Государственное и общественное развитие.
В начале XX века в России усилилось противостояние между царским правительством и радикальной оппозицией. Общественная атмосфера накалялась.
Взаимная непримиримость властей и революционных групп проявилась еще в годы правления Александра II. Он был убит террористами, когда оставались считанные дни до провозглашения конституции. Александр III после убийства своего отца свернул политические реформы и усилил централизацию власти. В ответ на действия радикалов были созданы охранные отделения. Это не остановило террор. В чем видели его смысл сами подпольщики? Характерно высказывание одного их них: «Мы надеемся террором пробудить в массах интерес к внутренней политике».
В конце XIXвека конфликт между властью и революционным подпольем протекал на фоне лояльности к правительству со стороны широких масс (казачество, посадские, крестьянство — особенно в регионах, не знавших крепостничества). В то же время либеральная интеллигенция отказывала правительству в поддержке.
Либеральное движение не было однородным. Часть его представляли земцы, основной целью которых было развитие общественного самоуправления. В русском обществе неплохо знали исторические труды С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, Б.Н. Чичерина, были осведомлены о роли земств в допетровской России, о том, что абсолютизм Петра I пришел на смену монархо-земскому строю. Земцы были единственным (кроме чиновничества) слоем, имевшим опыт управления. Они хорошо чувствовали российскую специфику.
Но в либеральном движении земцы-практики не имели большинства, в нем преобладали люди, у которых интересы реального дела вытеснялись политическими лозунгами и призывами. К тому же Николай II после принятия престола в 1894 г. был настроен на копирование политики отца Александра III,хотя к тому мало располагали и общественная обстановка, и сама личность нового императора. На стремление земцев к сотрудничеству с государственной властью Николай II ответил: «...в земских собраниях увлеклись бессмысленными мечтаниями об участии представителей земства в делах внутреннего управления. Я буду охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный покойный родитель». Тем самым царь способствовал отходу земцев к оппозиции и радикализации либерального движения, поддержавшего лозунг революционеров «Долой самодержавие».
Действия левых отличались беспощадностью. В 1901 – 1904 годах были убиты министр просвещения Н.П. Боголепов, министры внутренних дел Д.С. Сипягин и В.К. Плеве, другие высшие чиновники. Террор разжигали эсеровские боевики. Их фанатизм уходил корнями к С.Г. Нечаеву, провозгласившему еще в 1869году: «...не признавая другой какой-либо деятельности, кроме дела истребления, мы соглашаемся, что формы этой деятельности могут быть чрезвычайно разнообразны. Яд, нож, петля и т.п. Революция все равно освящает в этой борьбе... Вопли страха раздадутся в обществе, тряпичные литераторы будут испускать лирические стоны... Мы должны оставаться глубоко равнодушными ко всем этим завываниям и не входить ни в какие компромиссы с обреченными на гибель».
Революционерам удалось всколыхнуть массовое движение в некоторых городах и регионах. В 1902 – 1903 годах произошли крестьянские волнения в Полтавской и Харьковской губерниях, состоялись стачки и демонстрации рабочих в Златоусте, Одессе, Киеве и др. Положение правительства ухудшила неудача правительства в русско-японской войне.
Брожение усиливалось, принимая формы организованной антиправительственной борьбы. Общество раскалывалось. Стали возникать политические партии различной направленности. Они и стали двигателем политической борьбы в стране, нередко выступая с защитой не столько общенациональных интересов, сколько узкопартийных платформ.
Наиболее крупными партиями являлись эсеровская (социалисты-революционеры), кадетская (конституционно-демократическая), РСДРП, Союз 17 октября, Союз русского народа. Активность проявляли прогрессисты, народные социалисты, анархисты, народная украинская партия и другие. Непереходимых границ между идеологическими построениями и практической деятельностью разных партий не было. В некоторых из них налицо было смешение элементов и «правой», и «левой» идеологии. Так, Союз русского народа, защищавший монархию (вследствие чего по ленинской классификации относился к крайне правому политическому флангу), проповедовал идею «национального единства», «национального братства», предполагавшую ограничение крупной частной собственности. Социальный состав кадетской, эсеровской, октябристской партий, Союза русского народа был весьма пестрым: туда, кроме прочих, входили и крестьяне, и промышленные рабочие.
