Особенности архитектуры начала XXIв.

Одна из модных тенденций начала XXI в. — полное техническое санирование и архитектурное переустройство бывших заброшенных индустриальных комплексов, торговых складов, корабельных доков.

Но энергосберегающие дома с архитектурной точки зрения не всегда так красивы и футуристичны, как нам хотелось бы себе представить. Некоторые проекты показывают, что возможно решение и этой проблемы.

Дом будущего, как показывают новейшие проекты, в принципе должен быть не только удобен и энергосберегающ, но и «мобилен». Под мобильностью подразумевается возможность формальных вариаций, изменения внутренних пространств, размеров, приспособление его объёма к пожеланиям жильцов.

Дерзкие фантазии молодых архитекторов уводят нас с поверхности Земли в иные миры. Жилые капсулы для обитания учёных во время полета на Марс в 2013 г. (так называемые Bioplex Capsule) были спроектированы по заказу NASA уже в 2000 г. английской архитектурной студией FOA (Foreign Office Architects). Но поскольку невесомость в космическом пространстве всё ещё не преодолена, планы переселения в космос относятся к весьма далекому будущему. А вот под водой жить можно уже сейчас. Проект «Гидра хауз» — Hydra House (студии Office of mobil design) победил в 2003 г. на конкурсе инновативной архитектуры, устроенном журналом Wallpaper Magazine.

Если преимущества индивидуального постоянного проживания под водой всё же вызывают сомнения, то провести на дне океана неделю отпуска уже сегодня пожелают многие. Такую возможность предоставит в недалеком будущем отель «Hydropolis», возводящийся сегодня на дне Персидского залива в Дубай. Его автор — немецкий архитектор Иоахим Хаузер, проект должен быть завершен в октябре 2006 г.

Архитектура будущего не только дает нам кров, не только обслуживает мегаполисы, она всё больше «играет» со зрителем. Огромное количество полифункциональных культурно-развлекательных комплексов проектируется и строится по всему миру. Например, библиотеки сегодня — это сложные организмы, сочетающие всевозможные средства получения информации, лекционные залы, кафе, магазины, информационные центры — всё чаще называются медиатеками.

Грандиозный комплекс «Город искусства и науки» — это проект, призванный превратить восточную окраину Валенсии (Испания) в новый полифункциональный центр . Испанский архитектор Сантьяго Калатрава (род. в 1951 г.) известен пристрастием к белому цвету, сложным геометрическим формам, причудливым кривым, которыми он «венчает» свои здания.

Один из краеугольных камней успеха архитектуры XXI в. — её интерактивное начало, вовлечение зрителя в процесс освоения той или иной информации. Интерактивность — знак актуальности архитектуры. Павильоны и постройки в городских парках и на площадях городов, «играющие со зрителем», реагирующие на его присутствие, — это любимое детище многих архитекторов молодого поколения. Если раньше зрители развлекались в комнатах с кривыми зеркалами или в садовых лабиринтах, то теперь к их услугам новейшие достижения аудио-, видео- и цифровой техники. Такой «игровой» архитектурой прославился голландец Ларс Спейбрук.

Выше была описана архитектура «взлетающая» и «плавающая», «растекающаяся» и «играющая», но есть основания полагать, что архитектура будущего во многом будет и маскирующейся, и «исчезающей». Ряд проектов стремится слиться с природой. Фантазия архитекторов здесь безгранична — от придания зданиям очертаний животных (такие «зооморфные» проекты в виде зданий-змей, морских скатов, улиток и др. были показаны на выставке в Лондоне в 2003 г.) до оцифровывания на компьютерах растений и перевода этих форм в архитектуру. В целом тенденция «назад к природе» отражает пресыщенность хай-тэковской, урбанистической архитектурой. Поэтому в городах проектируются и появляются такие странные здания, как электростанция, полностью одетая в оболочку из цветущих роз (проект студии «Магическая гора», США). Жан Нувель спроектировал даже Музей Гуггенхайма в Токио, который должен располагаться внутри холма. А сам холм, засаженный вишнями и клёнами, в зависимости от времени года должен менять окраску, но всегда оставаться естественным.

Ещё более радикальный шаг по пути к исчезновению архитектуры делают нью-йоркские зодчие Диллер и Скофидио в своем проекте Blur building, что можно перевести как «Здание Пятно».

Образ исчезающего здания, как показывает опыт американца Майкла Янтцена, можно создать и совершенно иными средствами. В своем проекте Malibu Video Beach House (2002 г.) он предлагает заполнить выходящий на дорогу фасад кубического дома, стоящего на пляже у кромки воды, видеоэкранами с изображениями пляжа, располагающегося позади дома. Таким образом, для подходящего к дому с дороги прохожего он будет сливаться с пляжем. Разве не напоминает это парковые игры с зеркалами наших предков, только на ином, почти виртуальном уровне?!

От архитектуры начала XXI в. с её размахом можно было бы ожидать мощных градостроительных проектов. Но в реальности этого не происходит.

Погружение в мир архитектуры начала XXI в., которая сегодня предугадывает завтра, – вещь увлекательная и подобна наркотику. Хочется узнавать о новых проектах и технологических чудесах, хочется любоваться этими зданиями как произведениями искусства, а ещё больше – жить в них и среди них.

1. Архитектура начала XXI в. имеет безграничные возможности. При желании и достаточном финансировании с помощью современных технологий можно и спроектировать, и реализовать всё, что угодно. Основой этих практически безграничных возможностей архитектуры, её «тремя китами» являются: компьютерное программирование, новейшие технологии и материалы.

2. Образ архитектуры начала XXI в. – это головокружительный образ причудливых очертаний, состоящий из «стекла и металла» с лёгкими добавками полимеров, камня, бетона, дерева. Становление архитектуры высоких технологий обусловлено совершенствованием методов расчёта и использованием высокопрочных эффективных материалов, что позволило внести лёгкость и разнообразие форм в конструкции больших пролётов.

3. Необходимым условием архитектурного творчества начала XXI в. стало использование компьютеров как в проектировании, так и в управлении производственными процессами. Можно сказать, что с приходом компьютеров в архитектуре свершилась революция, подобная той, которая произошла в мире математики с открытием «неевклидовой» геометрии.