Проблемы, связанные с Бостонской Матрицей

матрица БСК имеет несколько ограничений

 

В мире нет ничего идеального, и Бостонская матрица не дает универсальных решений для всех ситуаций.

Во-первых, нередко считают, что чем выше прибыль, тем выше доля рынка. Это не всегда так. Следует учитывать расходы на разработку продукта, которые покрываются в течении продолжительного периода.

 

Например, когда Боинг запускает в продажу новый самолет, он быстро захватывает рынок, но затраты на разработку покрываются не скоро.

Российский Super Jet может быстро завоевать высокую долю данного сегмента авиаперевозок, но окупаемость затрат продлится годамми

 

Обычно эта методика применяется для планирования деятельности Стратегических Бизнес Единиц (СБЕ).

Основная цель применения — скорее планирование бизнеса, чем отдельных единиц продукции (для этого больше подходит матрица Ансоффа).

 

Во-вторых,Матрица БКГ упрощает сложный процесс принятия решений. На практике не все рекомендации, вырабатываемые на основании Бостонской матрица, приемлемы.

 

Нередко для потребителей важно видеть в ассортименте какие-то продукты из разряда Собаки удаление Cобакповлечет за собой отток клиентов. Поэтому для принятия важных решений нужно опираться на точную маркетинговую информацию о рынке и отчасти на интуицию.

Например, в оплате коммунальных платежей доминирует терминал. Это прогрессивно и снижает расходы банка, но часть пожилого населения придерживается старой системы оплаты – через оператора.

В наличии всегда имеются все четыре вида продуктов, которые составляют товарный портфель. Важно соблюдать равновесный баланс между Дойными Коровами, Трудными Детьми, Звездами и Собаками.

Суть управления ассортиментным портфелем в том, чтобы развивать Трудных Детей в Звезды на средства, полученные от Дойных Коров. Со временем Звездыпереходят в класс Дойных Коров, а некоторые из Трудных Детей превратятся в Собак.

Анализ банковского ассортимента с помощью Бостонской матрицы позволяет спрогнозировать перспективу банковских продуктов, выявить, какие из банковских услуг могут играть роль «дойной коровы», а какие из «трудных детей» имеют перспективы стать «звездами».

 

На роль дойных коров больше всего подходят традиционные банковские услуги (кредиты, займы, депозиты и др.), а на роль звезд – такие финансовые инновации, как интернет-банкинг, пластиковые карты.

 

Матрица БКГ хорошо подходит для анализа товарного портфеля банка с целью выявления перспектив банка, если конкурентные позиции банка можно определить по его доле на рынке.

 

 

Матрица БКГ способствует выполнению двух функций:

1) принятию решений о намеченных позициях на рынке и

2) распределению стратегических средств между различными продуктами/зонами хозяйствования в будущем.

 

Среди достоинств матрицы БКГ, прежде всего, стоит отметить ее простоту.

Однако, из-за простоты, матрица БКГ обладает двумя существенными недостатками:

· все СЗХ = стратегические зогы хозяйствования, положение в которых компании анализируется с помощью матрицы БКГ должны находится в одинаковой фазе развития жизненного цикла;

· внутри СЗХ конкуренция должна идти таким образом, чтобы используемых показателей было достаточно для определения прочности конкурентных позиций компании.

 

Если первый недостаток является фатальным, т.е. СЗХ, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла, не могут быть проанализированы с помощью данной матрицы, то второй недостаток вполне может быть устранен.