Численно самой крупной была ПСР: партия социалистов-революционеров (с.-р. или эсеры). По некоторым данным, количество ее членов в 1905 – 1907 гг. достигало полумиллиона человек. Стратегической целью эсеры провозглашали социализм, понимая его как «обобществление труда, собственности и хозяйства, уничтожение вместе с частной собственностью самого деления общества на классы, уничтожение принудительно-репрессивного характера общественных учреждений». Эсеры признавали классовую природу борьбы за социализм, но при этом классовые антагонизмы не абсолютизировали, говорили о важности нравственно-этической стороны социализма. На своем I съезде они заявляли, что некоторые элементы социализации: кооперативное движение, страхование от безработицы, прогрессивный налог на наследство и т.п., — можно и нужно вводить в существующий строй.
Все общество эсеры разделяли на тех, кто живет на заработанные своим трудом средства, и тех, кто пользуется нетрудовыми доходами. В отличие от марксистов, включавших в понятие «рабочий класс» только промышленный пролетариат, эсеры объединяли этим понятием крестьянство, наемных рабочих, интеллигенцию. Главными противоречиями времени они считали противоречия между властью и обществом, между крестьянской массой и крупными землевладельцами. Центральным пунктом аграрной программы эсеров было требование «социализации» земли, что означало ликвидацию частной собственности на селе и передачу земли «бессословным сельским и городским общинам». В основу пользования землей, по мнению эсеров, должен был лечь уравнительно-трудовой принцип.
Лидерами эсеров были В.М. Чернов, Н.Д. Авксентьев, А.Р. Гоц, В.М. Зензинов, М.В. Спиридонова и др. В эсеровской тактике сочетались массовая агитация с систематическим террором. В глазах властей эсеры были самым опасным противником. Эсеровская боевая организация фактически находилась вне контроля ЦК партии. В 1905 – 1907 годах эсеры совершили множество терактов. Боевиков возглавляли Е.Ф. Азеф, Г.А. Гершуни, Б.В. Савинков. Азеф и некоторые другие активисты ПСР оказались провокаторами, агентами охранки. Эсеровский террор с 1902 по 1911 годы унес жизни более 200 человек: министров, губернаторов, градоначальников, полицмейстеров и т.д. Неизбежно вставал вопрос о моральной стороне эсеровской тактики, разлагающе влиявшей на общественное сознание. В рядах эсеров усиливалось крыло, призывавшее к свертыванию террористической деятельности.
Большевики, как и эсеры, допускали крайности при выборе методов — они ориентировались прежде всего на экспроприации. Ими занималась созданная в 1905 году боевая группа под руководством Л.Б. Красина. Наиболее крупными акциями были ограбления банков в Тифлисе, Варшаве, Гельсингфорсе, в Прибалтике и на Урале. Организаторами налетов были Бобис, Тер-Петросян и др. Меньшевики, представляя более умеренное крыло РСДРП, к уголовным формам политической деятельности относились сдержанно.
Социал-демократы (и большевики, и меньшевики) события 1905 – 1907 годов квалифицировали как буржуазно-демократическую революцию. Согласно большевистским воззрениям, она должна была перерасти в социалистическую. Меньшевики считали, что до социализма Россия обязана «дорасти» в процессе многосложных реформ. Теоретические расхождения вели к различиям во взглядах на организационную структуру партии. В.И. Ульянов-Ленин выдвинул тезис о жестко централизованной «партии авангардного типа» как организации военизированного образца, служащей достижению не только тактических, но и стратегических целей (победа пролетарской революции во всемирном масштабе, упразднение государства, товарно-денежных отношений и т.п.). Лидер меньшевиков Г.В. Плеханов в полемике с Лениным говорил, что «нужна дисциплина сознательности, а не дисциплина повиновения».
