Результаты воздействия слухов (по уровням взаимодействия)
Факторы распространения слухов
Слухи как пример неформальной коммуникации
Информационные барьеры
Общественное мнение
Это оценочные суждения групп людей относительно проблем и событий действительности. Существование общественного мнения подразумевает наличие проблемной ситуации, относительно которой возможна дискуссия и коллективного субъекта, способного осознать собственные интересы и дискутировать относительно их реализации. Общественное мнение выступает в экспрессивной (т.е. связанной с выражением эмоций), контрольной и директивной функциях.
Это препятствия, возникающие в ходе передачи и восприятия сообщений.
Возможные информационные барьеры:
- технические
- психофизиологические (связаны со способностями человека концентрировать внимание, способностью скорописи)
- знаковый и смысловой (подразумевает способность распознавать знаки, знать слова и термины спец. языков; умение восстанавливать смысл знака в определенном контексте)
- ситуационный (возникает, когда сообщение неактуально для человека в данной ситуации)
Слухи -сведения, достоверность которых не установлена и которые передаются от человека к человеку посредством устной речи.
Слухи различают по содержанию, по информационному наполнению, по потребностям.
- слух-мечта
- слух-пугало
- слух-разделитель
- проблемная ситуация, создающая информационную потребность
- неудовлетворительность или отсутствие информации; информационная неопределенность
- уровень тревожности индивидов
Распространителями и пользователями слухов оказываются высокостатусные группы.
а) индивидуальный уровень
- адаптация к среде
- дезинтеграция индивида
б) групповой уровень
- сплочение
- разобщение
в) массовый уровень
изменения общественного мнения и коллективного поведения
Неоднозначность результатов воздействия слухов делает их практически неуправляемыми. Профилактика слухов может быть сведена к распространению своевременной обширной и убедительной информации.