Новая экономическая политика

В истории России особое место принадлежит 20-м гг. С начала 1921 г. главными в жизни страны стали задачи мир­ного строительства. Специфика 20-х гг. состояла в многооб­разии форм социально-экономического развития, в остроте политической борьбы, потребовавших отмены политики "военного коммунизма", выработки и внедрения новой эко­номической политики (нэп). По истории нэпа издана обшир­ная литература. Во многих работах утверждалось, что нэп продолжался до "победы социализма", т.е. до 1935-1936 гг., хотя серьезных оснований для подобного утверждения не было. Современные же исследователи приходят к выводу, что нэп был свернут в конце 20-х гг. Начало и завершение нэпа проходило в сложных условиях внутреннего и между­народного положения страны.

После окончания гражданской войны страна оказалась в тяжелейшем положении, столкнулась с глубоким эконо­мическим и политическим кризисом. В результате почти семи лет войны Россия потеряла более четверти своих на­циональных богатств. Особенно крупный урон понесла про­мышленность. Объем ее валовой продукции уменьшился в 7 раз. Запасы сырья и материалов к 1920 г. были в основном исчерпаны. По сравнению с 1913 г. валовое производство крупной промышленности сократилось почти на 13 %, а мелкой — более чем на 44 %.

Огромные разрушения были нанесены транспорту. В 1920 г. объем перевозок железных дорог составил 20 % по отношению к довоенному. Ухудшилось положение в сель­ском хозяйстве. Сократились посевные площади, урожай­ность, валовые сборы зерновых, производство продуктов животноводства. Сельское хозяйство все более приобретало потребительский характер, его товарность упала в 2,5 раза. Произошло резкое падение жизненного уровня и условий труда рабочих. В результате закрытия многих предприятий продолжался процесс деклассирования пролетариата. Ог­ромные лишения привели к тому, что с осени 1920 г. в среде рабочего класса стало усиливаться недовольство. Положе­ние осложнялось начавшейся демобилизацией Красной Ар­мии. По мере того как фронты гражданской войны отодви­гались к границам страны, крестьянство начало все более активно выступать против продразверстки. По существу речь шла о кризисе политики "военного коммунизма".

В начале 1920 г. под руководством члена Президиума ВСНХ Ю. Ларина разрабатывался проект декрета об изме­нении системы снабжения рабочих Москвы и Петрограда продовольствием, основной упор в котором был сделан на оживлении рыночных источников снабжения. Однако этот проект в Совнаркоме даже не обсуждался. Вопрос о необхо­димости коренного изменения продовольственной политики и переходе к продналогу был поставлен на VIII съезде Со­ветов.

Изменение ситуации не было своевременно учтено. По­литика "военного коммунизма" продолжала проводиться в жизнь.

В течение 1920 г. развитие экономической политики мыслилось и осуществлялось в основном на основе сложив­шихся представлений о возможности непосредственного перехода от капитализма к социализму с использованием военно-коммунистических методов.

IX съезд РКП (б), состоявшийся в марте — апреле 1920 г., по существу узаконил "военный коммунизм". Основная став­ка в решении экономических задач была сделана на "на­родный энтузиазм", на административно-командные мето­ды работы. Решения съезда укрепляли порядок принуди­тельного изъятия продуктов у крестьян, свертывания то­варно-денежных отношений. Опираясь на проведенную на­ционализацию крупных и средних предприятий, ВСНХ по­ставил своей задачей завершить обобществление всей про­мышленности. Руководство ВСНХ установило даже срок — один месяц. В этих целях 29 ноября 1920 г. издается поста­новление ВСНХ о национализации всей мелкой промыш­ленности. Предпринимаются дальнейшие шаги и по борьбе с частной торговлей. Вытеснение мелкой розничной торгов­ли завершилось ликвидацией в Москве знаменитой "Суха­ревки" и запрещением рыночной торговли в ряде других крупнейших городов.

Решением VIII съезда Советов был введен государст­венный план засева и учреждены посевкомы, что привело к усилению государственного регулирования сельскохозяйст­венного производства. В конце 1920 г. в финансовых орга­нах вынашиваются идеи о полной ликвидации денег.

