Активное развитие советской архитектуры было прервано началом Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.).

Крупным достижением советской архитектуры явился павильон СССР на Международной выставке 1937 года в Париже (арх. Б. Иофан, скульптор В. Мухина).

Большим архитектурным и техническим достижением было строительство Московского метрополитена. В 1935 году вступила в строй его первая очередь.

В столице Армении по проектам А. Таманяна были построены Дом правительства и театр им. Спендиарова, совмещающий в себе собственно оперно-балетный театр и зал Филармонии.

Киев обогатился большим монументальным сооружением - зданием Совета Министров УССР (арх. И. Фомин).

Одним из лучших и стилистически характерных сооружений 1930-х годов в Москве является здание Военной академии им. М. В. Фрунзе (арх. Л. Руднев и В. Мунц), отличающееся лаконичностью и смелостью композиции.

В 1930-х годах в ряде городов возникают художественно выразительные здания крупных размеров правительственного и общественно-административного назначения.

Некоторые станции могут служить примером оригинального решения композиции подземного зала, органически связанной с избранной конструктивной схемой. На станции "Кропоткинская", например, плоское сводчатое перекрытие подземного зала поддерживается изящными, расширяющимися кверху колоннами, в верхних частях которых скрыты лампы, заливающие потоками света поверхность потолка. Зал кажется просторным и светлым.

Разрушения военного времени были колоссальны: тяжело пострадало 1710 городов и более 70 000 сел и деревень. Тем не менее, восстановление было осуществлено в очень короткий срок - в основном за одну послевоенную пятилетку.

После победоносного завершения Великой Отечественной войны в результате восстановительного строительства залечили свои раны и стали ещё красивее, благоустроеннее Ленинград, Киев, Воронеж, Ростов-на-Дону, Смоленск, Калинин, Псков, Новгород и многие другие города. Волгоград, Минск, Севастополь фактически были выстроены почти заново - от центра и до окраин.

Патриотический подъём и пафос победы в Великой Отечественной войне находили своё отражение в архитектурных формах - величественных, жизнерадостных, монументальных. Украшательская тенденция особенно ярко проявилась при строительстве семи высотных зданий в Москве (конец 40-х - первая половина 50-х годов).