Лекция № 1
ВВЕДЕНИЕ
Изучение истории как базовой учебной дисциплины в высших учебных заведениях имеет большое значение для профессионального становления будущих специалистов. Многие проблемы, которыми им предстоит заниматься, могут быть решены только на основе принципа историзма и социального подхода, позволяющего выявить и понять тенденции общественного развития. Курс истории является базовым для студентов первого года обучения.
Программа курса основана на изложении истории России в тесной связи с историей мировой цивилизации - на это ориентируют преподавателей вузов Государственные требования (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». В содержании курса раскрываются качественные изменения в экономическом, политическом, социальном, культурном развитии России с древнейших времен до наших дней.
Цель курса:опираясь на преемственные связи с историческим образованием средней школы, через раскрытие основных тенденций и закономерностей истории развития человечества дать студентам необходимый минимум знаний по истории России в контексте мировой истории. Задачи курса:
• Изучение истории как науки о развитии человеческого общества во всем его многообразии.
• Формирование представлений о путях развития России в контексте мировой истории.
• Раскрытие экономических, политических, социальных и культурных особенностей исторического развития России.
• Формирование гражданской позиции студентов на основе принципа гуманизма.
Студент должен:
• понимать и уметь объяснять сложные и противоречивые события мировой и отечественной истории; иметь научное представление о хронологии истории человечества;
• уметь сравнивать ход исторического развития российской и мировой цивилизаций;
• уметь анализировать особенности проявления главных факторов всемирного исторического процесса в истории России;
• видеть те факторы, которые определяли развитие России, особенности политического и экономического развития страны, становление и развитие социальной структуры российского общества, динамику взаимоотношений власти и общества, национальную политику государства и др.;
• знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;
• уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.
Курс основан на хронологическо-проблемном методе, предусматривающем изучение истории России по периодам (темам), а внутри них - по проблемам.
Мы надеемся помочь студентам уяснить как логику, так и диалектику исторического процесса, сформировать целостное представление об историческом пути России и опыте решения экономических, политических и социальных проблем на разных этапах развития страны и успешно подготовиться к зачету и экзамену по истории.
Уверены, что полученные знания и практика историко-познавательной деятельности в ходе самостоятельной работы расширят общий кругозор, повысят интеллектуальное развитие и сформируют у студентов умения и навыки, необходимые в будущей профессиональной деятельности.