В 1920 — начале 1921 гг. был принят ряд декретов Со­ветского правительства об отмене платы за топливо, ком­мунальные услуги, о бесплатном отпуске населению продук­тов питания и предметов широкого потребления. В конечном итоге все эти преждевременные, непродуманные шаги правительства привели к политическому кризису весной 1921 г. До этого, еще в 1920 г. начались крестьянские волне­ния в Тамбовской губернии, на Украине, в Среднем Повол­жье, на Дону, Кубани и в Туркестане. Именно в этих усло­виях 8 февраля 1921 г. на заседании Политбюро В.И. Ленин внес предложение отказаться от продразверстки.

А тем временем положение продолжало ухудшаться: пришлось сократить продовольственные пайки, углубился топливный кризис, который особенно сильно затронул Пет­роград. В середине февраля в городе практически остано­вилась промышленность, не ходил трамвай, почти не стало электрического освещения. Все это привело в конце февра­ля к волнению среди петроградских рабочих. В конечном итоге вспыхнул мятеж в Кронштадте, сыгравший большую роль в последующей истории России. Как отмечал позднее Ю. Ларин, в 1921 г. для некоторых товарищей потребовался гром кронштадтских пушек, чтобы разъяснить необходи­мость вступить на путь отмены разверстки. 15 мая 1921 г. Х съездом партии было принято решение о замене разверст­ки налогом.

С заменой продразверстки натуральным налогом и раз­решением крестьянам продавать свою продукцию в целях стимулирования сельскохозяйственного положения страны связано начало новой экономической политики (нэп).

Вопрос о налоге составлял лишь часть проблемы. Реа­лизовать оставшуюся у него продукцию крестьянин мог толь­ко путем торговли.

Для формирования рынка и налаживания товарообме­на с крестьянами было необходимо оживить промышлен­ность, увеличить выпуск ее продукции. В этих целях при переходе к нэпу было проведено разгосударствление мел­ких и частично средних предприятий.

17 мая 1921 г. принимается постановление Совнаркома, в соответствии с которым предлагалось принять меры к развитию кустарной и мелкой промышленности как в фор­ме частных предприятий, так и в кооперативной. Отменя­лись ранее принятые постановления о национализации предприятий, на которых трудилось свыше пяти рабочих. Они были возвращены прежним владельцам. Более трети всех промышленных предприятий, преимущественно мел­ких и средних, было сдано в аренду. Причем более полови­ны из них получили частные лица. С 1921 г. была разрешена аренда средств производства. Часть предприятий (в основ­ном пищевой промышленности) взяли в аренду кооперативы. В то же время назрела необходимость провести рефор­му управления государственной промышленностью. 9 ав­густа 1921 г. был принят "Наказ СНК о проведении в жизнь начала новой экономической политики". В этом документе было предусмотрено введение хозяйственного расчета на государственных предприятиях. Предлагалось сократить число предприятий, находящихся в ведении ВСНХ и его местных органов, привести их количество в соответствие с имевшимися у государства ресурсами, а остальные сдать в аренду или закрыть. Одновременно указывалось на возмож­ность перехода к денежной форме обмена и необходимость введения платности всех хозяйственных услуг.

В августе — сентябре 1921 г. был принят ряд других декретов, расширявших свободу маневра государственных предприятий; начал осуществляться курс на отказ от при­нудительного привлечения рабочей силы и переход к добро­вольному найму. Для углубления этих реформ 5 июля 1921 г. Постановлением СНК был установлен порядок аренды пред­приятий.

В принятых к началу 1922 г. декретах и постановлени­ях был зафиксирован отказ от всех характерных черт по­литики "военного коммунизма". Активно заработал Госбанк. Стали создаваться товарные биржи. С переходом к нэпу начала возрождаться разветвленная система самодеятель­ных хозяйственных организаций, деятельность промысло­вой, потребительской, сельскохозяйственной, кредитной и других видов кооперации.

В результате этих мер к середине 20-х гг. в промыш­ленности около 18 % предприятий были кооперированы. Вместе с тем разрешалось для промышленного развития и привлечение иностранного капитала. С этой целью разре­шалась аренда российских государственных предприятий зарубежными предпринимателями. Первая концессия была учреждена в 1921 г. В целом же их количество было неве­лико, в 1926-1927 гг. — 65 предприятий. Возникали и со­вместные предприятия с участием средств Советского государства и иностранных фирм.

