Вводная лекция
Тезисы лекций по маркетингу
Эффективность каналов сбыта (основные требования)
Выбор каналов сбыта: -определение оптимального соотношения между прямыми и непрямыми каналами сбыта -выбор лучшего непрямого канала сбыта
Экономическое обоснование канала сбыта: -определение сегмента потребителей, который предполагается обслуживать -определение товара -установление цен для участников канала -устранение возможных конфликтов между каналами (прямой/непрямой)
Структура канала:-определением необходимых для покрытия рынка числа дилеров и их размещения -анализ и выбор дилеров
Текущее управление каналами сбыта:-определение влияние возможностей дилера и стимулов на долю рынка производителя-создание эффективной поддержки каналов -определение контрактных условий -создание целей и показателей оценки работы дилеров, организация четкой системы контроля.-создание и управление каналами сбыта в целях максимального увеличения доли рынка и общей прибыльности.
Определения маркетинга
Термин маркетинг происходит от английского слова market, означающего рынок (сущ.) либо продавать, сбывать, торговать (глагол). Термин имеет несколько сущностных аспектов (ипостасей, концепций).
Маркетинг – социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний индивидов и организаций посредством свободного конкурентного обмена одних товаров и их стоимостей на другие. (Ф.Котлер).
Определение, данное «гуру маркетинга» Ф. Котлером, достаточно широкое и нуждается в конкретизации.
М1 Маркетинг – деятельность в сфере рынка, направленная на продвижение товаров (услуг, работ) от того, кто их производит, к тому, кто в них нуждается, посредством обмена.
Это, так называемая, сбытовая концепция маркетинга. В этой ипостаси маркетинг существует несколько тысяч лет, когда произошло отделение купца, негоцианта, от производителя товара – ремесленника. В это же время появились деньги как всеобщий эквивалент стоимости.
Сферы маркетинга:
Потребительский маркетинг (В2С) – business to customer/
Деловой маркетинг (В2В)– business to business.
Социальный маркетинг (бесприбыльный)охватывает сферу деятельности некоммерческих организаций.
М2 Маркетинг – новая предпринимательская философия, система взглядов на современное общество, в основу которой положены интересы потребителей и общества в целом, при соблюдении норм делового общения, международных кодексов и правил добросовестной коммерческой деятельности.
Данная концепция сформировалась к 50-м годам XX века, когда в результате успешного внедрения научно-технических достижений в экономику и, как следствие, появления многообразных качественных товаров, рынок ПРОДАВЦА сменился рынком покупателя.
М3 Маркетинг – хозяйственная концепция управления деятельностью предприятия, ориентированная на установленный либо сформированный платежеспособный спрос.
М4Маркетинг – научная дисциплина, систематизация теоретических, методологических и практических знаний, разработанных в основном на микроуровне (уровне организаций).
Маркетинг – это теория и практика оптимизации взаимоотношений людей и их общественно-производственных объединений.
Задачи и функции маркетинга.
Задачи маркетинга:
Выявить, количественно оценить и реализовать существующую и потенциальную возможность предприятия и рынка с целью согласования пропорций производства и потребления (Третьяк О.А., 2005).
Функции маркетинга:
1) Исследовательско-аналитическая:
- Исследование внутренней и внешней среды.
- Анализ рынков (локальных, международных).
- Изучение конкурентов.
- Прогнозы продаж.
2) Производственная:
Разработка ассортимента новых продуктов;
Разработка требований к новым товарам,
3) Сбытовая:
- Выбор каналов сбыта.
- Планирование и анализ перевозок.
4) Ценообразование:
- Выбор и реализация политики ценообразования.
- Изменение цен.
5) Коммуникативная:
- Формирование комплекса коммуникаций (рекламная деятельность)
- Координирование действий торговых агентов.
- Стимулирование работников сбыта.
6) Интеграционная:
- Согласование деятельности всех отделов компании и ориентация их на интересы компании.
Сравнительный анализ сбытовой и современной
концепций маркетинга
Сбытовая | Современный маркетинг |
Учет потребностей | |
Предприятия | Потребителей |
Производится то, что | |
Удается произвести | Что будет куплено |
Ассортимент | |
Узкий | Широкий |
Горизонт планирования | |
Краткосрочный | Длительный |
Ценовая политика | |
На основе учета издержек | + учет ценности товара и действия конкурентов |
Производственный процесс | |
Жесткий | Гибкий |
Упаковка | |
Средство сохранения товара (тара) | Средство формирования спроса и стимулирование сбыта |

Анализ потребностей
Сегментирование рынка
Анализ возможностей бизнеса
Анализ конкуренции
Разработка стратегии развития
Операционный (тактический) маркетинг
Выбор целевого сегмента
Разработка плана маркетинга (принцип 4P: Product, Price, Place, Promotion)
![]() |
Формирование бюджета
Реализация и контроль
Плюсы и минусы маркетинга
Маркетинг как орудие нейтрально с позиций добра и зла (Березин И.)
Сторонники маркетинга, в числе которых можно назвать Ф.Котлера, П. Друкера, отмечают следующие
Плюсы:
ü Применение маркетингового подхода обеспечивает рост потребления.
ü Маркетинг способствует удовлетворению разнообразных потребностей.
ü Маркетинг способствует развитию высоких технологий.
ü Маркетинг способствует поддержанию конкуренции.
ü Маркетинг способствует снижению относительных цен.
ü Маркетинг способствует достижению социальных целей без серьезных внутренних конфликтов.
ü Маркетинговому подходу приписывается победа Запада в холодной войне малой кровью.
Противники маркетинга, в числе которых можно назвать А. Тойнби, Э. Фромма, отмечают следующие
Минусы:
Взяв на вооружение психологические методы воздействия,
· маркетинг способствует оболваниванию потребителей и разрушению морали,
· утверждению диктата моды и потребительства.
· поддержанию состояния тревожности.
· Маркетинг приводит к ценовой дискриминации,
· вторжению в личную жизнь.
· Маркетинг способствует отвлечению от социально- значимых целей.
Именно на рекламу (одну из основных компонент маркетинга) возлагается вина за возникновение фундаментального культурного противоречия, разрушающего устои современного западного общества. 500-летние принципы протестантской трудовой этики (трудолюбие, скромность, командный дух, самообладание, точность, умеренность, аккуратность, преданность делу и своей семье) позволили создать массовое производство качественных доступных товаров. Сейчас же культивируются принципы массового потребления: экстравагантность, фривольность, чувственность, яркость, показное потребление.
Если идеологическими героями первой половины 20-го века были предприниматели, инженеры, врачи, ученые, то сейчас их вытеснили фотомодели, артисты, музыканты, спортсмены, модельеры.
Противостоять отрицательным проявлениям маркетинга можно повышением своего уровня культуры и образования.