Внутренняя политика Александра I (1801 - 1825)
План лекции
Лекция № 9 Россия в первой половине Х1Х века
Литература
Контрольные вопросы
1. Почему XVIIIв. называют веком Просвещения и начала модернизации ?
2. Почему вторую половину XVIIIв. называют «золотом веком» дворянской империи ?
3. Раскройте смысл понятия «просвещенный абсолютизм» применительно к политике Екатерины II?
4. Дайте характеристику международного положения России в
конце XVIIIв.
1. Арсланов Р. А., Керов В. В., Мосейкина М. Н., Смирнова Т. М. История России. Учебный минимум для абитуриента: Учеб. пособие. - М., 2001.
2. Георгиев В. А., Георгиева Н. Г. История России. - М., 2006.
3. Ильин В. В., Панарин А. С., Ахиезер А. С. Реформы и контрреформы в России: Циклы модернизационного процесса. - М., 1996.
4. Рыжов К. Все монархи мира. Россия. (600 кратких жизнеописаний). - М., 1999.
Цель лекции:сформировать знания студентов об основных направлениях и особенностях внутренней и внешней политики России при Александре Iи Николае I; об истоках формирования освободительной мысли в России.
1. Внутренняя политика Александра I (1801 - 1825).
2. Внешняя политика Александра I.
3. Восстание декабристов.
4. Внутриполитическое развитие России при Николае I(1825 -1855) . Апогей самодержавия.
5. Промышленный переворот в России.
6. Внешняя политика в правление Николая I.
7. Общественное движение 30 - 40-х гг. ХГХ в.
Вступив на престол, Александр I (1801-1825 гг.) отменил наиболее одиозные указы отца, Павла I, и восстановил Жалованные грамоты дворянству и городам, отменил запрет на выезды за границу, на европейскую литературу, освободил из ссылки офицеров и чиновников (около 12 тыс. чел век), пострадавших при Павле I.
Внутриполитическая деятельность Александра Iотличалась противоречивостью, особенно в период до Отечественной войны 1812 г. Начало царствования Александра Iхарактеризовалось некоторым стремлением либеральному реформаторству.
Однако эти начинания ни в чем не коснулись устоев государства, то есть самодержавия и крепостного права.
В 1803 г. Александр I издал Указ о вольных хлебопашцах,который разрешил помещикам отпускать на волю крепостных с наделением их землей за выкуп. По этому указу было освобождено за первую четверть XIXв. 47 тысяч крестьян.
Александр I собрал вокруг себя кружок «молодых друзей», так называемый негласный комитет.В него вошли князь А. Е. Чарторыйский, граф П. А. Строганов, граф Н. Н. Новосильцев и граф В. П. Кочубей. Это был своего рода штаб по разработке про-
ектов реформ. Практические результаты его деятельности незначительны. Пожалуй, единственным значительным результатом его работы стало создание министерств,вместо старых петровских коллегий.
Министерства управлялись по принципу единоначалия, а министр подчинялись непосредственно императору. Для обсуждения совместных дел был учрежден комитет министров.
Сенат стал высшим судебным органом. Он также контролировал законность в стране и деятельность административных органов.
В 1810г. для подготовки законопроектов учрежден Государственный совет -совещательный орган при царе, в который входили министры и высшие чиновники, назначавшиеся царем.
По поручению Александра IМ.М. Сперанскийподготовил и представил императору проект кардинальной политической реформы. Этот проект предусматривал введение политических и гражданских свобод (при неравенстве сословий). Стержнем проекта являлась реформа государственных органов, основанная на принципе разделения властей.
Проект Сперанского означал, по сути дела, превращение самодержавной монархии в конституционную монархию(с конституцией, выборной Госдумой и т. д.).
Император одобрил проект реформ Сперанского, но осуществить не решился.
В 1803г. была реорганизована система учебных заведений. Основными принципами ее являлись: преемственность и бессословность образования.К 1806году в стране было уже 6университетов.
С 1811г. открываются лицеи. В 1804г. был принят университетский устав, предоставивший им автономию. В общем, реформы в области просвещения носили прогрессивный характер; реформы государственного управления вели к дальнейшей централизации управления, бюрократизации, усилению самодержавной власти.
Реформаторские планы нарушила война с Францией.
После Отечественной войны 1812г. внутренняя политика Александра Iсовсем потеряла прежний либеральный оттенок. По инициативе Александра Iсоздается «Священный союз»,объединивший европейских монархов для борьбы с революциями в Европе (характер внешней политики тесно связан с внутренней политикой). В самой России установился режим аракчеевщины.Усиливается цензура,гонения на прогрессивно мыслящих людей. Возникает самое уродливое проявление феодально-крепостнического гнета -военные поселения.
Произошло несколько восстаний военных поселян (1819г. -в Чугуеве). В 1820г. -восстание солдат Семеновского полка.
Таким образом, внутренняя политика Александра I,сначала либеральная, затем реакционная, направленная на укрепление самодержавия, объективно способствовала активизации дворянского революционного движения -декабризма.