Исследование покупателей
Исследование покупателей — это изучение процесса выбора товаров или опытах их приобретения и использования различными покупателями.
Исследование покупателей является ключевым моментом в разработке новой перспективной продукции, стратегии рыночной деятельности фирмы и разработки программы по ММ.
Поведение определяется: (1) культурными, (2) социальными, (3) личностными, (4) поведенческими факторами
культурные | социальные | личностные | Поведенческие | Покупает |
- культура | - референтные группы | - возраст и этап развития семьи | - мотивация | |
- субкультура | - семья | - работа | - восприятие | |
-социальные классы | - роли и статусы | - эк условия | - усвоения | |
- тип личности и представл о себе | - убеждения и отношения | |||
- стиль жизни |
Культура — совокупность основных ценностей, понятий, желаний и поведения, которые восприняты членом общества от семьи и других общественных институтов.
Каждая культура состоит из ряда более мелких субкультур, каждая из которых дает человеку возможность более полного отождествления и тесного общения с себе подобными.
Формируется на национальной, религиозной, расовой или региональной основе.
Большое влияние на поведение покупателя оказывает принадлежность к определенному социальному классу.
Социальные классы — это построенные в строгой иерархии стабильные общественные группы, объединенные общими ценностями, интересами и поведением.
Критериями принадлежности к классу могут быть доход, работа, образование, место жительства и др.
Социальный фактор:
Среди социальных факторов определяющим моментом является референтная группа (группа с которой непосредственно контактирует человек)
Референтная группа – это группа, которая оказывает при личном контакте прямое и косвенное влияние на отношения человека к кому-либо и на его поведение.
Референтные группы, которые оказывают прямое влияние на человека называют группами членства.
Они, в свою очередь, могут быть
первичными: семья, друзья, соседи, коллеги.
Вторичными: проф. коллективы и объединения, религиозные, партийные и др. организации, которые характеризуются официальными отношениями.
Оказывают влияние по следующим направлениям:
1) подтолкнуть человека к изменению поведения или стиля жизни.
2) Оказать влияние на отношения человека к жизни и его представление о самом себе
3) Влияет на выбор индивидуумом конкретных товаров и торговых марок
Семья – важнейшее социальное объединение, может иметь две модификации:
1) наставляющая семья (родители, родственники)
2) порожденная семья (супруги, дети)
Маркетологов интересует роль различных членов семьи в выборе и осуществлении покупок.
Могут быть товары, в отношении которых решающим являются мнение мужа/жены, товары совместного принятия решений.
Человек является членом множества различных групп и его положения в каждой из них характеризуется ролью и статусом
1) социальная роль – это набор действий, исполнение которых ожидают от человека окружающие его люди
2) каждой роли соответствует определенный статус, который отражает степень положительной оценки этой роли со стороны окружающих.
Цель маркетинга сост. в превращении товара и его марки в символы статуса.
Личностные факторы.
Выделяют возраст и этап развития жизни семьи.
1) человек холост
2) новобрачные без детей
3) полное гнездо-1 (муж, жена, дети не старше 6-ти лет)
4) полное гнездо-2 (муж, жена, дети младше 26 лет)
5) полное гнездо-3 (дети взрослые, родители пожилые, живут вместе)
6) пустое гнездо-1 (дети отдельно, взрослые отдельно, но еще работают)
7) пустое гнездо-2 (1 на пенсии, другой работает)
8) Вдовец, вдова.
Работа (вид занятий) влияет на приобретении одежды, обуви, вид товара.
Экономическое положение определяется размерами доходов и сбережений.
Тип личности – совокупность психологически характеристик, которые обеспечивают относительную последовательность и постоянство ответных реакций на окружающую среду.
Независимость
Настороженность
При этом необходимо установить связь между типом личности и выбором товара.
Стиль жизни:
Хозяйка/хозяин
Деловой человек
Свободный от забот
Поведенческие факторы:
1) мотив и мотивация
2) восприятие – процесс отбора, организации и интерпретации индивидуально поступающей информации и создание значимой картины мира.
Восприятие избирательно.
Что необходимо учитывать в упаковке, рекламе, размещении и др. х-тик товара
3) усвоение – определенные изменения в поведении человека, происходящие по мере накопления им опыта
4) убеждение – устойчивая мысленная характеристика, в отношении окружающего мира, окружающих объектов и субъектов.
5) Отношение – сложившаяся положительная или отрицательная оценка какого-либо объекта, идеи, субъекта.
6) Процесс совершения покупки.
Маркетологам необходимо понимать политику процесса принятия решения при покупке.
Выделяются следующие роли человека в процессе принятия решения о покупке.
1) инициатор – прелагает покупателю товар.
2) Влияющий- дает совет, мнение которого влияет на конечное решение
3) Принимающий решение
4) Покупатель
5) Использующий
Процесс принятия решения (стадии)
1) Осознание проблемы
2) Поиск информации
3) Оценка вариантов
4) Решение о покупке
5) Реакция на покупку
1) Направлена на выявление обстоятельств, которые подталкивают человека к покупке
2) Возможность использования личных источников информации исп. коммерческих источников информации.
- полный набор различных марок товаров
- набор осведомленности совокупных марок товаров, в отношении которых субъект имеет информацию
- анализируется набор рассмотрения (совокупность марок, которые в принципе отвечают покупателю)
- рассматривается набор выбора – совокупность марок, которые остаются после получения дополнительной информации
- ?
3) оценка вариантов
потребитель строит функцию ценности-полезности
U=Sai*Ui Ui-оценка баллов соответствующего свойства товара или услуги.
На основе повышения определяется ценность/полезность каждой марки товара.
4) учитываются мнения и советы
5) оценивается удовлетворенность покупкой и рассматриваются следующие варианты действий
-избавляется от товара (навсегда)
возвращают
обменивают
продают
выбрасывают
- сдают в аренду или дают взаймы