Разработка представлений о жизненных устремлениях

Шаг седьмой — контроль своих достижений

Шаг шестой — установление временных границ

Время — это ресурс, с которым следует разумно обращаться, но которым можно и серьезно злоупотреблять. Занимаясь слишком многим одновременно, трудно добиться результата во всем, поэтому необходимо рационально распределить время. На этот процесс влияет много факторов, в том числе следующие:

- обычные требования работы;

- чрезвычайные или дополнительные требования, возникаю­щие в работе;

- ожидания окружающих;

- личные надежды и стремления;

- чувство долга и уже взятые на себя обязательства;

- привычная практика.

Так как многие решения о том или ином использовании времени принимаются инстинктивно, время зачастую тратится без какой-либо оценки реальной полезности таких затрат.

Люди должны относиться ко времени как к ценному ресурсу, подобному деньгам в банке. Время предоставляет возможности,

и управление временем обеспечит расширение этих возможностей.

Цели, содержащие направление действий, должны также ука­зывать скорость движения. Это необходимо для того, чтобы люди могли продуктивно распределить свое время и другие ресурсы. Если цель не имеет временных границ, нет никакой возможности и следить за своими успехами.

Существуют следующие преимущества наблюдения за личными достижениями:

- появляется обратная связь с эффективностью работы;

- возникает чувство удовлетворения по мере продвижения к цели;

- возникает мрачное настроение при неудаче;

- создается возможность переосмыслить избранную страте­гию и спланировать новый метод действий.

Семь шагов, рассмотренных выше, могут служить контрольным средством для прояснения целей.

Известный немецкий ученый Л. Зайверт — автор книги «Ваше время — в Ваших руках» — представляет процесс нахождения це­лей через реализацию следующих ступеней:

1. Разработка общих представлений о жизненных устремлениях.

2. Дифференциация во времени жизненных целей.

3. Разработка ключевых представлений в профессиональной сфере.

4. Инвентаризация целей. Рассмотрим этот процесс подробнее.

Попробуйте изобразить для себя настоящую и возможную (будущую) картину вашей жизни, к примеру, в виде так называемой «кривой» жизни, отметив крупнейшие успехи и поражения в личной и профессиональной сферах. Пометьте на «кривой» то место, где вы сейчас находитесь, а также напишите ключевые слова, характеризующие успехи или неудачи, рядом с экстремальными точками вашей «жизненной кривой». Попробуйте представить свое будущее и продолжите «кривую» дальше.

Затем назовите пять важнейших пунктов (целей), которых вы еще хотите достичь до конца своей жизни.