Социал-демократы — в силу малой численности и незначительного влияния — стремились поддерживать организационное единство. При этом попытки руководить из одного центра национальной социал-демократией (Бундом, социал-демократами Польши, Литвы, Армении, Грузии) часто терпели неудачу. Первоначально РСДРП была сугубо интеллигентской организацией. Когда стали создаваться партячейки на заводах, рабочие были далеки от теоретических дебатов между В. Лениным, Г. Плехановым, Л. Троцким, Ю. Мартовым, жившими за границей. В 1905 – 1907 гг. социал-демократы сотрудничали с эсерами и анархистами.
Стоявшие на крайнем левом фланге политического спектра анархисты отрицали всякую государственную власть, проповедовали ничем не ограниченную свободу каждой отдельной личности, активно использовали экстремистские способы противостояния властям.
На левоцентристских позициях находились энесы (народные социалисты, выделившиеся из эсеровской партии) и кадеты. В 1905 году кадетам были присущи резко оппозиционные настроения в отношении царя. И в дальнейшем они постоянно балансировали между либерализмом и радикализмом. Их программа строилась на западных образцах, была безрелигиозной и рационалистической. Она была принята в конце 1905 года и зафиксировала требования конституционного строя, обеспечения свободы слова, совести, собраний, передвижения, неприкосновенности жилища, законодательного регулирования вопросов найма рабочей силы. Особое внимание кадеты уделяли развитию местного самоуправления. Основными пунктами их национальной программы провозглашались свобода языков и право нацменьшинств на культурно-национальную автономию при единстве территории страны. В аграрном вопросе они избегали категоричности и однозначных решений.
Либеральная интеллигенция считала кадетскую партию своей. У ее истоков стояли известный экономист П.Б. Струве, писатель В.Г. Короленко, в состав руководства входил ученый В.И. Вернадский. Лидером партии был профессор русской истории П.Н. Милюков. Кадеты владели обширной прессой, обслуживаемой квалифицированными журналистами.
В 1905 – 1907гг. конституционно-демократическая партия насчитывала 70 – 100 тысяч членов. Прием в нее был предельно упрощенным, что вело к определенной размытости ее оргструктуры.
Осенью 1905 года организационно оформился «Союз 17 октября». Название этой партии отражало ее удовлетворенность уступками царского правительства, зафиксированными в Манифесте от 17 октября 1905 г. Либеральная программа октябристов была направлена на установление конституционной монархии, проведение законодательных реформ, отрицала революционное насилие.
В аграрном вопросе октябристы, обходя экономическую сторону, делали упор на увеличение гражданских прав крестьян и ликвидацию общей круговой поруки. В рабочем вопросе они признавали право на стачки, на организацию профсоюзов (делая оговорку в отношении железнодорожного транспорта, оборонных предприятий). Национальный вопрос октябристы связывали с лозунгом неделимого государства, считая, что все народы в нем могут быть «оплавлены» в единую нацию.
Численность «Союза 17 октября» в 1907 году достигала 60 тысяч членов. Социальный состав был неоднородным: в него входили промышленники, банкиры, торговцы, чиновники, помещики, преподаватели, врачи, священники, крестьяне. В Питере, Сормове и некоторых других городах были созданы рабочие организации «Союза 17 октября». Однако верхушка партии принадлежала к наиболее богатым слоям российского общества. Ее руководителями были крупный московский предприниматель А.И. Гучков и крупный землевладелец Екатеринославской губернии М.В. Родзянко.
К кадетам и октябристам близко примыкали по программным установкам «прогрессисты», партия мирного обновления и партия демократических реформ. Особым влиянием они не пользовались.
