Лекция № 1

ВВЕДЕНИЕ

Изучение истории как базовой учебной дисциплины в высших учебных заведениях имеет большое значение для профес­сионального становления будущих специалистов. Многие пробле­мы, которыми им предстоит заниматься, могут быть решены толь­ко на основе принципа историзма и социального подхода, позво­ляющего выявить и понять тенденции общественного развития. Курс истории является базовым для студентов первого года обуче­ния.

Программа курса основана на изложении истории России в тесной связи с историей мировой цивилизации - на это ориенти­руют преподавателей вузов Государственные требования (феде­ральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». В со­держании курса раскрываются качественные изменения в эконо­мическом, политическом, социальном, культурном развитии Рос­сии с древнейших времен до наших дней.

 

Цель курса:опираясь на преемственные связи с историче­ским образованием средней школы, через раскрытие основных тенденций и закономерностей истории развития человечества дать студентам необходимый минимум знаний по истории России в контексте мировой истории. Задачи курса:

• Изучение истории как науки о развитии человеческого общества во всем его многообразии.

• Формирование представлений о путях развития России в контек­сте мировой истории.

• Раскрытие экономических, политических, социальных и куль­турных особенностей исторического развития России.

• Формирование гражданской позиции студентов на основе прин­ципа гуманизма.

 

Студент должен:

• понимать и уметь объяснять сложные и противоречивые собы­тия мировой и отечественной истории; иметь научное пред­ставление о хронологии истории человечества;

• уметь сравнивать ход исторического развития российской и мировой цивилизаций;

• уметь анализировать особенности проявления главных факто­ров всемирного исторического процесса в истории России;

• видеть те факторы, которые определяли развитие России, осо­бенности политического и экономического развития страны, становление и развитие социальной структуры российского общества, динамику взаимоотношений власти и общества, на­циональную политику государства и др.;

• знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;

• уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому про­шлому.

Курс основан на хронологическо-проблемном методе, пре­дусматривающем изучение истории России по периодам (темам), а внутри них - по проблемам.

Мы надеемся помочь студентам уяснить как логику, так и диалектику исторического процесса, сформировать целостное представление об историческом пути России и опыте решения экономических, политических и социальных проблем на разных этапах развития страны и успешно подготовиться к зачету и экза­мену по истории.

Уверены, что полученные знания и практика историко-познавательной деятельности в ходе самостоятельной работы рас­ширят общий кругозор, повысят интеллектуальное развитие и сформируют у студентов умения и навыки, необходимые в буду­щей профессиональной деятельности.