Вопрос 29 - Формальная и неформальная структуры организации. Групповые нормы и социальный контроль.
ФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ | НЕФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ | |
1.определение | система узаконенных безличных требований и стандартов поведения, формально заданных и жестко закрепленных ролевых предписаний | Строится на принципах саморегуляции и самоорганизации, не является жестко структурированной, вектор ее направленности меняется |
2.признаки | опора на формально действующие организационные положения | опора на человеческие неформальные отношения |
3.образование | создается отношениями между безличными должностными и профессиональными позициями | создается отношениями между живыми людьми в процессе их совместной деятельности |
4.структура | опирается на жесткую структуру отношений, зафиксированную в иерархии должностных функциональных позициях | носит ситуационный характер |
5.функции | - установление статусов, прав и обязанностей членов группы; -жесткое определение и распределение ролей; -обеспечение единства всех составных частей организации; -связь различных подразделений с ее общими целями; -целесообразное общественное разделение труда; -обеспечение повышения эффективности за счет известного ограничения разнообразия в организации. | -реализация общих материальных и социальных интересов; - защита от чрезмерного давления администрации; - получение и передача необходимой или интересной информации; - облегчение коммуникаций и налаживание взаимопомощи при решении как организационных, так и личных задач; -сохранение и культивирование общих культурных, социальных, национальных, религиозных и иных ценностей; -удовлетворение потребностей в групповой принадлежности, в признании уважении и идентификации; -создание благоприятной среды деятельности и психологического комфорта; -адаптация и интеграция новых и молодых сотрудников. |
6. основные различия | создается организацией | возникает сама по себе |
Сходство: Обе формы организации сосуществуют на предприятии, взаимодополняют друга, а иногда и противоборствуют.
Виды структур организации осуществляющих формальное управление:
1) Административная структура - включает подчиненных лиц, которые непосредственно отчитываются перед определенным руководителем. Подчиненная взаимосвязь между менеджером отдела и инспекторами или между старшей медицинской сестрой ее подчиненными характерна для административной структуры.
2) Оперативная структура - включает рабочих и служащих, которые вместе выполняют какое-либо задание или проект, например деятельность клерков в страховой компании. Когда происходит какой-либо инцидент, несколько клерков должны работать сообща и координировать свою работу друг с другом, если требуется справедливо разрешить иск. Решение этих необходимых задач и осуществление нужных взаимодействий создаются условия для формирования оперативных структур. Медицинские сестры, которые оказывают неотложную помощь в больнице, обычно составляют оперативную группу, так как требуется определенная последовательность во время ухода за пациентом. Эти структуры имеют значительно больше самостоятельности в планировании и осуществлении своей деятельности, хотя у них есть общий руководитель.
Виды структур, осуществляющих неформальное управление:
1) Структуры по интересам -отдельные лица, которые могут не быть членами одной и той же административной или оперативной структуры, могут объединяться для достижения определенной совместной цели. Цели таких структур не имеют отношения к целям организации и являются специфическими для каждой структуры. Примерами структур по интересам могут быть объединения рабочих и служащих с целью получения больших выгод, а также объединение официанток, создающих из своих чаевых единый фонд.
2) Группы на основе дружбы-многие группы формируются на основании, каких либо общих интересов или признаков: возраст, политические убеждения, этническое происхождение и другие. Эти группы на основе дружбы часто продолжают свое взаимодействие и вне рамок рабочей деятельности.