Из монархических и правых организаций самой влиятельной был Союз русского народа, основанный в октябре 1905 года и имевший националистическую окраску. Программа СРН включала в себя такие пункты, как единство империи, неограниченная монархия, удаление с государственной службы противников монархии, особый подход к еврейскому вопросу. «Союз» допускал реформы с оговоркой, что они не будут противоречить государственным интересам. В аграрном вопросе СРН поддерживал П.А. Столыпина, в рабочем — призывал к сокращению рабочего дня, государственному страхованию, упорядочению условий труда. В программе говорилось о необходимости ради «национального согласия» ограничить крупную собственность.
Кроме Союза русского народа, к правым организациям относились Союз истинно русских людей, Палата Михаила Архангела, партия националистов и др. К концу 1907 года в организациях, названных «черносотенными», было зарегистрировано 410 тысяч человек. В стране выходило большое количество правой литературы и прессы, подвергавшей острой критике бюрократию и либеральную интеллигенцию. С враждебностью эта пресса отзывалась и о «новой» буржуазии: «Буржуазия... угрожает государственной власти, трудовому мелкому, частному мещанскому сословию и крестьянству. Конечно, этим пользуются масоны и евреи, дабы использовать для своих целей русскую буржуазию — буржуазию, быть может, самую наглую и низкую из всех буржуазий... Наша доморощенная буржуазия... не национальна, и родилась-то она с испорченною сердцевиною. Русская буржуазия, не имея свежести самобытной, заразилась гнилью Запада... Наша буржуазия всегда останется чуждой народу». Правые организации создавали боевые дружины, в событиях 1905 – 1907 гг. активно действовавшие на стороне правительства в Питере, Москве, Архангельске, Гомеле, Костроме, Нижнем Новгороде, Одессе, Тифлисе и других городах.
В противостоянии с оппозицией правительство немалые надежды возлагало на поддержку Православной Церкви. Она была влиятельной силой: в 1905 году в России действовало 48 375 православных церквей, а численность духовенства превышала 123 тысячи человек. Синод призывал православных: «Станьте крепкой, несокрушимой стеной за нашего Царя, за Землю Русскую, за ее старинный христианский уклад жизни». Значительная часть духовенства выступала за прекращение беспорядков и неповиновения властям, напоминала об обязанностях верующих по отношению к царю-единовластителю.
Однако в Церкви прослеживались и иные тенденции. Духовенство по социально-имущественному положению было расслоенным. Верхушка церковной иерархии вела очень обеспеченный образ жизни, часто отрываясь от забот и интересов паствы. Рядовые же священники – особенно сельские – были небогаты, а иногда и просто бедны, находились в среде, где прихожане влияли на их настроения. Часть священников оказалась вовлеченной в общий поток крестьянского движения. Некоторые открыто сотрудничали с левыми партиями.
Церковная проповедь во многих местах была официозно-формальной или вялой, безынтересной, отвлеченной от реальной жизни. Влияние церкви на многие сферы общественного бытия к началу XX века было ослаблено. Единение верующих оказывалось не столько действительным, сколько желаемым. С антирелигиозной пропагандой выступали революционеры. По поводу социальных противоречий проявились разногласия внутри самой церковной организации: весной 1905 года возник Союз ревнителей церковного обновления (численно небольшой). В целом все же, несмотря на разноречивые тенденции в духовной и церковной жизни, православная традиция оставалась довольно сильной – в немалой степени благодаря именно ей удалось восстановить общественную стабильность после событий 1905 года.
В 1905 году проходили массовые антибуржуазные стачки рабочих, волна их захлестнула многие регионы. Забастовочное движение с разной амплитудой держалось до конца 1905 года. Пиком его стала октябрьская стачка, грозившая приобрести всероссийский характер. Активными были крестьянские выступления против помещиков, волнения в национальных районах. Финалом 1905 года были декабрьские столкновения между противниками и сторонниками власти в Москве, переросшие в баррикадные бои.