В начале новая экономическая политика рассматрива­лась как временная мера, предназначенная для подготовки перехода через прямой товарообмен к социалистическому продуктообмену. Ее необходимость объяснялась специфи­ческими условиями России, где многомиллионная масса мел­ких товаропроизводителей нуждалась в рынке. Однако уже на Х Всероссийской конференции 28 мая 1921 г. В.И. Ленин говорит о нэпе как о долговременной стратегии партии, подлежащей "проведению всерьез и надолго" (В.И. Ленин. Полн. собр. соч. Т. 43. С. 340).

В качестве стимулов в развитии советской экономики на первый план выдвигались экономическая заинтересован­ность и хозяйственный расчет. Большое внимание уделя­лось кооперативным формам.

В.И. Ленин подчеркивал, что кооперация является наи­более "простым, легким и доступным для крестьян" путем перехода к новым порядкам. "Одно дело фантазировать на­счет всяких рабочих объединений для построения социа­лизма, другое дело научиться практически строить этот социализм так, чтобы всякий мелкий крестьянин мог участ­вовать в этом построении" (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 370).

Сущность нэпа была понята не всеми. Неверие в нэп, в его социалистическую направленность порождало споры о путях развития экономики страны, о возможности постро­ения социализма. При самом различном понимании нэпа многие партийные руководители сходились в том, что в конце гражданской войны в Советской России сохранились два основных класса — рабочие и крестьяне, а в начале 20-х гг., после введения нэпа, появилась и новая буржуазия, носи­тельница реставраторских тенденций. Широкое поле дея­тельности для непманской буржуазии составили отрасли, обслуживающие важнейшие потребительские интересы го­рода и деревни. Частный сектор промышленности состоял главным образом из предприятий, работающих на местном сырье и обслуживающих потребительский рынок. В основ­ном это были предприятия ремесленного и кустарного типа. Частные предприятия производили почти 90 % продукции всей мелкой промышленности. Только за первый год нэпа было передано в аренду около половины намеченного ВСНХ арендного фонда, т.е. более 10 тыс. промышленных пред­приятий, а к концу 1923 г. — уже около 3/4.

В.И. Ленин понимал неизбежные противоречия, опас­ности развития на пути нэпа. Он считал необходимым ук­репление Советского государства для обеспечения победы над капитализмом, сохранение в руках пролетарского госу­дарства "командных высот" в экономике. Перед частным капиталом были поставлены жесткие рамки в виде монопо­лии внешней торговли, сохранения оптовой торговли в ру­ках государства, права заготовки и реализации ряда важ­нейших продуктов — хлеба, металла, текстиля и др.

В результате осуществления новой экономической по­литики в стране начался хозяйственный подъем. За период 1921-1924 гг. валовая продукция крупной государственной промышленности возросла более чем в 2 раза. На действо­вавших предприятиях удалось сохранить основные кадры рабочих. С 1923 г. начался быстрый рост числа рабочих, за­нятых в государственной промышленности, в результате чего удалось достигнуть довоенного уровня по выпуску важней­ших видов продукции в крупной и мелкой промышленности. Восстанавливался транспорт, налаживалась его работа.

Особенно важное значение имело оздоровление финан­совой системы. Наряду с Государственным банком в 1922 г. были открыты отраслевые банки — Торгово-промышлен­ный, Российский коммерческий банк, Банк потребительской кооперации и др., а также местные коммунальные банки. Система банковских учреждений дополнялась в деревне кре­дитной кооперацией, руководимой местными и централь­ными сельскохозяйственными банками, в городе — общест­вами взаимного кредита, обслуживающими частные про­мышленные и торговые предприятия.

С осени 1921 г. в стране началось проведение денежной реформы. В октябре 1922 г. Госбанк выпустил в оборот бан­ковский билет (червонец), имевший твердое обеспечение. К концу 1923 г. в стоимости всей денежной массы удельный вес червонцев достиг уже трех четвертей. К весне 1924 г. денеж­ная реформа была завершена. Торговый оборот начал стро­иться на основе твердой советской валюты, которая была при­нята на валютных биржах мира как конвертируемая.

