Адаптация человека к организации и изменение его поведения.
Личностный аспект взаимодействия человека и организации.
Ролевой аспект взаимодействия человека и организации.
Взаимодействие человека и организации.
1. Взаимодействие человека и организации.
Взаимодействие человека и организации происходит по двум моделям:
1. ресурсная модель;
2. гуманистическая модель.
В первой модели человек рассматривается как ресурс наряду с другими ресурсами. И менеджмент ставит задачу эффективного использования этих ресурсов.
В гуманистической модели человек находится в центре модели и организация существует для удовлетворения клиентов и своих работников.
К организационному окружению относится: рабочее место, руководитель, коллеги, технология.
Модели определяют подход включения человека в организацию.
В первой модели человек подбирается для работы, т.е. предприятие (организация) формулирует требования к различным качествам персонала по должностям и организация осуществляет подбор тех работников, которые в наибольшей степени обладают этими качествами (используется в США и России).
Вторая модель предполагает создание рабочего места с учетом индивидуальных особенностей работника и его профессионального уровня. Для соответствия возможностей работника целям фирмы, происходит периодическое обучение работников (используется в Японии).
2. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации.
В процессе взаимодействия человека и организации рассматривается два аспекта:
1. ролевой;
2. личностный.
При ролевом аспекте работник формально выполняет возложенные на него функции.
При личностном аспекте работник включает эмоции и неформальную составляющую.
Роль в организации - это обособленная совокупность задач и работ, выполнение которых предполагает их закрепление за работником.
В процессе выполнения роли может возникнуть ролевой конфликт, который по классификации конфликтов относится к внутриличностным. Ролевой конфликт возникает
по причине противоречивых требований, предъявляемых к работнику, а также неясности роли, высокой интенсивности работы.
Менеджер должен анализировать ситуации ролевых конфликтов и осуществлять управление конфликтами следующими способами:
1. изменение работы или роли, т.е. уточнение функций, доведение интенсивности труда до нормальной, корректировка требований к работнику при изменении ситуации;
2. изменение людей, т.е. дополнительное их обучение в соответствии с требованиями роли;
3. перестановка людей в соответствии с их квалификацией и психологическими особенностями.
3.Личностный аспект взаимодействия человека и организации.
1. Восприятие человеком окружения.
Восприятие может быть определено в общем виде как процесс получения из окружения и обработки информации. Несмотря на внешнее единообразие процесса, восприятие каждым человеком действительности различно, оно носит субъективный характер. Восприятие складывается из двух процессов:
Отбор информации
Систематизация информации
может осуществляться двумя способами: логическая обработка информации (научный способ); использование чувств, предпочтений, эмоций, убеждений.
При восприятии широко распространены:
· стереотипизация (помогает снять неопределенность)
· перенос оценок отдельных характеристик явления на другие его характеристики
· обобщение оценки отдельной характеристики до уровня аналогичной оценки явления в целом
· проекция человеком своих собственных чувств, настроений, переживаний, опасений, мотивов деятельности и т.п. на других людей
Все это приводит к искажению восприятия.
Восприятие человека.
Состоит из двух стадий:
· первое впечатление
более глубокое и широкое знакомство с личностными качествами человека
Восприятие человека организацией складывается под влиянием трех составляющих:
· воспринимаемый человек
· воспринимающий человек
· ситуация, в которой происходит восприятие
2. Критериальная основа поведения.
Критериальная база поведения любого человека складывается из:
· расположения к людям, событиям, процессам.
Играет большую роль для установления нормального взаимодействия человека и организационного окружения.
Расположение – априорное отношение к человеку, группе людей, явлениям, организациям, процессам и вещам, определяющее положительную или отрицательную (негативную) реакцию на них.
Для эффективного управления и установления хороших отношений в организации выделяют 3 типа расположения:
Удовлетворенность работой
Увлеченность работой
Приверженность организации
· совокупности ценностей, разделяемых данным человеком.
Ценности в отличие от расположения носят абстрактный и обобщающий характер. Если расположение всегда сугубо персонально, то носителями ценностей являются группы людей (например, ценности людей среднего класса).
Ценности – набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни.
Ценности формируются в процессе восприятия.
· Набора верований, которых придерживается человек.
Верования – устойчивые представления о явлении, процессе или человеке, которые люди используют при их восприятии.
· Принципов, которым человек следует в своем поведении.
Они формируются на основе системы ценностей, являются устойчивой формой проявления системы ценностей и воплощением верований в виде определенных стандартов поведения.
4.Адаптация человека к организации и изменение его поведения.
Процесс адаптации человека к условиям и требованиям организационного окружения во многом носит индивидуальный характер. У человека имеется как бы две степени свободы в построении своего поведения в организации. С одной стороны, он обладает свободой в выборе форм поведения: принимать или не принимать существующие в организации формы и нормы поведения, с другой – он может принимать или не принимать ценности организации, разделять или нет ее цели и философию. В зависимости от того в какой комбинации сочетаются эти основополагающие составляющие поведения, может быть выделено 4 предельных типа поведения человека в организации.
1. полностью принимаются ценности и нормы поведения.
Человек старается вести себя т.о., чтобы не входить в противоречие с интересами организации. Такой тип поведения можно охарактеризовать как поведение преданного и дисциплинированного члена организации.
2. человек не приемлет ценностей организации, однако старается вести себя полностью следуя нормам и формам поведения, принятым в организации.
Приспособленец делает все правильно и по правилам, но его нельзя считать надежным членом организации, т.к. он в любой момент может совершить действия, противоречащие целям организации (например, примет участие в какой-либо забастовке).
3. человек приемлет ценности организации, но не приемлет существующие в ней нормы поведения. Т.о., человек может порождать много трудностей во взаимоотношениях с коллегами и руководством, он выглядит оригиналом.
4. человек не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации. Это открытый бунтарь, который все время входит в противоречия с организационным окружением и создает конфликтные ситуации.
Организация заинтересована в том, чтобы ее члены вели себя определенным образом. Существует 2 подхода к решению данной проблемы.
1. подбор людей с определенными качествами, которые могут гарантировать желаемое для организации поведение ее членов.
Этот подход имеет ограниченное применение: не всегда можно найти людей с необходимыми характеристиками; нет абсолютной гарантии, что они будут вести себя именно таким образом; требования к поведению могут со временем меняться.
2. организация влияет на человека, заставляя модифицировать свое поведение в нужном для нее направлении. Этот подход основан на принципе: человек способен обучаться поведению. Научение поведению – достаточно устойчивый во времени процесс изменения поведения человека на основе опыта, отражающего действия человека и реакцию окружения на эти действия.
Типы научения:
1. связан с рефлекторным поведением человека – условные и безусловные рефлексы.
2. базируется на положении о том, что человек делает выводы из своего предыдущего опыта, осознанно корректирует и меняет свое поведение (описал Б. Скинер).
3. обучение на основе наблюдения поведения. Человек регулярно наблюдает, как ведут себя окружающие его люди, автоматически начинает подстраивать к их поведению свое собственное.
Все эти три типа должны учитываться руководством.
Чему человек учится в организации:
изучает свою функциональную роль
учится выполнению формально-процедурных действий
учится правильно понимать и занимать свое место в организации
учится тому, как решать свои собственные задачи в организации
Лекция №4 Человек в организации. Психологические аспекты управления.
План:
1. Типология и типовеведение: исторические аспекты.