Революционные события 1905 года заставили царское правительство внести серьезные коррективы в свою политику. Большинство политических партий (кроме большевиков, анархистов, эсеров-максималистов) оценивало революцию как результативную. Правительство предоставило возможности для легальной деятельности партий, созвало Государственную Думу – выборный законодательный орган, провозгласило демократические свободы, издало законы, дававшие рабочим гарантии социальной защиты, начало подготовку аграрной реформы.
К 1907 году в России были созданы новые государственные структуры, объективно способствовавшие развитию парламентаризма, хотя в них по-прежнему сильна была роль исполнительных органов. И исполнительные (Совет министров, императорская канцелярия), и законодательные органы (Государственная Дума и Государственный Совет) подчинялись императору, олицетворявшему верховную власть. При этом Совету Министров дополнительно к исполнительным придавались еще и законосовещательные функции. Императору подчинялись также Правительствующий Сенат (высший орган суда и надзора) и Святейший Синод (высший орган управления Православной Церковью).
В созданной государственной системе централизация превалировала. В отличие от Западной Европы, где парламентские традиции складывались веками, российский парламент в 1906 году начинал накапливать опыт фактически с нулевой отметки. Нужен был определенный срок для выработки политической культуры как депутатов, так и избирателей. Дума решала немало важных вопросов, принимала новые законы и утверждала госбюджет страны, часто выступала с законодательной инициативой. Однако несовершенство законодательно-процедурных механизмов, пестрота состава, психологический настрой депутатов не позволяли Думе быть лидером процесса государственного строительства. Она стала ареной межпартийной полемики, нередко принимавшей форму взаимных обвинений и разоблачений. Некоторые партии были изначально настроены против конструктивной работы. Максималисты и анархисты не признавали парламента вообще. Большевики, объявив бойкот I Думе, заявили при выборах во II Думу, что участие в ней будут использовать только для «разоблачения мерзостей контрреволюционного лагеря». Критические мотивы были сильны у эсеров-центристов и у кадетов. Пример кадетов был особенно показательным: сразу после октябрьского манифеста в 1905 году они были приглашены премьером С.Ю. Витте в формируемое им правительство. Кадеты отказались от участия в делах реальной власти, в повседневной рутинной работе, предпочтя роль «независимой критической оппозиции».
Государственная Дума не сумела возродить государственно-земский строй, восстановить историческую традицию Земских соборов. Она не могла послужить скреплению общественных сил, наладить дружную работу – и левые, и либералы отрицали многие исконно российские нравственные ценности, негативно относились к русской истории. Механически копируя западноевропейские общественные модели и образцы, базировавшиеся на ином менталитете, либералы не утруждали себя глубоким анализом того, как эти модели лягут на российскую почву.
Царская власть, проявившая после поражения в японской войне неуверенность в себе, сумела в 1906 – 1907 гг. взять инициативу в решении внутриполитических проблем, а в последующие годы относительно стабилизировала политическую ситуацию в стране. Благодаря сочетанию уступок и жестких мер со стороны правительства заметно снизились возможности политических потрясений в стране. После 1905 – 1907 гг. эсеры, социал-демократы, кадеты переживали трудности, ставившие их на грань организационного и идейного кризиса.
Общественный организм начал выздоравливать. Возглавивший правительство П.А. Столыпин хорошо понимал необходимость хозяйственных реформ, призванных вывести страну на ведущие позиции в мире и высоко поднять благосостояние ее населения. Но эти реформы могли быть успешными только в условиях внутриполитической стабильности. Столыпин заявлял, обращаясь к левым: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». Определяя подходы к достижению цели, он добавлял: «Сначала – успокоение, а потом – реформы». Курс Столыпина по всем признакам себя оправдывал, однако начавшаяся в августе 1914 года мировая война лишила Россию возможности реализовать его.