Уже к 1922 г. обозначился заметный рост сельского хо­зяйства. Страна была накормлена.

В целом восстановление народного хозяйства страны остро поставило вопрос об индустриализации и преодоле­нии технико-экономической отсталости страны.

Переход от доиндустриального к индустриальному тех­нологическому способу производства в России начался еще в XIX в. Но темпы этого процесса были таковы, что вплоть до революции Россия оставалась аграрной страной, в кото­рой преобладали мелкое производство и домашние формы труда.

К исходу первого десятилетия Советской власти стра­на оказалась на той же начальной стадии индустриального преобразования, которого Россия достигла накануне первой мировой войны и революции.

В стране, где проживало 160 млн. человек, в конце 20-х гг. производилось ежегодно 3-4 млн. т чугуна, 4-5 млн. т стали, 35-40 млн. т угля, 5-6 млрд. квт.ч. электроэнергии, т.е. в 2-3 раза меньше, чем в Германии, Англии, Франции (странах с населением 40-60 млн. человек), и во много раз мень­ше, чем в США. Уровень производства на душу населения был меньше, чем в индустриально развитых странах в 5-10 раз и более. Многие сложные промышленные изделия у нас вообще не производились. Поэтому важнейшей зада­чей в эти годы стала задача развития тяжелой промышлен­ности, которая нуждалась в государственных субсидиях.

Уже в 1922-1923 гг. государство вложило только в про­изводство металла свыше 32 млн. золотых рублей, почти столько же было выделено на электростроительство, около 52 млн. — на развитие угольной и нефтяной промышлен­ности. Однако по масштабам и темпам восстановления впе­реди шла деревня. Кустарно-ремесленное производство росло также быстрее, чем крупная промышленность.

Вопрос о развитии промышленности был обсужден на XII съезде партии, состоявшемся в апреле 1923 г. Доклад­чиком выступил Л.Д. Троцкий, который призывал к хозяй­ственному наступлению, обеспечивающему приоритет государственной промышленности над сельским хозяйст­вом. Однако съезд отверг такую позицию, отметив в своем решении первостепенное значение сельского хозяйства в экономике страны на данном этапе ее развития.

В 1923 г. страна столкнулась с серьезным кризисом, связанным с расхождением цен на промышленные и сель­скохозяйственные товары ("ножницы" цен), с недовольст­вом крестьян, складывавшимися экономическими отноше­ниями с промышленностью. Возникновение "ножниц" цен было связано с тем, что сельское хозяйство восстанавлива­лось быстрее промышленности. К середине 1923 г. сельское хозяйство был восстановлено по отношению к довоенному уровню на 70 %, а крупная промышленность — всего лишь на 39 %. Столь большое несоответствие в темпах восстанов­ления вело, с одной стороны, к удорожанию изделий фаб­рично-заводского производства, а с другой — к удешевле­нию сельскохозяйственной продукции. Покупательная спо­собность крестьян снизилась. Достаточно привести только один пример. Если в 1913 г. крестьянин мог за один пуд ржи приобрести около 6 аршин ситца, то в 1923 г. — только 1,5 аршина, т.е. почти в 4 раза меньше. Примерно втрое меньше крестьянин мог приобрести и сахара.

Положение обострилось в связи с проводимой политикой цен. Прежде всего повышение цен на промышленные товары отрицательно сказалось на самой промышленности, так как спрос на ее продукцию резко упал и началось массовое зато­варивание. В результате кризис сбыта ударил по финансовой системе государства, которое испытало серьезные затрудне­ния в попытках поддержать тяжелую индустрию.

Несмотря на печальные уроки 1923 г., вновь обнаружива­ется торопливость, теперь уже в области торговли, где преж­девременно санкционируется и проводится наступление на частный капитал. В итоге начался распад рыночного оборота, повлекший за собой недовольство крестьян и рабочих.

XIV съезд Коммунистической партии, состоявшийся в декабре 1925 г., вошел в отечественную историю как съезд индустриализации.

На XIV съезде Сталин, избранный в 1922 г. Генераль­ным секретарем ЦК партии большевиков, впервые говорил о курсе на индустриализацию как о генеральной линии пар­тии. Тогда же была сформулирована главная задача инду­стриализации: превратить страну из ввозящей машины и оборудование в страну, производящую машины и оборудо­вание, чтобы в обстановке капиталистического окружения страна представляла собой экономически самостоятельное государство.

