Понятие, виды и формы туризма
Одним из направлений сферы услуг является туристский бизнес. Единого определения туризма до сих пор не существует.
Туризм - временные выезды (путешествия) людей из места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в оздоровительных, познавательных профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях, но без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
Проанализировав данное определение туризма, можно сделать вывод о том, что в его основу положены три следующих компонента.
1. Временные перемещения (выезд) людей из мест их постоянного проживания в иные места.
2. Цели поездки могут быть различны, кроме занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.
3. Период пребывания в стране должен составлять от 24 часов, но не более шести месяцев (закон «Об основах туристской деятельности РФ») или одного года (ВТО).
Вместе с тем есть особые категории туристов, в отношении которых данные критерии все-таки недостаточны, — это беженцы, кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, которые формально не въезжают в страну, и лица, сопровождающие или конвоирующие эти группы.
Развитие туризма сопряжено с появлением различных новых форм и видов туризма. В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, можно использовать мотивационные факторы, которые побудили человека отправиться в поездку.
Все многообразие видов туризма необходимо для учета мотивационных факторов, которые заставляют туристов отправляться в путешествие. На основе этих факторов разрабатываются соответствующие программы туров для конкретной целевой аудитории или потребительского сегмента.
Хотя мотивы не всегда определяются однозначно, все же можно выделить шесть видов туризма в системе его управления.
1. Туризм с целью отдыха (поездки с целью физического или психологического восстановления организма).
2. Туризм с целью изучения культуры (познавательный и паломнический туризм).
3. Общественный туризм (клубный туризм, посещение друзей, знакомых, родственников).
4. Спортивный туризм (поездки с целью активного или пассивного участия в спортивных мероприятиях).
5. Экономический туризм (поездки, совершаемые из профессионального и коммерческого интереса).
6. Политический туризм (участие в конгрессах, политических событиях и мероприятиях).
На первый взгляд может показаться, что между формами и видами туризма нет большого различия. В обоих случаях путешествия группируются по определенным критериям. Разница состоит в том, что виды туризма различаются по мотивации путешествующих, то есть по внутренним факторам, а формы туризма — по внешним причинам и воздействиям, что очень важно для менеджмента.
Кроме предложенных шести критериев, существуют и другие точки зрения, позволяющие классифицировать путешествия по формам. Всемирная туристская организация предлагает классифицировать туризм по следующим типам:
o внутренний туризм — путешествия жителей какого-либо региона по этому региону;
o въездной туризм — путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями;
o выездной туризм — путешествия жителей какой-либо страны в другую страну.