сыновьям: Ярославу - Новгород, Изяславу - Полоцк, Святополку - Туров. Борису - Ростов. Глебу - Муром, Мстиславу - Тьмутаракань и т.д;

- тем самым появляется феодальная удельная система, где земли делятся между представителями одной династии;

- к XII веку число земель - княжеств достигло двенадцати:
Киевское, Новгородское, Ростово-Суздальское, Муромо-Рязанское, Смоленское. Черниговское, Северское, Переяславское, Волынское, Галицкое, Полоцкое, Турово-Пинское;

- отношения князей складывались по классической схеме сюзеренитета - вассали­тета, устанавливающей разнообразные права и обязанности между ними;

- подчинение сюзерену обычно выражается формулой «быть в воле», «быть в послушании»;

- установилось две системы управления, которые существовали одновременно:

а) численная,

б) дворцово-вотчинная.

Первая своими корнями уходила в организацию военного
ополчения.Военным структурным единицам соответствовали определённые военные округа, состоявшие под управлением тысяцких, сотских и десятских. Со временем стала преобладать дворцово-вотчинная система управления.

* Общие характеристики следует конкретизировать в системе органов государственного и местного управления:

- Великий князь; по своим функциям олицетворял высшую:

а) законодательную власть,

б) судебную власть,

в) правительственную власть,

г) военную власть,

д) дипломатическую власть.

Сложилось и наследование великокняжеского стола – от отца к сыну (салическая система престолонаследия);

- при Великом князе в Киеве функционировал Совет. Его состав состоял из дружинников, «старцев градских» - наиболее уважаемых городских жителей, бояр - верхушки феодалов, осевших на земле, как правило, вокруг Киева. Со временем в совет стали входить митрополит, епископы, архимандриты, игумены;

- местные князья (из сыновей великого князя), отправлявшие власть в княжествах Руси и претендовавшие на великокняжеский престол;

- Вече: Великие князья, а затем и удельные при обсуждении жизненно важных вопросов совещались не только с боярами, но и с широким собранием городских жителей - вече. Обыкновенно на вече по звону колокола сходились все свободные взрослые люди города. Дело докладывалось вече или князем или «старейшинами града», выборными вла­стями города. Своё мнение вече высказывало криком. Для решения дела требовалось, чтобы все согласились с предложением. Отдельные голоса не брали в расчёт, а «на глаз» убеждались, что нет заметных возражений против господствующего мнения;

- тысяцкие: тысяцкий вошел в состав княжеских слуг, постепенно превращаясь в воеводу, начальника всех вооруженных формирований княжества;

- сотники (при тысяцких превратились в представителей городских властей);

- основными административными представителями князя на местах стати княжеские тиуны.Они стали играть основную роль в административно-финансовой и судебной организации;

- дворцовые люди: они составили в своей иерархии ведомства при дворе с определенными отраслями управления. Наиболее влиятельными лицами сделались дворецкий, конюший (обеспечение войска конным
составом), чашник (отвечал за продовольствие).

- отмечается система «посажения» княжеских «мужей» по городам
(отсюда термин «посадник»).Посадники получали одну треть взимаемых податей на свое содержание и содержание своих дружин;

- волостели, отправлявшие власть в делимых на волостях княжествах; по существу они являлись уменьшенными копиями посадников;

Государственный механизм не исчерпывался указанными властными лицами и органами. Существовала обширная система более мелких должностных лиц, как например вирников, ябедников, детских, мечников и других.

 

1. Право Древнерусского государство в течение времени выстроилось во взаимосвязанную систему источников, включающую следующие составные части:

1) Закон Русский:

* истоки светского феодального права исходят из племенных Правд восточных славян;

* правды представляли собой обычно-правовые системы, предназначенные для юридического регулирования и правовых отношений в каждом племени или союзе племен;

* ко второй половине IX в. в Среднем Поднепровье - Русской земле произошла унификация близких по составу и социальной природе Правд этих племен в Закон Русский:

* юрисдикция Закона Русского распространилась на территорию государственного образования славян с центром в Киеве;

* Законом Русскимруководствовалисьвсудебнойпрактикевеликиекиевскиекнязьяи контролируемые ими княжеские и местные общинные суды;

* нормыЗаконаРусскогоучитывалисьвеликимикиевскимикнязьямипри заключении договоров с Византией в 911 и 944 годах.

- Закон Русский олицетворял собойэтап устного развития русского права.

2) «Русская Правда»:

* была первым русским писаным памятником обычного права;

*в «Русской Правде» нашли свое отражение, но весьма условно, основные отрасли права;

*«Русская Правда» широко распространилась во всех землях Древней Руси как основной источник права и стала основой юридических норм вплоть до 1497 года.

