Методика разработки техно-рабочего проекта АРМа.

Методика информационной аттестации рабочего места специалиста.

Сущность и структура автоматизированного рабочего места в управлении.

 

Роль информации в процессе управления. Классификация информации

Информация в менеджменте представляет собой совокупность сведений о состоянии управляемой системы, управляющей системы и внешней среды.

Информацию классифицируют на три группы:

· внутренняя информация;

· внешняя информация;

· управленческие решения;

Роль информации неодинакова на различных этапах управленческого цикла. При обосновании целей управления важным является ее объем и новизна. На стадии подготовки решений большую роль играет возможность обработки информации.

При реализации решений важна своевременность и скорость передачи информации.

К информации предъявляются следующие требования:

· полнота информации, т.е. соответствие требуемой и полученной информации;

· полезность информации или ее релевантность;

· достоверность и точность;

· максимальная плотность информации в единице носителя.

Классификация информации необходима для формирования информационных систем. Она осуществляется по различным признакам, которые определяют характер использования информации в процессе управления.

1. Классификация по содержанию:

· экономическая;

· социальная;

· организационная;

· техническая;

· технологическая.

2. По форме передачи, в том числе по способу отображения:

· цифровая;

· буквенная;

· кодированная.

3. По использованию органов чувств:

· визуальная;

· аудио информации;

· аудиовизуальная информация.

4. По степени переработки:

· первичная;

· производная.

5. По влиянию фактора времени на информацию:

· постоянная;

· переменная.

 

2.Классификация технических средств управления.

Технические средства в управлении классифицируют по различным критериям и используют эти классификации для организации управления.

1. По назначению:

 Вычислительная техника;

 Организационная техника ( средства связи, мебель, канцелярские принадлежности).

2. По роли оборудования, преобразованию информации:

 средства получения данных;

 средства фиксации и хранения;

 средства копирования и размножения документов;

 средства передачи и дистанционного отображения данных;

 средства выполнения вычислительных операций;

Ø средства создания документов;

 специализированное оборудование для служебных помещений и другие средства оснащения управленческого труда.

3. Организационные формы использования информации:

 централизованная;

 децентрализованная;

 смешанная.

В соответствии с третьей классификацией вычислительная техника объединяется в сети трех типов:

1. Сеть звездообразного типа;

2. Сеть типа ринг;

3. смешанные сети.

Сети звездообразного типа: периферийные компьютеры работают с ресурсами центрального компьютера используется в управленческих системах со строгой иерархией.

 

1. центральный компьютер

2-коммутирующие устройства;

3-6 –периферийные компьютеры.

В системе типа ринг, все компьютеры объединены в кольцо через коммутационное устройство. Прямая связь и доступ к информации возможно лишь к двум соседним. При этом исключается управление одного компьютера другим.

 

1-5-компьютеры

6-10-коммуникационные устройства

В большинстве случаев используется смешанный тип. Система может быть очень разветвленной и образовывать сложный технический комплекс. Технические средства позволяют добиться соответствия сложности между объектом и субъектом.

 

3.Сущность и структура автоматизированного рабочего места в управлении.

На основе системного подхода автоматизированное рабочее место включает совокупность средств и предметов труда. В качестве средств выступает непосредственно вычислительная техника и программное обеспечение. Предметом туда является банк информации.

АРМ – это рабочее место, оснащенное средствами вычислительной техники, которые позволяют автоматизировать получение информации , организацию, обработку, хранение, передачу информации, оставляя за человеком функции управления и контроля за информационным процессом, функции выбора и принятия решения.

АРМ включает следующие виды обеспечения:

o техническое обеспечение;

o программное обеспечение;

o информационное обеспечение (это база данных, реализованная на машинных носителях и обеспечивая конкретную предметную область, а также систему классификации, кодирования и унификации форм документов);

o математическое обеспечение (это система математических методов и алгоритмов их реализации, используемые по отдельным задачам;

o функциональное обеспечение (это совокупность задач, составляющих предметную область АРМ, регламент и порядок их решения);

o организационное обеспечение (это регламентация взаимосвязей данного АРМ с другими АРМами а сети);

o правовое обеспечение (это система правовых - нормативных документов, определяющих права и обязанности специалистов на АРМе);

o лингвистическое обеспечение (это языковое средство общения в системе «человек-ЭВМ»);

o эргономическое обеспечение (это совокупность методов и средств, обеспечивающих благоприятные условия работы с учетом психологических и физиологических возможностей человека).

АРМ имеет особенности по категориям работников. АРМ служащих является наиболее типовым, в нем используются типовые программные продукты. АРМ руководителя предъявляет высокие требования к наглядности информации, ее обобщению, простоте формулировок запроса. АРС специалиста является наиболее специфичным и зависит от отрасли. Для АРМ экономиста большое значение имеет организация информационных систем. Она должна быть создана по показателям, имеется большой объем справочной информации, широко используется табличная форма представления документов.

 

4.Методика информационной аттестации рабочего места специалиста.

 

Методика позволяет оценить степень готовности рабочего места к автоматизации и дать рекомендации по достижению оптимального уровня организации информационных потоков.

1. этап – анализ содержания труда с целью определения работ, подлежащих автоматизации. При этом составляется специальная таблица, в которой общие затраты времени по работам разбиваются по функциям управления. Далее в таблице подводятся итоги и выясняется объем работ по функциям планирования, учета, контроля и анализа. Для каждой должности объем работ по этим функциям будет изменяться. Это определяет эффективность автоматизации и изменения содержания работы.

2. этап – анализ полного документооборота конкретного работника. Необходимость для выполнения должностных функций и разработка предложений по его совершенствованию.

этап – анализ технологии и методов выполнения работ, подлежащих автоматизации. Цель: изучение возможностей использования различных методов в работе и соответственно использования для этого различных программных продуктов. Существует ряд специальностей для которых требуется оригинальное программное обеспеченье.

4. этап – обоснование создания компьютерных сетей, осуществляется на основе анализа организационных структур и кооперации труда. Результатом информационной аттестации рабочего места является перечень предложений по совершенствованию документооборота, по использованию новых методов в работе. Недостатки должны быть устранены до внедрения АРМ.

 

5.Методика разработки техно-рабочего проекта АРМа.

 

Технорабочий проект – это подробное описание алгоритма, которое позволит создать оригинальное программное обеспечение. Методика включает три этапа:

1. составление форм входных и выходных документов, формирование бланка исходных данных, оперативной и справочной информации. Этот анализ необходимо проводить по всем должностным обязанностям;

2. разработка алгоритма выполнения должностных функций;

3. обоснование наиболее приемлемого типа ЭВМ и состава технического обеспечения АРМа.

Лекция №5 Этика деловых отношений.

План: