Системы коллективного управления

В соответствии с «мартовскими статьями» 1654 г., Украина сохраняла широкую автономию в составе России. Во главе Малороссии стоял избираемый населением гетман, в распоряжении которого находилась собственная администрация (русский воевода назначался только в Киев). Украинцы не платили налогов в царскую казну. Киевская митрополия не подчинялась Московской патриархии. Постепенно выяснилось, что эти компромиссные условия не устраивают ни ту, ни другую сторону. Деспотичное московское правительство начало нарушать малороссийскую автономию. В свою очередь, украинские гетманы (И. Выговский, И. Брюховецкий, П. Дорошенко, И. Мазепа) искали покровительства соседних государств, стремясь освободиться теперь уже от гнета Москвы.

Многие украинцы покидали свою родину и скрывались в районах, недосягаемых для польской администрации. В низовьях Днепра (Запорожье) постепенно сформировалось казачье войско, окружившее свою территорию засеками (укреплениями). Так, во второй половине XVI в. возникла Запорожская Сечь. Запорожцы официально состояли на королевской службе, охраняя южные границы государства от набегов крымских татар. Но в то же время, Сечь была эпицентром социального недовольства и национально-освободительной борьбы (1595 — 1596 гг. — восстание атамана Семерина Наливайко, 1630 г. — восстание гетмана Трясило, 1637 — 1638 гг. — восстание гетмана Остряницы и т. д.).

Южные и юго-западные уделы Киевской Руси оказались под влиянием Великого княжества Литовского в XIV в. Постепенно, на этих территориях сформировалась украинская народность. В XIV — XVI вв. Литва все больше интегрировалась в европейскую культурную и политическую жизнь. Ярким примером этого может служить принятие католицизма в качестве государственной религии, создание Речи Посполитой (польско-литовского государства) в 1569 г. В таких условиях украинскому народу было сложно сохранять национально-культурную самобытность. Однако украинцы ревностно защищали свое православие, придерживались традиционного образа жизни. Власти Речи Посполитой насильственными мерами пытались ополячить малороссиян (украинцев). Именно с этой целью в 1596г. была создана греко-католическая (униатская) церковь. Религиозный гнет дополнялся социальным, экономическим и политическим давлением на украинский народ.

В 1648 г. на Сечи вспыхнуло очередное антипольское восстание. Запорожцев возглавил чигиринский казацкий сотник Богдан (Зиновий) Хмельницкий, избранный гетманом. В мае 1648 г. его отряды в союзе с крымскими татарами разгромили польские войска под Желтыми водами и Корсунью. В декабре 1648 г. повстанцы, к которым присоединились многие украинские крестьяне и горожане, заняли Киев. В августе 1649 г., после победы под Зборовом, между Хмельницким и королем Яном II Казимиром был подписан мирный договор. По нему численность реестровых казаков (получавших жалованье) увеличилось до 40 тыс., в трех воеводствах — Киевском, Черниговском и Брацлавском — должности могли занимать только православные.

Чувствуя непрочность союза с татарами, Хмельницкий стремился заручиться поддержкой мощного соседнего единоверного государства. В июне 1648 г. он впервые официально обратился к царю Алексею Михайловичу с предложением принять его казаков «под высокую государеву руку». Однако Россия в тот момент опасалась открытого конфликта с Польшей. В 1651-1653 гг. поражения войск Б. Хмельницкого подтвердили эти опасения (Белоцерковский договор сократил реестр до 20 тыс. и оставил православным лишь Киевское воеводство). Появилась реальная угроза полного разгрома сил восставших. Московское государство, к этому времени собравшееся с силами, решило удовлетворить просьбы Богдана Хмельницкого и оказать помощь повстанцам.

Земский собор 1653 г. одобрил идею присоединения Украины к России. Важную роль в этом сыграл патриарх Никон, призывавший вывести единоверцев из-под власти «безбожных латинян». В свою очередь, Украинская Рада в Переславле в январе 1654 г. приняла решение о вхождении в состав Московского государства.

Русско-польская и русско-шведская войны середины XVII в.

Приняв Украину в свое подданство, Россия вступила в очередную войну с Речью Посполитой, продолжавшуюся с 1654 по 1667 гг. Поначалу она шла успешно для России: в 1654 г. был взят Смоленск, на Украине — Ровно, в Белоруссии — Полоцк и Витебск, в 1655 г. — Минск и Вильно. В ходе военных действий особо отличились такие талантливые русские полководцы, как боярин князь А.Н. Трубецкой, боярин князь Ю. А. Долгоруков-Чертенок, боярин князь Я.К. Черкасский, боярин В.В. Бутрлин.