* дошла до нас в различных списках. Это различие списков Правды объясняется весьма легко тем фактом, что она была уставом не одного, а нескольких князей: Ярослава, Изяслава с братьями и Владимира Мономаха;

* Краткая редакция составляет первоначальный подлинный пакет Правды:

- за ней установилось название «Правды Ярослава»;

- в основу Правды были положены обычаи славянских племен, приспособленные к условиям феодальных отношений;

- содержала в подавляющем большинстве нормы уголовного права;

* Пространная редакция есть измененная и дополненная последующими князьями «Правда Ярослава», получившая название «Правда Ярославичей»:

- содержала нормы уголовного, наследственного права, правового статуса отдельных категорий населения.

- эта редакция в совокупности с «Правдой Ярослава» носит общее название «Суд Ярослава Владимировича»;

* последняя редакция «Пространной Правды» приходится на великое княжение Владимира Мономаха (1113-1125) и, вероятно, его сына Мстислава Великого (1125 -1132);

-в основу создаваемого кодекса положены свод законов Ярослава Мудрого - «Суд Ярослава Владимировича», самостоятельные княжеские уставы и отдельные законоположения. Все привлеченные источники были отредактированы.

*Сокращенная правда:

- имела распространение в 13-15 веках, то есть уже в период феодальной раздробленности.

-являлась выборкой отдельных статей;

-регулировала отношения в период раздробленности Руси.

3) Церковные уставы:

*Владимира Святославовича - регулирование вопросов введения христианства на Руси и создания системы церковной власти и юрисдикции;

* Ярослава Мудрого -регулирование семейных правоотношений;

* Владимира Мономаха - регулирование церковной юрисдикции в связи с проблемными вопросами масштабных проявлений феодальной раздробленности и другими проблемами.

2. Характеризуя право древнерусского государства следует уделить внимание его отраслевой характеристике, естественно с условных позиций, так как обособленное выделение предметных отраслей права для того периода характерно не было.

1) Регулирование гражданско-правовыхи наследственных отношений:

* в праве русского народа право собственности выражалось словом имение, а в состав имения частных лиц входили только вещи движимые;

* основным землевладельцем являлся князь:

- Великие киевские князья признавали Русскую, землю своим благоприобретенным имением и считали вправе распоряжаться ею по своему произволу:завещать, дарить, бросать.

- князь раздавал свои земли боярам-вассалам, они со своей стороны раздавали полученную землю своим боярам и близким людям. По своей природе эти раздачи были не чем иным, как бенефицием.

- полученные за службу князю земли закрепились за боярами и слугами и превратились в наследственные. И эти земли стали называться «вотчинами».

- земли же, которые давались в условное владение за службу и под условие службы, получили название «поместий»;

* Особенности статуса имела коллективная собственность общины:

- каждый совершеннолетний поселянин мужского пола имел право на участок земли, равный участкам других жителей его селения, где практиковался периодический передел земли;

- только двор, состоящий из избы, холодных построек и огорода составляли наследственную собственность семейства без права отчуждения лицам, не принадлежащим к общине;

- леса, сенокосы и выгоны находились в общем пользовании;

- возделанная пахотная земля делилась на равные участки, состоявшие во временном пользовании членов общины и периодически перераспределялись между ними, обыкновенно через 6, 9, 12 лет;

- подати и повинности, лежавшие на общине, распределялись между дворами;

* княжеская собственность защищалась более ревностно. Как например, штраф за убийство княжеского коня в 3 гривны, а за коня смерда - в 2 гривны;

* в «Русской Правде» не имеется постановлений по определению способов приобретения, объема и порядка передачи прав поземельной собственности, за исключением усадьбы (двора);

* Нормы писаного права не охватывали всего многообразия общественных отношений по вопросам собственности;

* гражданские обязательства допускались только между свободными лицами и возникали из:

-договора,

-деликта (правонарушения);

* из договорных обязательств упоминаются:

- мена,

- купля-продажа,

- заем,

- наем (найм),

- поклажа;

* с целью предупредить споры о цене испорченных и уничтоженных предметов «Русская Правда» определяет стоимость ряда предметов (княжеский конь с пятном ценился 3 гривны, а кони смердов - 2 гривны). Ряд предметов, в основномбытового обихода, имели цену без различия владельцев;

* договоры купли-продажи и мены признавались действительными, если совершались между людьми трезвыми, а кто покупал, продавал или менял что-либо в пьяном состоянии, тот протрезвившись, имел право требовать аннулирования совершенной сделки;

* с целью предупредить споры о цене испорченных и уничтоженных предметов «Русская Правда» определяет стоимость ряда предметов (княжеский конь с пятном ценился 3 гривны, а кони смердов - 2 гривны). Ряд предметов, в основномбытового обихода, имели цену без различия владельцев;

* договоры признавались действительными, если совершались между людьми трезвыми, а кто покупал, продавал или менял что-либо в пьяном состоянии, тот протрезвившись, имел право требовать аннулирования совершенной сделки;

* условием действительности договора было отсутствие пороков в объекте сделки.

