Результаты воздействия слухов (по уровням взаимодействия)

Факторы распространения слухов

Слухи как пример неформальной коммуникации

Информационные барьеры

Общественное мнение

Это оценочные суждения групп людей относительно проблем и событий действительности. Существование общественного мнения подразумевает наличие проблемной ситуации, относительно которой возможна дискуссия и коллективного субъекта, способного осознать собственные интересы и дискутировать относительно их реализации. Общественное мнение выступает в экспрессивной (т.е. связанной с выражением эмоций), контрольной и директивной функциях.

Это препятствия, возникающие в ходе передачи и восприятия сообщений.

Возможные информационные барьеры:

  • технические
  • психофизиологические (связаны со способностями человека концентрировать внимание, способностью скорописи)
  • знаковый и смысловой (подразумевает способность распознавать знаки, знать слова и термины спец. языков; умение восстанавливать смысл знака в определенном контексте)
  • ситуационный (возникает, когда сообщение неактуально для человека в данной ситуации)

Слухи -сведения, достоверность которых не установлена и которые передаются от человека к человеку посредством устной речи.

Слухи различают по содержанию, по информационному наполнению, по потребностям.

  • слух-мечта
  • слух-пугало
  • слух-разделитель
  • проблемная ситуация, создающая информационную потребность
  • неудовлетворительность или отсутствие информации; информационная неопределенность
  • уровень тревожности индивидов

Распространителями и пользователями слухов оказываются высокостатусные группы.

а) индивидуальный уровень

  • адаптация к среде
  • дезинтеграция индивида

б) групповой уровень

  • сплочение
  • разобщение

в) массовый уровень

изменения общественного мнения и коллективного поведения

Неоднозначность результатов воздействия слухов делает их практически неуправляемыми. Профилактика слухов может быть сведена к распространению своевременной обширной и убедительной информации.