Развивая идею об индустриализации страны, Л.Д. Троц­кий предлагал проводить индустриализацию ускоренными темпами, увеличить объемы капитальных работ, в ближай­шее пятилетие уменьшить диспропорцию между сельским хозяйством и промышленностью. Аналогичные суждения высказали и другие деятели партии и государства — Л.Б. Ка­менев, Г.Е. Зиновьев, Г.Л. Пятаков и др.

Лидеры большинства ЦК активно отстаивали идею нэпа. Выдвигая лозунги решительного продвижения вперед, они в то же время предостерегали против "нетерпения", "сверх­человеческих" прыжков в развитии народного хозяйства и даже против обострения классовой борьбы. И Сталин, и Бухарин, и Рыков призывали к индустриализации, но по средствам, в меру наличных ресурсов и при непременном улучшении благосостояния всех слоев трудящихся.

Однако ситуация складывалась неблагополучно. Пере­оценив успехи восстановления экономики, правительство наметило на 1925 — 1926 гг. большой экспорт зерна и за­купку на этой основе значительного количества иностран­ного оборудования. Однако объем заготовок оказался меньше намеченного. Сказались не только погодные усло­вия, но и негибкая практика кредитования лесозаготовок. Деревня вновь ощутила нехватку промышленных товаров. Ухудшению положения на рынке способствовали быстрый рост зарплаты и расширение масштабов капитального стро­ительства.

Чтобы ослабить товарный голод, правительство пошло на сокращение вложений в промышленность, уменьшение им­порта и увеличение сельхозналога в расчете на изъятие опре­деленной части средств из деревни, главным образом у кулаков.

В декабре 1927 г. состоялся XV съезд ВКП(б)*, который вошел в историческую литературу как съезд, провозгла­сивший "курс на коллективизацию". В действительности же на съезде речь шла о развитии всех форм кооперации, о том, что перспективная задача постепенного перехода к коллективной обработке земли будет осуществляться "на основе новой техники (электрификации и т.д.)", а не наобо­рот: к машинизации на основе коллективизации. Ни сроков, ни способов кооперирования крестьянских хозяйств съезд не устанавливал.

 
 


* Состоявшийся в декабре 1925 г. XIV съезд партии большевиков ут­вердил переименование РКП(б) во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков) — ВКП(б).

 

Рассматривая вопрос о темпах развития и накопления, съезд предложил своего рода оптимальный вариант: "Здесь следует исходить не из максимума темпов накопления на ближайший год или несколько лет, а из такого соотношения элементов хозяйства, которое обеспечивало бы длительно наиболее быстрый темп развития" (КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 8-е изд. М., 1970. Т. 4. С. 34).

Начало второй половины 20-х гг. все еще проходило под знаком расцвета нэповских принципов.

Важным показателем успехов был общий рост фабрич­но-заводской промышленности: ее продукция в 1927 и 1928 гг. превысила плановые наметки. Расширение индустрии поч­ти на 40 % происходило за счет собственных вложений, т.е. ресурсов предприятий.

В стране складывалась крепкая система сельскохозяй­ственной кооперации, в 1927 г. она объединяла уж треть крестьянских хозяйств. Рядом с ней действовала потреби­тельская и растущая кустарно-промысловая кооперация. Вместе они охватывали свыше двух третей товарооборота между городом и деревней, обеспечивая тем самым проч­ную экономическую связь между крестьянскими хозяйст­вами и промышленностью.

В 1925-1929 гг. производство зерна колебалось на уров­не чуть выше довоенного. Поголовье скота увеличивалось примерно на 5 % в год.

В то же время хлебозаготовительный кризис зимы 1927-1928 гг. создал реальную угрозу планам промышленного строительства, осложнил общую экономическую ситуацию в стране. Этот кризис во многом по своему происхождению, характеру и масштабам был аналогичным кризису 1925-1926 гг., но практические выводы оказались совершенно иными.

По отношению к "держателям хлеба", прежде всего к кулацким и вообще зажиточным хозяйствам, были приме­нены "чрезвычайные" меры, что по существу вело к свер­тыванию нэпа в отношениях между городом и деревней.

