Рыночная модель социально-экономической системы туризма

Одним из направлений сферы услуг является туристский бизнес. Единого определения туризма до сих пор не существует.

Туризм - временные выезды (путешествия) людей из места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в оздоровительных, познавательных профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях, но без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

Проанализировав данное определение туризма, можно сделать вы­вод о том, что в его основу положены три следующих компонента.

Временные перемещения (выезд) людей из мест их постоянного проживания в иные места.

Цели поездки могут быть различны, кроме занятия оплачивае­мой деятельностью в месте временного пребывания.

Период пребывания в стране должен составлять от 24 часов, но не более шести месяцев (закон «Об основах туристской деятель­ности РФ») или одного года (ВТО).

Все­мирная туристская организация предлагает классифицировать туризм по следующим типам:

o внутренний туризм — путешествия жителей какого-либо регио­на по этому региону;

o въездной туризм — путешествия по какой-либо стране лиц, не яв­ляющихся ее жителями;

o выездной туризм — путешествия жителей какой-либо страны в другую страну.

В наиболее общем виде туристский рынок можно определить как упорядоченную совокупность взаимодействующих элементов, образу­ющих определенное единство.

Туризм как рыночная система функционирует благодаря механиз­му спроса и предложения, процессу их постоянного взаимодействия, адаптации и координации.

В основе системы туризма лежат две подсистемы: субъект туризма и объект туризма. Под субъектом туризма понимается участник турист­ского мероприятия, или турист, который ищет возможности удовлет­ворения своих потребностей путем получения специфических турист­ских услуг. Под объектом туризмапонимается все то, что может стать для субъекта туризма (туриста) целью получения туруслуги. Это может быть туристский регион широкой или узкой специализации со всеми его туристскими структурами.

Турист — посетитель, то есть лицо, которое путешествует и осуще­ствляет пребывание в местах, находящихся за пределами его обычной среды, сроком не более 12 месяцев с любой целью, кроме занятия дея­тельностью, оплачиваемой из источников в посещаемом месте.

Спрос на туристский продукт отражает уровень экономического и социального развития страны. Так, в России только 10% населения может фактически пользоваться туристскими услугами за счет семей­ного бюджета, в то время как в Западной Европе — до 57%, а в отдель­ных странах (Голландия, Скандинавские страны) — до 75%.

В концепции туристского спроса приоритетное место отводится потребителю. Не случайно особого внимания заслуживает изучение посетителей, чьи нужды и желания предполагается удов­летворять.