Особый интерес среди национальных архитектурных школ послевоенного времени представляют мексиканская и бразильская.

В середине XX века продолжала бурно развиваться техника. Интересные инженерные предложения практически реализовал итальянец П. Нерви. Ему принадлежат железобетонные конструкции минимальных сечений типа складчатых сводов и куполов (толщина в несколько сантиметров при пролетах около 100 метров). Именно эта система была применена II. Нерви в Малом дворце спорта в Риме, построенном к XVII Олимпийским играм 1960 года. Купол этого здания экономичен, по-своему красив и отвечает назначению сооружения. Средством архитектурно-художественной выразительности этого сооружения являются сами конструкции.

Небоскребы раннего периода обладали в своей фасадной обработке чертами ретроспективизма, но с течением времени их внешний облик стал приобретать признаки геометризации, конструктивизма. Ультралаконичные формы были приданы сооруженному в Нью-Йорке в 1928 - 1935 годах так называемому Рокфеллеровскому центру (высота - 384 м). Отдельные небоскребы Нью-Йорка, Чикаго и других американских городов производят сильное впечатление, но в общей планировочной системе городов они кажутся случайными; остро ощущаются разномасштабность и несогласованность застройки.

Однако вскоре выяснилось, что крупнейшие небоскребы, построенные на рубеже 20-х и 30-х годов, оказались экономически невыгодными, так как превышение уровня в 63 этажа заставляло дублировать дорогостоящий инженерный узел небоскреба. Поэтому их высота в дальнейшем значительно снизилась. Строительство высотных зданий возобновилось только в конце XX в.

Удлиненное окно (вследствие каркасной конструкции горизонтальные ленточные окна могут распространяться по всему фасаду);

5. Свободное оформление фасада (каркас дает возможность распределять окна "без прямого отношения к внутреннему членению здания").

Корбюзье видел истинную красоту в чёткой ясности геометрических объёмов, в простоте и логике современных железобетонных конструкций.

В середине XX в. продолжал работать американец Ф.-Л. Райт, по-прежнему развивая свой "стиль прерий" и насаждая тип домов-особняков. Дом над водопадом в Пенсильвании - одно из лучших его произведений.

Ф.-Л. Райт был ярым противником высотных зданий, однако протест великого мастера против многоэтажных зданий не мог дать ощутимых результатов. В крупных городах число их всё более умножалось.

В 1921 году был проведен большой конкурс на проект высотного здания газеты "Чикаго трибюн", который оказал стимулирующее влияние на появление новых небоскрёбов.

С ростом дефицита земли в центре города возрастала необходимость строить быстро и экономично. Небоскрёбы оказались идеальным решением. С появлением новых материалов и технологий постепенно дорабатывалась конструкция небоскрёбов. Стальные балки получали разнообразное применение при создании прочного каркаса. В начале 1930-х годов в Нью-Йорке строится небоскреб -конторское здание "Эмпайр Стейт билдинг", побившее рекорд размеров по вертикали среди зданий Америки в то время.

Несмотря на актуальность проблемы строительства дешевых жилищ, такое зодчество считалось "архитектурой второго сорта", поэтому внимание архитекторов больше привлекали общественные здания, при проектировании которых они могли полнее раскрыть свои смелые замыслы и быстрее нажить состояние. В 30-х годах XX в. в крупных европейских городах появились в большом количестве многозальные кинотеатры, рестораны, огромные стадионы, плавательные бассейны, крытые рынки, универмаги, авто- и аэровокзалы, университеты, школы, лечебные учреждения и др.

Колоссальные разрушения после второй мировой войны вновь обострили проблемы массового строительства и реконструкции городов. Для их решения развёртывается индустриальное строительство в массовой жилой застройке и в промышленной архитектуре, затем и при строительстве общественных зданий.

Распространению индустриальных методов способствовали получившие своё развитие в 40 -50-х годах идеи функционализма. Основной планировочной единицей жилого района становится микрорайон, основанный на принципах пространственной организации функциональных связей жилья, элементов первичного обслуживания (магазины, д/сады, школы и пр.) и отдыха.

После окончания второй мировой войны вдохновителем "органического стиля" явился Ф.-Л, Райт, обращавший особое внимание на использование и эстетическое осмысливание в архитектуре возможностей материалов. Музей Гуггенхейма в Нью-Йорке - одна из крупнейших построек того времени.

"Органическая архитектура" оказала влияние на многих архитекторов. Однако на практике "органическая архитектура" смыкалась с формализмом. В частности, Ле Корбюзье в ряде поздних своих работ применял деконструктивные, надуманно-сложные формы. Примером может служить Церковь в Роншане, в которой функциональная сторона явно отошла на второй план. Подчёркнутый иррационализм этой постройки опрокинул рационалистические каноны, которые сам Корбюзье ранее проповедовал.

В середине XX в. в архитектуре стала сильнее ощущаться дифференциация национальных школ. Своеобразное течение "новый эмпиризм", возникшее в Скандинавии и Англии обратилось к использованию привычных в национальной строительной практике материалов - кирпича, дерева, с выявлением их во внешнем облике сооружений. Этому направлению следовал крупнейший архитектор Финляндии А. Аалто.

Здание национального конгресса, зал собраний сената и часовню дворца президента в городе Бразилиа проектировал О. Нимейер и.Л. Коста. В сооружениях учтены климатические факторы - в обработку фасадов введены солнцезащитные пластины, придающие особый, "южный" характер корпусам; частично использована национальная живопись.

Газета "World" в конце XX в. провела среди своих читателей опрос для определения семи современных чудес, которые были созданы человеком. В результате получила" такой список архитектурных творений:

Мемориальный комплекс "Валле де лос Кандас" в Испании (1959 г.)