* наследство, называлось в «Русской Правде» «задницей» и «остатком»;

* по общему правилу открывалось в момент смерти отца семейства;

* наследство переходило к наследникам или по завещанию, или по закону;

* отец имел право разделить свое имение между детьми и выделить из него часть своей жене по своему усмотрению;

* мать могла передать свое имущество любому из сыновей, которого признавала наиболее достойным;

* наследование по закону открывалось, когда наследодатель не оставлял после себя завещания;

* после отца, не оставившего завещания и не разделившего своего дома при жизни. наследовали законные дети умершего;

* часть наследства шла в пользу церкви «на помин души усопшего»;

*часть в пользу пережившей супруги, если муж при жизни не назначил ей доли из своего имущества;

* дети, рожденные от рабыни, не наследовали отцу, а получали вместе с матерью свободу;

* между детьми законнорожденными в праве наследования предпочитались, сыновья дочерям;

* братья, исключившие сестер из наследства, обязывались содержать их до выхода замуж: а при выходе замуж должны были снабдить их приданым по своим средствам;

* двор отцовский без раздела переходил к младшему сыну;

* имущество матери, не оставившей завещание, наследовал тот сын, в доме которого она жила после смерти мужа;

* над малолетними детьми с их имуществом устанавливалась опека, опекуном выступала мать, а если мать повторно выходила замуж, то опека принадлежала ближайшему родственнику умершего.

2) Регулирование брачно-семейных отношений:

* принятие христианства внесло существенные изменения в брачно-семейные отношения по сравнению со временем язычества славян.

- русское право языческой эпохи дозволяло многоженство,

- князь Святослав имел двух жен, а князь Владимир - пять и 800 наложниц.

- жены приобретались различными способами: похищением насильственным, похищением с согласия похищаемой, пленением, покупкой невесты и др.,

- похищение девиц стало преследоваться и законом, и церковью,

- по церковному уставу Ярослава «а же кто уволочет девку по гривне серебра епископу».

* браку и разводу, в условиях христианских православных требований, предшествовало обручение, которое получало религиозное освящение в особом обряде;

* обручение считалось нерасторжимым;

* брак заключался путем религиозного обряда, совершавшегося в церкви, этот обряд назывался венчанием;

* для заключения брака требовались некоторые условия:

- возраст брачующихся -15 лет для жениха и 13 лет для невесты,

- свободное волеизъявление жениха и невесты и согласие родителей,

- стороны не должны быть связаны другим браком,

- требовалось отсутствие родства и свойства в известных степенях,

- церковь не допускала вступления в третий брак;

* брак мог расторгаться, но «Русская Правда» имела конкретный перечень поводов к разводу:

- уход в монастырь одного из супругов,

-смерть мужа или жены,

- безвестно пропавший супруг, прелюбодеяние и др.;

3)Уголовное право (преступления и наказания).

* любое преступление носит название «обиды»;

* всякое нанесение обиды, т.е. причинение кому-либо материального, физического или морального вреда считалось преступлением;

* преступлением «Русская Правда» признавала деяния запрещенные законом, а также наносящие ущерб лицам, которые состояли под властью и защитой князя;

* Размер княжеского взыскания или штрафа определялся вирою:

- вирою назывался штраф за убийство свободного человека и она равнялась 40 гривнам,

- за убийство княжих мужей, конюшего, старосты и тиуна выплачиваюсь две виры,

- убийство свободной женщины оплачивалось полувирием - 20 гривнами,

- за убийство лиц рабского сословия взыскивался штраф в 12 гривен,

- за тяжкое увечье (лишения носа, глаза, руки, ног) взыскивалась полувира;

* виновный в разбое, т.е. в убийстве без вины со стороны убитого, подвергался не только имущественному, но и личному наказанию - с женой и детьми выдавался князю на поток и разграбление. Сущность этого вида наказания заключалась в изгнании преступника и членов его
семьи из общины или города с конфискацией имущества;

* из всех злонамеренных деяний, направленных против собственности, особо выделяются:

- коневая татьба (т.е. кража тайное похищение),

- поджигательство,

* вира за убийство в пределах верви (общины), уплачиваемая общиною, называлась дикою.