В 1655 г. в Польшу, воспользовавшись ее неудачами, вторглись шведы. Начался «польский Потоп». Король Ян II Казимир вынужден был покинуть свою столицу, шведы захватили Краков и Варшаву. Сильная Швеция представляла для России большую угрозу, чем разбитая Речь Посполитая.

В 1656 г. Россия заключает Виленское перемирие с Польшей и вступает в войну со Швецией. Соперничество с одной из самых передовых армий Европы оказалось не по силам Московскому государству. Несмотря на ряд побед, общий ход войны складывался не в пользу России. В1658 г. правительство Алексея Михайловича заключило перемирие со шведами, а в 1661 г. Россия пошла на подписание Кардисского мира, по которому возвратила завоеванные земли в Ливонии и вновь лишилась выхода к морю.

В 1657 г., Польша, получившая передышку и собравшаяся с силами, возобновляет военные действия против России, и война приобретает затяжной характер.

Итогом войны стало подписание Московским государством и Речью Посполитой Андрусовского перемирия 1667 г., по которому России возвращался Смоленск, и переходили земли Левобережной Украины и Киев на два года (впрочем, возвращен он Польше не был). Это был крупный успех А.Л. Ордина-Нащокина — талантливого дипломата, возглавлявшего русскую делегацию. Условия Андрусовского перемирия закреплялись Вечным миром 1686 г., ставшим серьезной дипломатической победой России.

Русские землепроходцы XVII в.

В XVII в. активно шло освоение Сибири, чему способствовали экспедиции В.Д. Пояркова (1643-1646 гг.) и Е.П. Хабарова (1649-1652 гг.) в Приамурье, С.И. Дежнева в Северо-Восточную Сибирь (1648-1659 гг.), В.В. Атласова на Камчатку (1697-1699 гг.), А.Булыгина на Охотское море и др. Возникли городки — Албазинский(1651 г.), Косогорский (1655 г.), Нерчинский (1658 г.) и т. д. Для управления этими землями в 1637 г. был создан Сибирский приказ. Коренное население Сибири платило специальный налог пушниной — ясак.

В 1689 г. Россия и Китай подписали Нерчинский договор, разграничивавший зоны влияния этих стран на Дальнем Востоке и в Забайкалье.

 

1. Парадокс Кондорсе

В 1996 г. перед первым туром президентских выборов в России по московскому радио передавали выступление избирателя, недовольного системой голосования. Он предлагал разрешить каждому избирателю не только голосовать за одного кандидата, но и упорядочивать всех кандидатов по своему предпочтению от лучшего к худшему. Только после этого, утверждал выступавший, будет ясно истинное отношение населения России к кандидатам в президенты.

Интересно, что большой интерес к разным системам голосования наблюдался примерно за 200 лет до этого во Франции. При этом ситуации в двух странах были близкими: и тут, и там происходил переход от тоталитаризма к новой системе, позволяющей каждому избирателю голосовать свободно и тайно. Одним из первых, кто заинтересовался системами голосования, был французский ученый маркиз де Кондорсе (1743-1794). Он сформулировал принцип или критерий, позволяющий определить победителя в демократических выборах. Принцип де Кондорсе состоит в следующем: кандидат, который побеждает при сравнении один на один с любым из других кандидатов, является победителем на выборах.

Система голосования, предложенная де Кондорсе, совпадала с системой, которую предлагал 200 лет спустя избиратель в России, Каждый из голосующих упорядочивал кандидатов по степени своего желания видеть его победителем. Согласно де Кондорсе, справедливое определение победителя возможно путем

попарного сравнения кандидатов по числу голосов, поданных за них. Принцип де Кондорсе предлагался как рациональный и демократический. Однако вскоре маркиз де Кондорсе столкнулся с парадоксом, получившим впоследствии его имя.

Рассмотрим пример голосования в собрании представителей из 60 чел. [1]. Пусть на голосование поставлены три кандидата: А, В и С, и голоса распределились, как в табл. 16.

Т а б л и ц а 16

Распределение голосов (парадокс Кондорсе)

Число голосующих предпочтение
А

 

Сравним предпочтения по отношению к парам кандидатов. Берем А и С: тогда А предпочитают 23+2=25; С по сравнению с А предпочитают: 17+10+8=35. Следовательно, С предпочтительнее А (С -> А ) по воле большинства.

Сравнивая попарно аналогичным образом А и В, В и С, получаем: В -> С (42 против 18), С -> А (35 против 25) и А -> В (33 против 27). Следовательно, мы пришли к противоречию, к нетранзитивному отношению А -> В -> С -> А .

Столкнувшись с этим парадоксом, Кондорсе выбрал «наименьшее зло», а именно то мнение, которое поддерживается большинством голосов (избранным следует считать А).