Понятие, виды и формы туризма

Одним из направлений сферы услуг является туристский бизнес. Единого определения туризма до сих пор не существует.

Туризм - временные выезды (путешествия) людей из места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в оздоровительных, познавательных профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях, но без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

Проанализировав данное определение туризма, можно сделать вы­вод о том, что в его основу положены три следующих компонента.

1. Временные перемещения (выезд) людей из мест их постоянного проживания в иные места.

2. Цели поездки могут быть различны, кроме занятия оплачивае­мой деятельностью в месте временного пребывания.

3. Период пребывания в стране должен составлять от 24 часов, но не более шести месяцев (закон «Об основах туристской деятель­ности РФ») или одного года (ВТО).

Вместе с тем есть особые категории туристов, в отношении которых данные критерии все-таки недостаточны, — это беженцы, кочевни­ки, заключенные, транзитные пассажиры, которые формально не въезжают в страну, и лица, сопровождающие или конвоирующие эти группы.

Развитие туризма сопряжено с появлением различных новых форм и видов туризма. В качестве признака, позволяющего классифициро­вать путешествия по видам туризма, можно использовать мотивационные факторы, которые побудили человека отправиться в поездку.

Все многообразие видов туризма необходимо для учета мотивационных факторов, которые заставляют туристов отправляться в путешествие. На основе этих факторов разрабатываются соответствующие программы туров для конкретной целевой аудитории или потребительского сегмента.

Хотя мотивы не всегда определяются однозначно, все же можно выде­лить шесть видов туризма в системе его управления.

1. Туризм с целью отдыха (поездки с целью физического или пси­хологического восстановления организма).

2. Туризм с целью изучения культуры (познавательный и палом­нический туризм).

3. Общественный туризм (клубный туризм, посещение друзей, зна­комых, родственников).

4. Спортивный туризм (поездки с целью активного или пассивного участия в спортивных мероприятиях).

5. Экономический туризм (поездки, совершаемые из профессио­нального и коммерческого интереса).

6. Политический туризм (участие в конгрессах, политических со­бытиях и мероприятиях).

На первый взгляд может показаться, что между формами и видами туризма нет большого различия. В обоих случаях путешествия груп­пируются по определенным критериям. Разница состоит в том, что виды туризма различаются по мотивации путешествующих, то есть по внутренним факторам, а формы туризма — по внешним причинам и воздействиям, что очень важно для менеджмента.

Кроме предложенных шести критериев, существуют и другие точки зрения, позволяющие классифицировать путешествия по формам. Все­мирная туристская организация предлагает классифицировать туризм по следующим типам:

o внутренний туризм — путешествия жителей какого-либо регио­на по этому региону;

o въездной туризм — путешествия по какой-либо стране лиц, не яв­ляющихся ее жителями;

o выездной туризм — путешествия жителей какой-либо страны в другую страну.