* «Русская Правда» содержала ряд преступлений против чести. К таким преступным деяниям относились:

- вырывание бороды или усов,

- оскорбление словом или действием;

* усиленными карами охраняется церковь, ее имущество и церковные служители и особо выделяются разновидности религиозных преступлений:

- церковная татьба,

- разграбление могил,

- посечение крестов,

- колдовство.

4. Суд и процесс:

* управление и суд не были разграничены, а потому органы управления были одновременно и органами суда в подвластных сферах.

* суд по всем мирским делам сосредоточивался в руках князя как верховного законодателя, правителя и судьи.

* Князь отправлял правосудие лично или поручал это дело наместникам.

* местом суда в столице и провинции был княжеский двор, позже замененный приказной или воеводской избой.

* судебный процесс начинался иском или «поклепом» со стороны истца в котором указывалось правонарушение и обвиняемый;

* исключение из этого правила составляли только убийство и воровство, т.к. истец, как правило, не мог указать на конкретное лицо;

- вервь, на земле которой обнаруживалось одно из таких преступлений, должна была отыскать преступника или платить за убийство виру,

- гонение следа заключалось в розыске преступника по его следам,

- гонение следа влекло за собой для верви в которой теряются следы убийцы или вора, необходимость самой разыскать преступника и выдать его властям или платить дикую виру;

* иск требовал конкретных судебных доказательств, каковыми были:

- свидетели - «видоки» и «послухи» свободного состояния,

- поличное, или «лице», то есть предмет преступления у обвиняемого в руках или на его дворе,

- держатель, поличного признавался виновным в том случае, если он не мог объяснить, каким образом оно попало в его руки или находится у него во дворе,

- если же заподозренный в преступлении по «поличному» указывал на человека, от которого он приобрел его, «Русская Правда» требовала так называемого свода,т.е. очных ставок до тех пор. пока не будет найден действительный похититель вещи,

- своду предшествовал « заклич» - пострадавший объявлял на торгу о пропаже,.

- если свод заканчивался отысканием вора, последний должен был уплатить штраф и вознаграждение тому, кому он продал похищенную вещь;

* среди доказательств наряду с показаниями видоков, послухов, поличным продолжали существовать:

-испытания водой и железом,

- присяга, которая сопровождалась целованием креста,

- поле, то есть судебный поединок;

* обвиняемый призывался в суд лицом, состоящим при дворе наместника, называемым доводчиком;

* призываемый в суд по уголовному делу должен был найти поручителя, который бы поручился за него в его явке в судебное заседание в указанный срок;

* если обвиняемый не находил поручителя, то его лишали свободы и заковывали в железо;

* рядом с органами местного княжеского суда существовал суд общины и его компетенция ограничивалась границами и лицами общины;

* жалобы сторон на решение суда подавались князю.

 

 

Вопрос на самоподготовку: Договоры с Византией 1911, 1914 годов как первые письменные источники права Древней Руси.

 

Контрольные вопросы:

1. Расселение восточных славян в процессе великого переселения народов индо-европейского братства.

2. Первые политические образования восточных славян и их общие черты.

3. Теории возникновенияединогоДревнерусского государстваи их содержательная характеристика.

4. Государственный строй Древней Руси и полномочия его властных органов.

5. Общественный строй Древней Русии статус его сословий.

6. СистемаисточниковправаДревнейРусииобщаяхарактеристикаее составных частей.

7. ОбщиечертыотраслевойхарактеристикиправаДревнерусского государства.

 

Литература

Батыр К.И. История государства и права России: Учебник – М., 2007.

История государства и права: Словарь-справочник. / Под ред. М.И. Сизикова – М.: Юридическая литература, 1997.

Исаев И.А. История государства и права России: Учебник – М., 2008.

История государства и права России: Учебник. /Под ред. Ю.П. Титова - М., 2007.

История государства и права России: Учебник. /Под ред. С.А. Чибиряева - М., 2005.

История государства и права России: Учебник. /Под ред. О.И. Чистякова - М.,2008.

Историяполитических и правовых учений: Учебник. / Подред. О.Э. Лейста – М.:Зерцало, 2001.

Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: современные трактовки и новые подходы: Учебное пособие – М.: Юристъ, 2002.

Отечественное законодательствоXI – XX веков. Ч.1. XI - XIX века: Пособие для семинара/ Подред. О.И. Чистякова- М.: Юристъ,1999.

Хрестоматия по истории государства и права России: Учебноепособие. /Составитель Ю.П. Титов – М., 2001.

Беляев И.Д. История русского законодательства. СПб., 1999.

Свердлов М.Б. От закона русского к Русской правде. М., 1998.