Были пересмотрены и планы промышленного развития. Ставилась задача сохранить намеченные темпы и разви­вать их дальше.

В этот же период Н.И. Бухарин опубликовал статью "За­метки экономиста. К началу нового хозяйственного года", в которой отстаивал решения XV съезда партии. Он подчер­кивал, что высокий темп индустриализации возможен лишь при таком сочетании, когда промышленность поднимется на активно растущем сельском хозяйстве, обеспечивающем бы­строе накопление. Социалистическая индустриализация — это не паразитарный по отношению к деревне процесс, а сред­ство ее величайшего преобразования и подъема.

Сталинская группа (Сталин и его сторонники В.М. Мо­лотов, К.Е. Ворошилов, Л.М. Каганович и др.) к этому вре­мени добилась большинства в политическом руководстве страны.

Другие же группы политического руководства страны, возглавлявшиеся Л.Д. Троцким, Л.Б. Каменевым, Г.Е. Зино­вьевым, Н.И. Бухариным, в которые входили А.И. Рыков, Г.Л. Пятаков, М.П. Томский, И.Т. Смилга, Н.Б. Эйсмонт и др., уже не имели преобладающего влияния на формирование партийной политики в области народнохозяйственного раз­вития страны. В январе 1928 г. Сталин предложил для ста­билизации хлебозаготовок развернуть строительство колхозов и совхозов. Сталин и его сторонники увидели то звено социально-экономической структуры деревни, кото­рое позволяло бы осуществлять перераспределение средств и снабжать город хлебом. В ноябре 1929 г. партийно-госу­дарственными органами принимается решение о форсиро­вании процессов коллективизации.

В 1929 г. на Украине и в РСФСР* узакониваются чрез­вычайные меры по ограничению свободной продажи хлеба, устанавливается первоочередная продажа зерна по государственным обязательствам. Уже со второй половины 1929 г. начинается частичная экспроприация кулачества. Ограни­чиваются, а затем и свертываются различные кооперации, позднее ликвидируются земельные общества, все права и обязанности которых передаются сельсоветам.

 
 


* РСФСР — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — образована в результате Октябрьской революции 1917 г. До января 1918 г. носила название Российская Советская Республика (РСФ).

 

В 1929 г. были пересмотрены плановые задания первой пятилетки в сторону резкого увеличения и постановки эко­номически недостижимых целей. Стимулирование трудо­вой активности рабочих опиралось в это время на энтузиазм и административные рычаги. Возможности материального стимулирования были ограничены уравнительной тариф­ной реформой 1928 г., введением нормированного снабже­ния в городах. 1929 год стал по существу решающим в отказе от нэпа. На судьбу нэпа большое влияние оказала полити­ческая обстановка в стране в тот период.

К концу 30-х гг. в Советском Союзе союзных республик стало 11; автономных — 22; автономных областей — 9; на­циональных округов — 9. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР) была упразд­нена, а Грузия, Армения и Азербайджан вошли в состав СССР. Казахстан и Киргизстан стали союзными республи­ками. К 1941 г. союзных республик стало 16, автономных — 20, автономных областей — 9, национальных округов — 10. Перед началом Великой Отечественной войны в 1939-1940 гг. в состав СССР вошли Западная Украина и Западная Бело­руссия, Бессарабия, Северная Буковина, прибалтийские буржуазные республики Латвия, Литва и Эстония, в кото­рых победила Советская власть, упраздненная здесь еще в годы гражданской войны.

Но успешно осуществлявшийся процесс национально-государственного строительства проходил с серьезными нарушениями правовых норм. К примеру, высшие органы СССР издавали акты законодательного характера по во­просам, которые даже по Конституции 1924 г. относились к ведению союзных республик. По Конституции СССР 1936 г. законодательство о судоустройстве было полностью отне­сено к ведению Союза ССР. И только в 1957 г. было принято решение о восстановлении в этой части принципа, зафик­сированного в Конституции СССР 1924 г., 11 февраля 1957 г. был издан Закон Верховного Совета "Об отнесении к веде­нию союзных республик принятия гражданского, уголовно­го и процессуального кодексов".